Найти в Дзене

ПСИХОЛОГИЯ живописи или как применять это в жизни? Часть 4.

Часть 1 – https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV

Часть 2 - https://dzen.ru/a/Z2kiqrU4JVpQVDnH

Часть 3 - https://dzen.ru/a/Z2kknVyl6QCXzgE0

Продолжим исследовать процесс рассматривания картин, начатый нами в частях 1 и 2, и рассмотрим великое творение «Та́йная ве́черя» — монументальную роспись работы Леонардо да Винчи, изображающую сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Данное произведение искусства также было исследовано на предмет привлекающих взгляд элементов изображения.

Предлагаем воспользоваться методикой рассматривания изображения, описанной нами в ч. 1 и 2 нашего повествования и кратко представляющее собой следующую последовательность действий:

ü четкая фиксация поля картины, когда глаза смотрят в центр и при этом мы видим все поле картины без движения глаз влево-вправо к ее границам;

ü поле вне картины расплывается и просматривается боковым зрением;

ü глаза должны быть расслаблены и двигаться по полю картины самопроизвольно, доверяясь тому, что взор сам остановится на элементах картины, привлекших его внимание. Если не привлечет – возможно и нечем привлекать. Предварите просмотр тем, что закроете глаза на несколько секунд или поморгайте ими часто – мышцы глаз и расслабятся.

ü При просматривании картины постарайтесь запомнить места, привлекшие ваше внимание. Конечно, это случится после того, как взгляд пробежит по картине несколько раз.

ü Мы исследуем только картины, признанные произведениями искусства. И только в дальнейшем будем просматривать визуальные объекты, в отношении которых это понятие не применяется…

ü В предыдущих статьях мы просматривали картину Ильи Репина «Не ждали» (1884 – 1887г.) и картину Шишкина И.И. «Утро в сосновом бору» (1889г.) из собраний Государственной Третьяковской галереи…

Приступим к просматриванию…

Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайная_вечеря_(фреска_Леонардо_да_Винчи)
Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайная_вечеря_(фреска_Леонардо_да_Винчи)

Попытаемся зафиксировать собственные наблюдения, а вариант от автора следует далее:

· Первично привлекает внимание облик Христа, особенно в ситуации, когда его лик высвечен ярким фоном расположенного сзади окна. Причем взгляд не фиксируется на отдельном элементе, а одновременно наблюдается (перебрасывается взгляд) с светлого фона окна слева от головы Христа к его правому глазу.

· Далее взгляд перебрасывается на светлый лик соседа Христа по правую руку при этом также перепрыгивая на однотонные облачения далее расположенных соседей – второго и третьего по правую руку Христа. Здесь формируется круг движения глаза – по голубым одеждам глаз возвращается на светлый лик первого соседа Христа.

· Далее взгляд устремляется к фигуре, расположенной по левую руку от Христа – в голубом одеянии (как и Христос, как и три уже упомянутых участника стола) – с широко раскинутыми руками – он задает движение глаз по всей ширине раскинутых им рук.

· Краем глаз зрение успевает отметить крайнюю фигуру в левом углу картины – все тот же голубой фон – и ярко белая накидка крайнего гостя за столом в правом углу картины (цвет одеяния совпадает с одеянием ближайшего соседа Христа по правую руку).

И теперь сравним свои наблюдения с данными исследований. Красными полями отображены элементы картины, привлекшие максимальное количество взглядов в процессе исследования.

Источник https://in-scale.ru/blog/ajtreking
Источник https://in-scale.ru/blog/ajtreking

И что мы видим? Взгляды устремлены только на лица Христа и апостолов в то время, как на картине ещё масса интересных деталей.

Давайте расположим картины вблизи друг от друга для большего впечатления:

-3

Описание картины от искусствоведа - традиционный библейский сюжет для росписи монастырских трапезных: последний ужин Иисуса со своими учениками. Момент произнесения слов Спасителя: "Один из вас предаст меня". Реакция двенадцати учеников Христа поражает своей достоверностью, разнообразием и эмоциональностью (https://muzei-mira.com/kartini_italia/1772-kartina-taynaya-vecherya-leonardo-da-vinchi-opisanie-kartiny.html).

Сравните стол и стены в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В архитектурном плане они обычно располагаются параллельно друг другу. В перспективно изображенном рисунке стол и задняя стена отражают божественное могущество Христа, учитывая, что боковые стены расходятся в стороны (наружу), подобно рукам, изображенным в порыве откровения, что вполне соответствует сюжетному значению сцены. На всем своем протяжении стол, так же, как и задняя стена, расположен на одинаковом расстоянии от зрителя. Глаз, начиная рассматривать картину с ее центра, движется вдоль одной из боковых стен. Однако расстояние до боковой стены от центральной точки картины стремительно уменьшается. В результате появляется ощущение мощного приближения и роста, которое усиливается соответствующим увеличением в размерах. Этот процесс может быть воспринят как постепенный отход от ортогональной проекции. Все это заставляет пирамидоподобное пространство в «Тайной вечере» неожиданно то сжиматься, то расширяться [Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Прогресс, 1974].

В этой картине центры рамы и сюжета совпадают с центром всего пространства. Линии потолка и стен сходятся в направлении фигуры Христа. В результате достигается полная гармония, симметрия, стабильность, устойчивость и минимум глубины.