Признайтесь честно: в детстве, читая классические книги, вы пропускали описания природы?
Точно так же, став взрослыми, мы редко отслеживаем все эти сцены «среди березок средней полосы», которые нам так тщательно показывают режиссеры с операторами. Или лишь слышали выражение «небо Аустерлица», а как оно выглядело и почему, собственно, князь Болконский испытал этакий экстаз при виде этого неба, нам вчувствоваться недосуг.
Желающие сразу перейти к тесту могут прокрутить страницу вниз.
Порой даже становится жалко этих работяг: они стараются, изо всех сил вырабатывают концепцию фильма, потом ищут нужные места для съемок, выжидают нужную погоду… а их труды редко кто может почтить со слишком уж большой внимательностью.
Впрочем, многое еще зависит от того, как именно снять.
Допустим, чем глубже в историю кинематографа – тем менее убедительные сцены природных явлений в кадре можно увидеть.
Так, в 1947 г. Фрэнк Капра снял снег в картине «Эта замечательная жизнь», сотворив его из воды, мыла, сахара и пены из огнетушителя. А уже через несколько лет киношники начали переходить к натурным съемкам.
Оно и понятно: просто еще не достигла техника съемок нужного уровня. Это вам не на компьютере нарисовать…
Если условно рассмотреть, как природа влияет на сюжет и героев фильма, можно выделить три следующие варианта.
1. Погода помогает
В старой, еще черно-белой комедии СССР Юрия Чулюкина «Девчата» 1961 г. снега было много. Даже очень много. И на сюжет он очень даже влиял: показывал, какие героические ребята – наши лесорубы, что работают в столь сложных условиях… а заодно и помог сойтись Тосе с Ильей. Ведь как знать: не попади Кислицына под снежный завал с елки – может, не обратил бы на нее внимание Ковригин?
Шутки шутками, но…
В другом старом советском фильме Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» 1961 г. про природное явление даже звучала бесподобно душевная песня «А снег идет». Ее написали специально для этой картины. И настолько песня была милой, доброй, что с ней любой снегопад казался славным.
Так и было задумано. Дело в том, что по сюжету герой Александра Демьяненко совершенно случайно попадал в тайгу к строителям, а оставшись там работать, встретил свою любовь.
Вот с этой девушкой он под песню и танцевал во время отмечания молодежью Нового года.
Кстати, любопытно, что слова, исполняемые Майей Кристалинской, в конце заглушал голос Владимира Высоцкого, который здесь… нет, сам не пел, но играл эпизодическую роль шофера Софрона.
Вообще в советских фильмах к природным явлениям старались относиться бодро. А порой и с примесью иронии.
Допустим, в шикарной комедии СССР Михаила Козакова «Покровские ворота» 1982 г. Аркадий Велюров выступал с куплетами перед публикой прямо во время дождя. Причем в парке. Причем на полу-открытой эстраде.
Благодарная публика ежилась под зонтиками, Аркадий Варламыч же наполовину с энтузиазмом, присущим тем годам, наполовину с собственной ехидцей философствовал: «На улице идет дождь, а у нас идет концерт… Всё идет, всё течет… Но барометр у всех советских людей показывает "ясно"!»
И далее в стиле куплетистов своей эпохи он на примере погоды доказывал, что только в Лондоне (читай: в оплоте империализма) – царство тумана, а в СССР всё чисто и ясно. Но будет и такое время, когда мы услышим: «Но говорит по радио товарищ Левитан: "Везде – погода ясная, развеялся туман!"»
Просто бесподобная ирония!.. Особенно с учетом, что в жизни вне сцены Аркадий Варламыч порой демонстрировал чудеса общения с природой и погодой, например запросто мог в одном халате по снегу скакать... ну... в определенном экстатическом состоянии, конечно... :)
2. Погода не мешает
В начале поста мы процитировали «Романс генерала Чарноты», написанный Александром Розенбаумом.
А вот генералу Григорию Чарноте из замечательного советского фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» 1971 г. природные явления не мешали – он:
- на юге России под снегом браво воевал;
- под палящим солнцем Константинополя старался выжить;
- под дождем в Париже старался выжать (из эмигранта Парамона Корзухина крупную сумму денег).
3. Погода препятствует и даже строит козни
Самые экстремальные природные явления, как правило, самые же интересные. Для показа на экране, во всяком случае.
Допустим, многие помнят, что Никита Михалков в 1994 г. в «Утомленных солнцем» показал шаровую молнию. Однако раньше него в 1985 г. такое же явление показал Леонид Гайдай в комедии «Опасно для жизни!».
Причем там у этой молнии было сразу много задач:
- продемонстрировать лишний раз, что напугать героя не может ничто, ведь даже увидев ее, Спартак Молодцов не ушел со своего поста – он охранял бесхозно болтавшийся оборванный провод высокого напряжения;
- создать природную аналогию с этим самым проводом;
- сделать героя Леонида Куравлева седым;
- и проч.
Да что там, гораздо раньше пытались показать стихию в экранизации Александра Островского «Гроза», в частности Владимир Петров – в фильме СССР 1933 г.
Да и штормы в советских фильмах снимали задолго до голливудских «Пиратов Карибского моря», в частности в кино СССР:
- Михаила Дубсона «Шторм» 1957 г.;
- Генриха Габая «49 дней» 1962 г.;
- Эдуарда Бочарова «Шторм на суше» 1975 г.;
- Вадима Михайлова «Штормовое предупреждение» 1981 г.
В одноименных же комедиях Леонида Гайдая 1971 г. и Марка Захарова 1976 г. «12 стульев» и пуще того: «Землетрясение встало на пути великого комбинатора».
Да и в советской анимации природные феномены вовсю себя проявляли, порой даже буйствовали, а то и неистовствовали.
Одна только команда яхты «Беда» в советском мультсериале Давида Черкасского «Приключения капитана Врунгеля» 1976 г. сколько всего успела посмотреть: и айсберги, и затяжные штили, и сильные волны, и лесные пожары, и даже вулкан (они в нем, видите ли, умудрились... попариться в настоящей бане).
Вспомним также мультик СССР Витольда Бордзиловского «Мешок яблок» 1974 г., где бедолага Заяц всё никак не мог донести добычу домой, и ливень с ветром ему всячески мешали...
Как видите, природные явления вовсю влияют на сюжет. Стало быть, стоит их замечать, однако?..
Ну, а вы, дорогие друзья, готовы узнать кино СССР лишь по кадру с природным явлением? Итак, проверим ваше знание нашего родного кинематографа!
Конечно же, великое множество природных явлений можно найти в фильмах самых разных стран. Но именно поэтому мы сузим спектр и сегодня остановимся конкретно на наших любимых советских фильмах.
П. с. Уважаемые читатели, а какие необычные природные явления в фильмах запомнились вам?
П. п. с. На близкие темы читайте мои посты «Как погода влияла на знаменитостей», плюс «Новое кино "Повелитель ветра": монах Федор Конюхов – первопроходец или грешник?», а также «Как снимают шторм: 5 хитрых приемов», ну и еще «Единственный русский царь, которого свергла непогода».
И отгадывайте тесты, где надо назвать кино по морю в кадре, плюс по островам, ну и по подводным сценам.
#кино #телевидение #культура #тесты #знаменитости #викторины #тест #викторина