Найти в Дзене
Михаил Астапенко

Жизнь и смерть первого графа и первого Георгиевского кавалера Войска Донского - Фёдора Петровича Денисова.

Федор Петрович Денисов.
Федор Петрович Денисов.

Если спросить современных казаков: "Кто являлся первым графом и первым Георгиевским кавалером из среды казачества", то ответ будет либо: "Не знаю", либо: "Конечно, атаман Матвей Иванович Платов!"

Однако, это не так. И первым Георгиевским кавалером и первым графом Российской империи из среды казачества был Федор Петрович Денисов, генерал от кавалерии (кстати, тоже первый из казаков!) ныне почти забытый герой Золотого века Екатерины Великой.

Он родился в 1738 году в станице Пятиизбянской Земли Войска Донского. В 18 лет женился на старшинской дочери Марине Петровне Чернозубовой и от неё научился читать и писать. Военную службу начал в 1756 году, проходя её на Дону, а потом в Оренбурге и Кизляре. И только в 1769 году в чине есаула участвует в русско-турецкой войне. Через год в сражение под Ларгой главнокомандующий русской армией граф П. А. Румянцев, наблюдая за ходом сражения, с удивлением заметил как среди казаков какой-то всадник в голубом кафтане на белом коне, смело поражал турецких и татарских джигитов. Румянцев пожелал узнать, кто этот храбрый воин, последовал ответ: «Я донской казак Денисов». С этого момента имя Фёдора Петровича стало известным в высших кругах императорской России.

Получив в командование донской казачий полк, Ф.П. Денисов участвует в Кагульском сражении. В бою под Измаилом он с казаками взял 12 знамён и 1700 пленных. В 1773 году в сражении под Бабадагом в отряде генерала Вейсмана и близ Гирсова, он захвати 17 орудий, 4 знамени и 1000 пленных. Под Карасу со своим полком Денисов отбил 8 орудий, 5 знамён неприятеля и пленил двух пашей. В отряде генерала Каменского участвовал во взятии Базарджика, где отбил у турок 5 знамён. Проявляя командные способности, Денисов не оставляет своего личного наездничества, и с тем же задором ищет случая померяться силами с противником один на один. И такой случай вскоре представился.

В бою у Генибазара Денисов встретился с Черкес-пашой, который прославился своей отвагой и пользовавшегося большим уважением у турок. Удачные действия казаков вынудили турок начать отступление. В этот момент Денисов, выхватив шашку, погнался за пашой. Но резвый конь Черкес-паши спас своего хозяина от донского казака. В ходе преследования паша неожиданно выронил саблю. Денисов, видя, что ему уже не догнать османа, остановился, поднял трофей и хранил у себя как ценную реликвию.

В 1774 году в бою под Шумлой, Денисов был серьёзно ранен пулей. Крепкая казацкая натура спасла его, но он навсегда остался хромым. По окончании этой кампании Фёдор Петрович был произведён в чин премьер-майора императорской армии и получил золотую медаль с портретом императрицы Екатерины Второй.

10 июля 1775 года Федороу Петровичу Денисову первому в истории Войска Донского и первому среди всех казаков Державы Российской был пожалован орден Святого Георгия Победоносца 4-й степени «за храбрые и мужественные подвиги, оказанные в турецкую войну во многих случаях».

Два года спустя Федор Петрович получил чин полковника российской императорской армии. Затем, будучи походным атаманом над пятью донскими казачьими полками, он принял участие в Крымской кампании 1783 года, в результате которой Крым стал Российским. В одном из сражений Денисов с тремя полками казаков был атакован неприятельской конницей. Казаки были вынуждены отступать, позади всех скакал Фёдор Петрович рядом с раненым офицером Астаховым. Денисова стал настигать мулла и уже поднял копьё для нанесения удара, но лихой донец ловко отвёл этот удар, а затем и зарубил муллу. Ближайшие всадники бросились поднимать убитого, и преследование прекратилось. В 1784 году Фёдор Петрович был произведён в бригадиры российской армии.

В 1787 году, во время путешествия Екатерины Второй на юг, В Крым, донской атаман А.И. Иловайский во главе 3500 казаков и калмыков встречал императрицу в Таврической губернии. В числе знатных старшин здесь же находился и Федор Денисов, который и был представлен государыне, понравился ей. Фёдор Петрович почти всё время находился при императрице и неоднократно удостаивался приглашения к высочайшему столу. Видный, ловкий, находчивый и учтивый в разговоре Денисов произвёл на Екатерину самое благоприятное впечатление. 27 мая 1787 года Денисова повысили в чине: он стал генерал-майором императорской армии.

С началом русско-турецкой войны осенью 1787 года он находился вначале на турецком театре военных действий, участвуя во взятии Очакова и командуя конницей левого фланга. В 1789-1790 годах его, уже в ранге походного атамана, перебросили на театр военных действиях против шведов. В этой нелегкой войне (а приходилось воевать против двух сильных держав: Турции и Швеции), он особо отличился в сражениях при Тайкалы, Маттилы, Тогокоти, Капиасах, Кути, Куле.

22 апреля 1790 года при кирхе Валкиала эскадрон Лейб-казаков, две сотни полка Леонова, 2 батальона гренадер и пехотный полк Денисова, разбив семитысячный отряд, состоявший под непосредственным командованием шведского короля Густава III, уничтожили более 150 солдат и офицеров и захватили весь неприятельский обоз. После победоносного завершения войны, генерал-майору Денисову императрица пожаловала орден Святого Георгия 3 степени, саблю, украшенную драгоценными камнями, стоимостью свыше 2 тысяч рублей и 500 душ крепостных крестьян.

В 1794 году Фёдор Петрович, командуя корпусом, активно участвовал в Польской кампании. Многие признают большой вклад донского генерала в поражении польской армии. Казаки участвовали в штурме и взятии г. Кобрина (4 сентября), в сражении под Крупицами 7 сентября, где был разгромлен польский корпус бригадного генерала К.И. Сераковского. Поляки потеряли убитыми и ранеными 5000 человек, в плен к Денисову попало 7000 человек и вся артиллерия.

В сражении при Мацеёвицах 28-29 сентября 1794 года Денисов наголову разбил поляков, а талантливый полководец, главнокомандующий поляков Тадеуш Костюшко был взят в плен. После этого сражения, Денисов прибыл с донесением о победек А.В. Суворову, который командовал соединенными русскими войсками в этой войне. Суворов, выслушав его, воскликнул: «Вот донец, он русский, он Илья Муромец, он Еруслан Лазаревич, он Добрыня Никитич… Победа, слава, честь русским!»

Затем, командуя 7-й штурмовой колонной, Денисов участвовал в штурме Праги – сильноукреплённого района Варшавы. Из 20000 поляков, защищавших Прагу, было убито и ранено 8000, утонуло в Висле 2000, взято в плен 9000 солдат, офицеров и генералов. Остатки польских войск разбежались. 24 октября 1794 года казаки Денисова заняли деревню Яссы, овладели двумя батареями и дальше преследовали противника, в результате чего в их руках оказываются 16 орудий и 1300 пленных.

После вступления в Варшаву, Суворов отправил Денисова преследовать 27-тысячный корпус польского генерал-лейтенанта Ф. Вавржецкого. Денисов быстро настиг поляков и у Опочно неожиданно объявил своим офицерам, что он один с казаком поедет к польскому генералу для переговоров. Фёдор Петрович смело вошёл в дом Вавржецкого, назвавшись парламентёром. Вавржецкий, окружённый своими генералами и адъютантами, задумчиво сидел у стола. Денисов потребовал, чтобы он сдался. Это взорвало самолюбие гордого поляка: «Да разве ваш генерал Денисов считает меня побеждённым», - вскричал он, ударив кулаком по столу, - убирайся вон и скажи своему генералу, что мы ещё поквитаемся с ним оружием». «Я сам — Денисов», - грозно крикнул мнимый парламентёр, и распахнув плащ, показал грудь, украшенную звёздами, - я сам пришёл взять тебя в плен». Поляки растерялись, Денисов схватил Вавржецкого за мундир и с помощью казака втолкнул его в карету и помчался. «Где я?» - спрашивал себя польский генерал, - или всё это сон». «Уверяю ваше превосходительство», - отвечал, смеясь Денисов, -что вы не во сне, а на яву в плену у русского генерала». Спустя годы генерал и граф Ф. Вавржецкий так и не смог внятно объяснить, как Ф. Денисову с одним казаком удалось захватить его в плен.

