Найти в Дзене

ПСИХОЛОГИЯ живописи или как применять это в жизни? Часть 2.

Первая публикация Часть 1 - https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV В предыдущей статье мы ознакомили читателя с принципами просматривания картин: ü четкая фиксация поля картины, когда глаза смотрят в центр и при этом мы видим все поле картины без движения глаз влево-вправо к ее границам; ü поле вне картины расплывается и просматривается боковым зрением; ü глаза должны быть расслаблены и двигаться по полю картины самопроизвольно, доверяясь тому, что взор сам остановится на элементах картины, привлекших его внимание. Если не привлечет – возможно и нечем привлекать. Предварите просмотр тем, что закроете глаза на несколько секунд или поморгайте ими часто – мышцы глаз и расслабятся. ü При просматривании картины постарайтесь запомнить места, привлекшие ваше внимание. Конечно, это случится после того, как взгляд пробежит по картине несколько раз. ü Мы исследуем только картины, признанные произведениями искусства. И только в дальнейшем будем просматривать визуальные объекты, в отношении которых эт

Первая публикация Часть 1 - https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV

В предыдущей статье мы ознакомили читателя с принципами просматривания картин:

ü четкая фиксация поля картины, когда глаза смотрят в центр и при этом мы видим все поле картины без движения глаз влево-вправо к ее границам;

ü поле вне картины расплывается и просматривается боковым зрением;

ü глаза должны быть расслаблены и двигаться по полю картины самопроизвольно, доверяясь тому, что взор сам остановится на элементах картины, привлекших его внимание. Если не привлечет – возможно и нечем привлекать. Предварите просмотр тем, что закроете глаза на несколько секунд или поморгайте ими часто – мышцы глаз и расслабятся.

ü При просматривании картины постарайтесь запомнить места, привлекшие ваше внимание. Конечно, это случится после того, как взгляд пробежит по картине несколько раз.

ü Мы исследуем только картины, признанные произведениями искусства. И только в дальнейшем будем просматривать визуальные объекты, в отношении которых это понятие не применяется…

ü В предыдущей статье мы просматривали картину Ильи Репина «Не ждали» (1884 – 1887г.) из собраний Государственной Третьяковской галереи…

Теперь обратим внимание на картину Шишкина И.И. «Утро в сосновом бору» (1889г.) из собраний Государственной Третьяковской галереи. Ранее картина также подвергалась исследованию в интересах фиксации взглядов и поэтому представляет интерес для целей настоящей статьи. Приступим…

Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Утро_в_сосновом_лесу
Источник https://ru.wikipedia.org/wiki/Утро_в_сосновом_лесу

В случае с картиной Шишкина И.И., фиксация движения взора по полю картины производилась по методике, результаты которой отражены ниже. Здесь линии – направления движения глаз, а темные скопления – места концентрации внимания. Предлагаем просмотр картины и результата исследования просмотреть одновременно, но уже после просмотра самой картины.

Источник http://www.k2x2.info/biologija/glaz_mozg_zrenie/p6.php
Источник http://www.k2x2.info/biologija/glaz_mozg_zrenie/p6.php

Оба изображения рядом:

-3

Предложим вариант просмотра картины от автора статьи:

ü Первично взгляд цепляет стоящая фигура мишки на светлом фоне – справа.

ü Затем взгляд переместился на темную фигуру внизу – по центру картины – вероятно мама-медведица.

ü Далее взгляд переключился на самого ближнего медвежонка – рядом с головой мамы-медведицы

ü Затем взгляд вдоль светлого бревна устремляется на самого верхнего медвежонка – он на светлом фоне.

ü После взгляд возвращается опять к первому медвежонку, завершая круговое движение глаз по картине.

ü Также при просмотре картины привлекает эпизодически внимание темное пятно вывороченных корней в левом нижнем углу картины, откуда взгляд устремляется вдоль светлого ствола дерева к освещенной части леса в правой верхней части картины.

Таким образом взгляд совершает два круга - малый (все медведи) и большой (правый медвежонок – вывороченные корни в левом низу картины – светлое дерево в правом верху картины). Т.е. взгляд самопроизвольно, перемещаясь по деталям картины, позволяет уже периферическим зрением охватить ее полностью. Движения глаз спокойные. Просмотр картины не вызывает чувств беспокойства.

Завершим исследование тем, что приведем здесь описание картины от искусствоведа:

Утро в сосновом лесу - одно из ярких произведений кисти И. Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.

Картина "Утро в сосновом лесу" - очень яркая и настолько реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу.

Главный акцент картины – это сочетание солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими дополняющими зарисовками (https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1292-utro-v-sosnovom-lesu-shishkin-1889.html).