Венера – прекрасная и неприветливая планета. Ее атмосфера состоит почти полностью из углекислого газа с примесями азота, а облака – из капелек серной кислоты. Но сколько ни будут собираться эти облачка даже в грозные тучки, их дождям не суждено окропить поверхность планеты.
Температура на поверхности Венеры составляет около 470 °C, а значит капли кислотных дождей испарятся раньше, чем достигнут поверхности. Да что там кислота, на поверхности Венеры в твердом состоянии не найти ни свинца, ни олова, ни цинка.
У дождя, капли которого испаряются, не достигая поверхности планеты, есть свое название – вирга. Такое случается и на Земле. Особенно в засушливых регионах. Когда капля воды приближается к земле через слой сухого горячего воздуха, она нагревается и может полностью испариться.
Явление это красивое, но и опасное. В результате него могут возникнуть резкие порывы сухого горячего воздуха, что совсем не здорово для пролетающих самолетов.
Но вообще, если немного поднапрячься, мы у себя на Земле можем и кислотных дождей пролить. Что нам эта Венера! Как там было у классика: «А что же мы? И мы не хуже многих!».
Кислотными дождями мы называем осадки, сформированные при участии диоксида серы и оксида азота. При взаимодействии этих веществ с частицами атмосферы могут образоваться серная и азотная кислоты, которые потом прольются на наши грешные головы. У Земли и Венеры так много общего!
Основные поставщики этих выбросов: промышленность, автотранспорт и азотистые удобрения. Конечно, получить ожог или раствориться в кислоте, как Гингема в воде будет затруднительно, но вот растительность такому поливу точно рада не будет. Да и накопление этих загрязнителей в грунтовых водах в конечном счете вредит сельскому хозяйству.
К счастью, в последние годы по крайней мере за выбросами в атмосферу соединений серы следят более строго.