За польскую кампанию походный атаман Денисов был удостоен чина генерал-лейтенанта. Ему был пожалован орден Святого Георгия 2 степени «в воздаяние усердной службы, ревностных трудов и отменного мужества, оказанного им 2-го мая 1794 года, при атаке мятежников польских в многочисленных силах при Щекочине, где одержал над ними победу».

В 1795 года Екатерина II пожаловала генерал-лейтенанту Денисову в вечное и потомственное владение земли и 1200 крепостных в Минской губернии. В 1797 году Ф. П. Денисов, в составе депутации от Войска Донского принял участие в коронации императора Павла I.

24 января 1798 года Ф.П. Денисов был назначен командиром Лейб-гвардии казачьего полка, несшего службу при императора в Петербурге. 6 апреля того же года Денисов получил чин генерала от кавалерии - тоже первым среди казаков России! - с оставлением в должности командира Лейб-гвардии казачьего полка. 10 марта 1799 года императорским указом он был назначен инспектором Кавказской дивизии и Астраханским военным губернатором.

12 марта 1799 года Денисов был командирован императором Павлом I начальствовать над 28-ю донскими полками, находившиеся на западной границе в армии Ласси и Гудовича. 4 апреля 1799 г. Фёдор Петрович Денисов первым из донских казаков, и вообще из казаков России, был возведён в достоинство графа Российской империи. Кстати, вторым графом из донских казаков был атаман М.И. Платов, получивший этот титул в октябре 1812 года.

Тогда же Денисову Высочайше был пожалован и его графский герб, представляющий собой «щит, разделённый на четыре части, из коих в первой и четвёртой в золотом поле изображён до половины чёрный орёл с коронами на главах, а в лапах скипетр и держава. Во второй части, в красном поле крестообразно положены две сабли и на них перо, украшенное алмазами, которые были Всемилостивейше пожалованы графу Денисову. В нижнем красном поле — стоящая на лафете пушка и опрокинутое на неё белое знамя, каковых помянутый граф Фёдор Петрович храбростью своей в сражениях с неприятелем великое множество взял. Середина щита покрыта крестом Св. Иоанна Иерусалимского. На щите наложена корона и на поверхности оной поставлены три шлема, на среднем видны два распростёртых орлиных крыла, на правом алмазное перо, а на левом шлеме рука в латах, держащая меч. Щит держат с правой стороны вооружённый казак с пикой, а с левой стороны лев. Под щитом девиз: «Службою и храбростью».

26 апреля 1801 года император Александр I, «снисходя на всеподданнейшее прошение генерала от кавалерии графа Денисова и во уважение ревности и храбрости, коим он отличил себя во время долговременной его службы, Всемилостивейше дозволил родному внуку его полковнику Василию Васильевичу Орлову принять фамилию его и вместе с нею распространить на него и потомство его пожалованное графское Российской империи достоинство, с именованием: «Граф Орлов-Денисов».

Обладая необычайной личной храбростью и великолепными знаниями военного искусства, Ф.П. Денисов по праву может быть поставлен в один ряд с другими крупными донскими казаками екатерининской эпохи: А.И. Иловайским, В.П. Орловым, М.И. Платовым. Популярность генерала Денисова была очень велика не только среди казаков, но также и в регулярных войсках. Солдаты свято верили в Денисова, говоря: «Нет, брат, серебряная голова нас не выдаст», намекая на его седины, на его опыт. И, действительно, мудрый атаман не выдавал, и в удаче и неудаче выводил своих подчинённых к чести и славе.

Федор Петрович лично знал императора Павла Первого. В одной из бесед государь, разговаривая с Денисовым о действиях наших войск против французов в Швейцарии, показал ему секретный план расположения русской армии. К изумлению императора донской граф, рассмотрев этот план, начал утверждать, что французы могут разбить наши войска под командованием генерала Римского-Корсакова. Такой поворот событий явно не понравился Павлу, и он запретил Денисову появляется при дворе.

Однако по прошествии некоторого времени, император вновь вызвал Фёдора Петровича и спросил: «Ну, что Денисов, как ты думаешь теперь о Римском-Корсакове?» «Я и теперь остаюсь, Ваше Величество, при своём прежнем убеждении, что он будет непременно разбит», - ответил Денисов. «После этого, ты великий генерал!» - воскликнул государь, подавая ему руку, и продолжил: «Я сейчас получил прискорбное известие, что 14-го сентября (1799 года -М.А) Корсаков, действительно, жестоко разбит Массеном под Цюрихом».

Но Денисову всё же пришлось испытать гнев непредсказуемого императора Павла. 18 марта 1800 г. последовало высочайшее повеление об отставлении от службы графа Денисова «за проволочку препорученного ему дела по комиссии военного суда». Однако вскоре государь сменил гнев на милость. 9 ноября того же года ему повелено быть шефом Лейб-гвардии казачьего полка. Но уже 4 января 1801 г. Денисова уволили от службы «за беспорядки, произошедшие в полку, ему вверенном, и по старости лет».

После своего увольнения Фёдор Петрович уехал на Тихий Дон и поселился в своей родной станице Пятиизбянской, где и умер в начале весны 1803 г. О смерти этого знаменитого казака сохранилось такое предание. Однажды перед походом в Италию, Суворов с Денисовым натолкнулись на цыганку-гадалку, которая сказала Суворову: «Ты большой человек, будешь братом чужому царю», а Денисову предсказала, что он мирно умрёт в том месте, где родился. И, действительно, 1 марта 1803 г. Фёдор Петрович приказал пригнать свой табун коней к берегу Дона, напротив станицы. Переходя по льду к лошадям, он поскользнулся, упал и расшиб себе голову. Его принесли в дом, пытались лечить, но в тот же день он скончался. Похоронили его на станичном кладбище. Из-за зыбучих песков станица, находящаяся ныне в составе Волгоградской области, несколько раз переселялась, поэтому со временем могила Ф.П. Денисова затерялась.

За долгую службу граф Денисов был награжден практически всеми главными российскими и иностранными орденами: Святого Георгия 4-й, 3-й и 2-й степеней, Александра Невского, Святого Владимира 4, 3 и 2 степеней, Святой Анны 1 степени, Святого Иоанна Иерусалимского, прусским орденом Красного орла, польскими орденами Белого орла и Станислава. Также этот выдающийся донской казак был награждён бриллиантовым пером, двумя саблями, украшенными камнями и с вензелем высочайшего имени. Кроме того, в ознаменовании заслуг этого легендарного донского воина 26 августа 1904 года имя Ф.П. Денисова было присвоено 11-му Донскому казачьему полку.

Будучи от рождения сыном донского старшины, не имея ни знатных покровителей, ни связей, не получив должного образования, Федор Петрович Денисов своим талантом и усердием достиг высочайших вершин на военном поприще. И это позволяет говорить о нём, как о выдающемся человеке, воине, верой и правдой служившему Дону и России, заслужившему огромное уважение и признание не только среди боевых друзей, но также и среди недругов.

Список использованной литературы:

1. Донцы XIX века. Т. 1. Новочеркасск, 1907.

2. Казачьи войска. Составитель Казин В. Х. СПб., 1912.

3. Общий Гербовник Дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797 году. СПб., Ч. 8. Отд. 2. Л. 4.

4. Хрещатицкий Б.Р. История Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. С.-Петербург, 1913.

5. Корягин С.В. Денисовы и другие. Генеалогия и семейная история донского казачества. Вып. 20. М., 2001.

6. Пивоваров А. Донские казаки. Новочеркасск, 1892.
7. Савелов Л. М. Донские дворянские роды. Вып 1. Москва, 1902.

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук.

Евгений Астапенко, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.