Усиление влияния
В 49 году племянница императора Клавдия Агриппина Младшая стала его женой. С этого года начинается усиление влияния Агриппины. Раз за разом она демонстрирует всё увеличивающуюся власть, расправляясь с политическими противниками.
Пожалуй, единственной несгибаемой глыбой остается фаворит императора вольноотпущенник Нарцисс. Но его влияние всё-таки уменьшается, кусочек за кусочком отъедаемое честолюбивой императрицей.
Внешним показателем возросшей роли Агриппины стал присвоенный ей титул Августы. Обычно жены императоров не удостаивались такой чести. Даже супруга Октавиана Ливия удостоилась титула лишь после смерти мужа.
Что до молодого Нерона, усыновленного Клавдием в 50 году, то он продолжает свое образование. Именно в это время к Нерону приставлен в качестве воспитателя философ Сенека. Возможно, с подачи Сенеки и других учителей и зародилась у Нерона любовь к поэзии и изящным искусствам.
Пока же Нерон оставался не субъектом, а объектом политики. Разумеется, наследником Клавдия Агриппина видела только своего сына. Хотя у императора был родной сын от Мессалины – Британник.
Чтобы укрепить позиции Нерона в императорской семье Агриппина в качестве супруги выбрала ему дочь Клавдия и Мессалины Клавдию Октавию. Девушка уже имела жениха, но разве такой факт мог остановить Августу? Жениха приговорили к самоубийству, а Октавию всё-таки выдали замуж за Нерона в 53 году.
Император Клавдий явно благоволил пасынку. Юноша получал почетные назначения, в империи чеканились монеты с его изображением.
Но и Британника нельзя было сбросить со счетов. Очень уж много недовольных Агриппиной набиралось при дворе. И что самое опасное для Августы, сторонники Британника находились в армии и в преторианской гвардии. Стоило только Клавдию захотеть…
Смерть Клавдия
Возможно, он и захотел. Сейчас трудно отделить правду от поздних измышлений, но поговаривали, что к концу жизни Клавдий стал тяготиться властной супругой. И даже подумывал о разводе.
«Но смерть полна коварства, его подстерегла». 12 октября 54 года император Клавдий неудачно поужинал грибами.
Разумеется, смерть императора тут же приписали проискам Агриппины, якобы опасавшейся развода. Никаких доказательств, как водится, у нас нет. Есть только версии и рассказы историков или придворных сплетников типа Светония. Как бы то ни было, а факт остается фактом – император Клавдий умер.
Нужно было действовать быстро и решительно. И Агриппина действует. Известие о смерти императора придерживается. 12-летний Британник изолируется во дворце. Утром к преторианской гвардии в сопровождении префекта претория выходит Нерон (без малого 17-летний юноша).
Он произносит речь, обещает каждому преторианцу по 15 тысяч сестерциев. После чего солдаты с радостью признают Нерона императором и клянутся ему в верности. О Британнике никто и не вспомнил. А если кто и вспомнил, попробовал бы выступить против гвардейцев.
К вечеру сенат утвердил выбор гвардии. Причем без оглашения завещания Клавдия. Видимо, было в нем что-то, противоречащее интересам Агриппины и Нерона.
Клавдия похоронили. Нерон произнес прочувствованную речь, составленную Сенекой, и наступила эпоха всемогущества Агриппины.
Августа Агриппина
Вот теперь Августа Агриппина развернулась вовсю. Многие пожалели, что прежде вызвали ее недовольство. Головы летели одна за другой. Впрочем, не в прямом смысле. Августа действовала менее кровавыми методами. Но оттого они не становились менее действенными.
Например, праправнук Октавиана Юний Силан был попросту отравлен. Любимец Клавдия вольноотпущенник Нарцисс посажен в тюрьму, где его и уморили. Кое-как утихомирить эту фурию смогли лишь воспитатели Нерона Сенека и Афраний Бурр (по крайней мере, так говорил историк Тацит).
Новое правительство начало с принятия популярных законов. Прощены недоимки, гражданам Рима роздано по 400 сестерциев на брата, ускорено движение дел в судах, снижены налоги. В общем. народ остался доволен. И что ему со смерти некоторых вельмож?
Между прочим, в первый год правления Нерона сенату были возвращены многие реальные функции. Агриппина, как женщина, не имела права присутствовать в сенате. Тогда она стала вызывать сенаторов во дворец и подслушивала их прения из укромного уголка.
Историки отмечают, что молодой Нерон очень скоро вышел из-под влияния матери. Если монеты 54 года содержат изображение обоих, то уже с 55 года изображение Агриппины на монетах исчезает.
Показательной в отношениях Нерона и Агриппины была судьба Палланта. Этот фаворит Агриппины в 54 году заведовал финансами императора. Но Нерон – не Клавдий, он не собирался терпеть возле себя своевольных министров. В начале 55 года Паллант был отстранен от финансов, несмотря на протесты Агриппины.
Британник
И тут Агриппина сорвалась. Она вдруг вспомнила о Британнике и пригрозила им сыну. Дескать, родной сын императора Клавдия уже подрос и вполне может унаследовать власть отца. Вот, говорит Августа, возьму его за руку да и отведу к преторианской гвардии. В конце концов, вспомнила Агриппина, я не кто-либо-что, а дочь великого полководца Германика!
Да, сообразил Нерон, это действительно опасно. И решил действовать. По крайней мере, так говорит Тацит. И мы можем либо верить историку, либо не верить. Если не верить, то и рассказывать нечего.
Британник был отравлен прямо за обедом в присутствии императора. Ему подали очень горячее питьё. Напиток, как положено, отведал раб-дегустатор. Но мальчику напиток показался слишком горячим, и он попросил разбавить его холодной водой. И разбавили. Так в напиток мимо дегустатора попал яд.
Британник тут же грохнулся замертво. Пирующие ошеломленно замерли. Особенно, наверное, испугались мать императора Агриппина и супруга Октавия. Нерон же равнодушно заметил, это, мол, приступ эпилепсии, не обращайте внимания, гости дорогие.
Такая прилюдная и циничная расправа испугала Агриппину и она ненадолго присмирела.
Продолжение:
------
Все очерки рубрики "Древний Рим":