Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Вестибулярная система и запуск речи

Вестибулярные нарушения и нарушения речи на самом деле тесно связаны. Такой вывод я делаю, по тому что артикуляция требует моторного планирования(планирование движений), так как мозг должен скоординировать работу большого количества мелких мышц, а русский язык имеет 42 фонемы, что достаточно много. В человеческом организме, а точнее в голове есть по 5 пар вестибулярных органов, которые отсылают в мозг информацию, а уже на основе этой информации осуществляется планирование движений. По этому в работе я использую определённые двигательные паттерны, для стимуляции лобных долей. В классической нейропсихологии мозг делится на три блока:

I - энергетический, отвечает за дыхание, температуру, ритмы тела и так далее

ll - приёма, переработки и хранения информации, отвечает за зрительное восприятие, распознавание цвета, память на лица и так далее

lll - программирования, регулирования, контроля за протеканием психической (то есть осознанной) деятельности, отвечает за планирование, контроль деятельности, в том числе и речи

Третий блок мозга (лобные доли) тормозят рефлекторное реагирование на среду, а благодаря определённым упражнениям речь формируется как реагирование по замыслу, то есть по речевому плану

Важно понимать, что вестибулярные нарушения трудно не только выявить, но и дифференцировать. Благодаря нейропсихологической диагностике, можно понять что они есть.

Как заподозрить, что что то такое есть? Достаточно представить что вы перестали ощущать где верх а где низ, где право, а где лево, буквы в книге разбегаются - тяжело читать, а ещё нет ощущения вашего тела, где кончаются руки, какой длинны ноги, по этому вы часто задеваете мебель или людей. Часто ребёнок не рассказывает про это по тому что не знает, что бывает по другому. Такие дети и взрослые довольно часто встречаются в работе. Но вестибулярную систему можно тренировать, и нужно!

В работе я часто даю задачи для тренировки функций вестибулярной системы, такие как ориентировка в пространстве и схемы тела, задания на гравитационную уверенность, для регуляции мышечного тонуса, координации и планирование движений, в том числе на создание последовательных действий.

Автор: Галдина Анна Александровна
Дефектолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru