Многие уверены: киношники устраивают бои в тазиках, а потом дорисовывают в разных хитроумных программах.
Но не всё и не всегда было так просто и буквально. Особенно в докомпьютерную эпоху. Порой приходилось снимать и в настоящем море.
Сложностей при съемках штормов в море (полностью или частично) может быть как минимум семь:
1) полное отсутствие контроля. Ветрам и волнам не прикажешь выполнять четко прописанный сценарий. В любой момент может случиться ситуация, которую в последнее время модно называть «что-то пошло не так»;
2) собственно сам шторм. По понятным причинам снимать непосредственно в море, считая по традиции девятый вал, затруднительно. Да и страшно. Тут камеры-то выключаются, а уж актеры и подавно не могут или отказываются работать;
3) электропроводность воды. Из-за этого важно как следует изолировать все камеры и разные электроприборы. Но волны частенько не обращают на это внимание и могут устроить «большой БАДА-БУМ»;
4) сила воды и ветра. Даже бывалым морякам трудно передвигаться во время шторма. А уж участникам съемочной группы и тем более почти невозможно ходить, да еще и играть прописанное по сценарию. Какая там система Станиславского? Здесь на ногах бы удержаться;
5) риски разрушения декораций. Любых. Не только бумажных;
6) остатки воды после волн. Конечно, в море стараются снимать побыстрее. Но и тут частенько не обойтись без дублей.
И тогда надо запастись специальными насосами, смывающими воду, оставшуюся на палубе с прошлого дубля, и людьми, которые бы эти насосы применяли.
Помимо палуб, вода может попадать на камеры. Их также следует защищать особо тщательно;
7) самочувствие участников съемочной группы. Они не только падают с ног, перелетают в неожиданных направлениях и смываются за борт, но и травмируются, простывают из-за холодной воды и мощных сквозняков, а также испытывают сильное укачивание.
Так, актер Марк Уолберг признавался, что во время съемок голливудского кино Вольфганга Петерсена «Идеальный шторм» 2000 г. он бегал привести себя в порядок (вы поняли, о чем речь…) сначала между дублями, а потом – уже и между репликами. Режиссер «считал, сколько раз меня вырвет, а после 50-го раза перестал».
Заметьте: это было в павильоне! А что было бы на натуре?..
Как же работники съемочных групп справляются с этими и многими другими сложностями?
Взять для примера новый российский фильм Игоря Волошина «Повелитель ветра» 2023 г. Он уже начинался с того, что знаменитый путешественник Федор Конюхов покорял водные стихии, борясь с мощным ураганом. И один вал накатывал за другим без счета...
Да что там, уже с давних пор в кино умудрялись как-то снимать и показывать и ветра, и шторма, и торнадо. Но как?
Давайте рассмотрим самые интересные хитрые приемы.
1. Съемки в павильоне (бассейне)
Это может быть как небольшой бассейнчик в студии а-ля Болливуд, так и огромный резервуар наподобие «Уорнер Броз.» в Лос-Анджелесе.
А один из самых первых штормов советского кино – в фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» 1925 г. – был снят в… знаменитых московских Сандуновских банях.
Вариант с бассейном только кажется самым щадящим. На поверку он может выйти боком.
Так, именно после таких съемок Голливуд выработал специальные нормативы. И всё – после того, как Майкл Кертис, снимая в 1928 г. «Ноев ковчег», утопил трех человек и лишил одного сотрудника ноги (не сам режиссер, конечно, но косвенно это было по его вине...). На этом фоне полученное исполнительницей главной роли Долорес Костелло воспаление легких и несколько переломов и прочих травм других участников съемок смотрелись «щадяще».
Дело в том, что «на заре туманной юности» еще не успели наработать технику безопасности. Кертис в буквальном смысле слова вылил на головы 300 статистам 2000 кубометров воды. При этом все люди располагались перед камерами под большим углом.
И вылитой водой дело не ограничилось. Повсюду также работали ветродуи, создававшие впечатление естественного ветра, использовались приспособления для видимости «молний»...
Выглядело всё это зрелищно. Но последствия вынудили киношников задуматься над техникой безопасности. Оказалось, что шторм даже в павильоне – дело рисковое.
2. Использование специальной техники
Помимо уже названных приборов, «создающих» «молнии», для съемок могут применяться:
- водометы. С их помощью движение воды направляют не так, «как природа захотела», а так, как это требуется по сценарию;
- дождевальные машины. По названию их цель ясна – создавать эффект ливня, сопровождающего шторм. То бишь вода должна приливать не только сбоку и снизу (со стороны моря), но и сверху (в формате «разверзлись хляби небесные»);
- волномашины. Они позволяют создать эффект, как в известном анекдоте, где для нового русского на пляже поменяли всё (пересадили пальмы, перестелили травку и песок, даже заставили птиц лететь не в ту сторону, а волны – бежать строго по графику), в результате чего новый русский блаженно выдал: «Эх, разве ж такую красоту купишь за деньги?..»;
- цилиндры. По назначению они близки волномашинам – качают огромные декорации, создавая волны;
- гимблы. Это приспособления, которые раскачивают людей и декорации с нужной силой, имитируя морскую качку;
- водосбросы. Благодаря им можно формировать лавины и водопады с воронками. Каждый из них может сбрасывать по несколько тонн воды с нужной высоты;
- ветродуи. Они обеспечивают ветер, «играющий роль» ураганного.
Впечатлитесь: для съемок голливудского фильма Стивена Куэла «Навстречу шторму» 2014 г. использовали ветродуи, нагнетавшие воздух со скоростью более 150 км/ч. Причем они были направлены не куда-то вбок, но в аккурат в сторону актеров и операторов.
3. Использование компьютеров
Чем дальше – тем больше киношники уходят в виртуальную сферу. Оно и понятно: разные хитроумные программы и сделают картинку более зрелищной, и обезопасят съемочную группу.
Так, для голливудского кино Гора Вербински «Пираты Карибского моря: На краю света» 2007 г. использовали специальную систему «Плюмэ». Она позволяет весьма наглядно и достоверно показывать на экранах океанские волны, пену, пузыри и брызги.
Но даже в эру компьютеризации подобные сцены считаются самыми сложными.
Казалось бы: что такого – нарисовал, и всё? Не надо привозить тонны жидкости, купать статистов в холодной воде, задействовать все эти ветродуи и спасать камеры от залива…
Ан нет. Имитация штормов влечет создание столь колоссальных объемов данных, что даже сверх-мощные компьютеры с трудом их «переваривают».
В частности, один только эпизод (!) сражения кораблей во время шторма для названного фильма Вербински занял ни много ни мало 103 терабайта дискового пространства.
Чтобы затем обработать и «просто» обсчитать все эти кадры, программисты каждый вечер запускали на полную мощь несколько тысяч процессоров.
4. Постройка настоящих кораблей в ненастоящих морях
Для того чтоб показать бури, порой выстраивают реальный водный транспорт – от лодок до больших лайнеров.
Так было в случае с голливудским фильмом Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 г. Неудивительно, что его съемки обошлись больше, чем постройка и обслуживание самого исторического «Титаника»: 125 млн фунтов vs 100 млн фунтов.
Впрочем, собственно шторма в том кино не было. Был айсберг. Поэтому данный пример мы приводим в примечании.
В частности, в 2021 г., снимая приключенческую драму о моряках рыболовецкого судна «Три минуты молчания» Бориса Хлебникова, соорудили рыболовецкий траулер в реальных масштабах общим весом около 30 тонн.
На нем было всё, от капитанской рубки до трюма и от кормы до канатов. Только вот располагался он не в море, а в огромном ангаре под Санкт-Петербургом.
На полномасштабной декорации рыболовецкого судна снимали также 20-минутную сцену шторма в новом кино Бориса Хлебникова «Снегирь» 2023 г. Для съемок ее раскачивали изо всех сил.
Жаль, что после съемок такие макеты разбирают. Использовать их в настоящем море нельзя. Хотя бы потому, что изготавливают их из более тонкого железа, чем в случае с настоящим водным транспортом. Да и «внутренности» таких макетов далеки от технических требований для курсирования по морям-океанам. Кстати, Хлебников во многом сочетал съемки в имитационной модели со съемками на действующем рыболовном корабле «Кепромар».
Впрочем, порой некоторые элементы переходят из одной картины в другую. Так, названный «Снегирь» использовал морскую локацию «Левиафана» Андрея Звягинцева 2014 г.
5. Съемки на натуре
Без них не обойтись. Правда, как правило, большая часть снимается при отсутствии шторма, а его эффект затем «нагнетается» с помощью компьютерных программ и ухищрений, описанных выше.
Например, уже названный голливудский фильм «Идеальный шторм» снимали как раз на натуре – в штате Мичиган. Выбрали это место специально: там время от времени проходят торнадо. Однако в период съемок небо, как по закону Мерфи, было безоблачным, а море – спокойным… Пришлось киношникам создавать иллюзию: искусственные тучи и проч.
То есть съемки шли на природе, но при хорошей погоде. А стихии создавались за счет спецэффектов и потом дорабатывались на компьютере.
Фильм СССР Станислава Говорухина «Десять негритят» 1987 г. тоже снимали в естественных условиях – в самый настоящий шторм. Всё было по-настоящему. Актриса Татьяна Друбич даже простыла при этом.
Режиссер хотел максимально приблизить действие фильма к реальности, поэтому для работы над одной из финальных сцен дождались, когда Черное море осчастливит натуральным штормом.
Правда, шторм был небольшой, да и все актеры, режиссер и оператор при этом находились на берегу. В данном случае море выступало фоном. Зато каким!..
П. с. На близкие морские темы читайте мои посты «Новое кино "Повелитель ветра": монах Конюхов – первопроходец или грешник?», а также «Курьезные неожиданности во время (под)водных съемок советского кино: 7 примеров».
И отгадывайте тесты, где надо назвать кино по морю в кадре, по капитанам, плюс по пиратам, а еще по островам ну и по подводным сценам.
#кино #телевидение #культура #море #знаменитости #интересныефакты