Май 1967 года. Дебютный сингл никому не известной группы Procol Harum перевернул мир музыки. Спустя почти шесть десятилетий наследие «A Whiter Shade Of Pale» продолжает жить, обрастая новыми подробностями и историями.
Песня с почти непостижимым текстом, затяжными судебными разбирательствами и статусом самой популярной композиции на британском радио за последние шестьдесят лет – всё это «A Whiter Shade Of Pale». Дебютный релиз Procol Harum не только возглавлял британские чарты шесть недель подряд, но и добрался до пятой строчки в Америке. Всё началось с текста, написанного Китом Ридом, как рассказывал вокалист и пианист группы Гэри Брукер:
«Кит написал слова и отправил их мне по почте. Я работал над музыкальной идеей, которая до этого момента была чисто инструментальной. Когда я открыл почту, текст «A Whiter Shade Of Pale» лежал поверх других. Меня сразу поразила длина оригинальных четырех куплетов с припевом в каждом и повествовательная форма с таинственными персонажами и событиями».
Мелодия Брукера была вдохновлена творчеством Иоганна Себастьяна Баха. «В течение 1966 года я с интересом следил за работой трио Жака Лусье и Swingle Singers, которые сделали искусство из адаптации произведений Баха, – говорил он. – «Ария на струне соль» была отправной точкой, но остальное – импровизация, с постоянными отсылками к баховским перерывам и атмосфере».
Сингл вышел в мае 1967 года, дебютировав на 11 месте в британском чарте и достигнув вершины уже через неделю. Но, несмотря на мгновенный успех, Брукер не поддался звездной болезни.
«Когда песня была на первом месте, к моей квартире подъехал Роллс-Ройс, чтобы отвезти меня на «Top Of The Pops». Я спросил, кто его заказал, водитель ответил: «Ваш менеджер». Мы его уволили, и я поехал на автобусе!»
Изначально авторами песни были указаны Брукер и Рид. В 2004 году органист Мэттью Фишер, игравший в группе с 1967 по 1969, а затем с 1991 по 2004 год, подал в суд, утверждая, что он является соавтором музыки вместе с Брукером. Два года спустя он выиграл дело, но остался недоволен решением суда, согласно которому ему полагалось 40% музыкальных отчислений и никакой оплаты за продажи до 2005 года.
Брукер подал апелляцию, и в 2007 году началось новое судебное разбирательство. Год спустя Апелляционный суд постановил, что Фишер должен остаться в числе авторов, но не получит отчислений из-за 38-летней задержки с подачей иска. Фишер обжаловал это решение, и в 2008 году начался новый судебный процесс в Палате лордов – впервые дело об авторских правах на песню рассматривалось на таком высоком уровне. В результате Фишер одержал еще одну победу и вернул себе право на будущие отчисления. Брукер позже заявил, что затяжные судебные тяжбы обошлись ему более чем в 1 000 000 фунтов стерлингов.
За прошедшие годы «A Whiter Shade Of Pale» перепели как минимум 1000 различных исполнителей. Песня стала настолько узнаваемой, что Procol Harum на несколько лет исключили её из своего концертного репертуара. В 1972 году она дважды возвращалась в чарты синглов, достигнув первого места в Нидерландах и 13-го в Великобритании. В 1998 году песня была включена в Зал славы «Грэмми», а в 2018 – в Зал славы рок-н-ролла. [После смерти Брукера в 2022 году песня снова вернулась в британские чарты].
Но что же делает «A Whiter Shade Of Pale» такой неувядающей и культовой?
«Она появилась в нужное время и много значила для многих людей в период их становления», – размышлял Брукер. – «Сейчас молодые люди слышат её, и она по-прежнему звучит атмосферно. Она отражает эпоху, которую, возможно, они хотели бы пережить».