О самом понятии "регенеративное виноградарство" я уже писал вот тут. На сегодняшний день регенеративное земледелие — слово очень модное, впрочем, по-прежнему не совсем понятное. Что же оно означает и почему привлекает к себе столько внимания?
Действительно, как и в случае с понятием sustainable viticulture (устойчивое виноградарство) определения регенеративного сельского хозяйства весьма удобно расплывчаты. Настолько расплывчаты, что в своей научной работе 2016 года (с которой ознакомиться можно здесь), посвященной уровням регенеративного земледелия, учёные Итан Соловьёв и Грегори Ландуа сделали смелое заявление, что
регенеративное земледелие как термин невозможно грамотно расшифровать.
По их мнению - сегодня "регенеративное земледелие" - это только развивающаяся концепция, и поэтому на данном этапе её не следует ограничивать определением.
Однако они настаивают на том, что весь процесс "регенерации" должен в первую очередь быть сосредоточен на улучшении общего состояния почвы.
В последние годы акцент иногда смещался с восстановления почвы на вопросы, связанные с изменением климата, такие как секвестрация углерода, удержание воды и биоразнообразие, равно как и социальные и экономические аспекты также заняли более видное место в концепции.
Поэтому сегодня большинство определений регенеративного сельского хозяйства (RA) способствуют себя восстановлению сельскохозяйственной системы, улучшению здоровья людей и повышению экономического благосостояния хозяйств.
Поскольку эти 3 концепции охватывают множество возможностей, отсутствие четкого определения RA привело к большой путанице, особенно в умах потребителей, и открыло двери для так называемого "гринвошинга".
Это явление стало настолько заметным, что Всемирный экономический форум в статье, обсуждающей стратегии по содействию подлинной устойчивости сельского хозяйства и избеганию гринвошинга, предложил, чтобы предприятия принимали чёткие рамки для регенеративного сельского хозяйства с конкретными целями, подробными практиками и научными методами измерения его воздействия.
Может быть, и сложновато, но это явный довод в пользу сертификации, связанной с регулярным аудитом. Более того, в соответствии с первоначальным определением, эта сертификация должна со временем развиваться, что подразумевает, что в ней будут разные уровни, и она должна быть в основном ориентирована на почву и природу.
Именно здесь регенеративное земледелие отличается от концепции устойчивого землепользования, которая, как правило, фокусируется только на восстановлении биоразнообразия в монокультурных методах ведения сельского хозяйства.
Виноградарство является ярким примером монокультуры. С 1970-х годов винодельческая промышленность глубоко укоренилась в традиционном сельском хозяйстве, где экономические выгоды узурпировали все другие соображения.
Избыточный урожай и рост урожайности стали возможны из-за химических удобрений, пестицидов и ирринации. Это, в свою очередь, привело к сильному истощению почвы и еще больше ослабило виноградные лозы, что потребовало еще больше химикатов для поддержания продуктивности, что неизбежно привело к еще большему ухудшению состояния почвы.
В конечном итоге, это привело к масштабной эрозии, заставив высокопоставленных чиновников Продовольственной и сельскохозяйственной секции ООН забить тревогу в 2014 году и заявить, что
при нынешних методах ведения сельского хозяйства верхний слой почвы в мире будет полностью истощен в течение ближайших 60 лет.
Этот мрачный прогноз заставил агрономов быстро переключить свое внимание с концепции sustainable на регенеративное сельское хозяйство.
Фактически, Соловьёв и Ландуа основывали свою работу на обращении вспять этого разрушительного цикла; вместо того, чтобы наносить ущерб почве, регенеративное сельское хозяйство стремится улучшить её здоровье, изменяя органические методы ведения сельского хозяйства.
Это поднимает вопрос о том, должно ли органическое земледелие быть основой сертификации для регенеративного сельского хозяйства или можно не руководствоваться строгими требованиями органики?
Чехарда с сертификациями
Похоже, что обе стратегии возможны, в зависимости от того, какую сертификацию вы выберете, поскольку на сегодняшний момент для регенеративного сельского хозяйства их существует 2: Regenerative Organic Certified (ROC), созданная в 2020 году в США силами Regenerative Organic Alliance, или же RegenAgri из Великобритании.
Обе сертификации относительно новые, развивающиеся и основанные на ограничении нарушения целостности почвы, внедрении покровных культур и интеграции животных продуктов.
Более того, RegenAgri стремится улучшить корневую систему многолетних растений для стабилизации почвы, в то время как ROC фокусируется на севообороте, компосте и отказе от синтетических удобрений и пестицидов для восстановления здоровья почвы.
В то время как RegenAgri пытается отделить органическое земледелие от восстановления здоровья почвы, большинство академических исследований утверждают обратное.
Всеобъемлющая академическая статья, основанная на обзоре 394 исследований, пришла к выводу, что
пестициды представляют серьезную угрозу для почвенных беспозвоночных и основных экосистем, которые они предоставляют.
Поэтому исключение их из любой регенеративной стратегии должно вызывать вопросы.
Однако нельзя отрицать, что переход к органическому земледелию часто оказывается слишком большим препятствием для многих фермеров, включая виноградарей.
Поэтому сосредоточение внимания на здоровой корневой системе для стабилизации почвы может стать большим шагом в правильном направлении, чтобы постепенно отучить фермеров от их "химической зависимости".
Сегодня большая часть сертификаций RegenAgri связана с индустрией моды и касается выращивания хлопка. Однако Moët-Hennessy, подразделение LVMH , движется к сертификации всех своих производителей, а также некоторых из своих собственных виноградников по стандартам RegenAgri в ближайшие несколько лет, чтобы достичь своей цели по 100% регенеративному сельскому хозяйству к 2030 году.
Moët-Hennessy также фокусируется на ROC и в настоящее время имеет 2 сертифицированных хозяйства по стандартам ROC (Terrazas de Los Andes и Chandon Argentina) и рассматривает возможность сертификации других.
Однако, по словам директора по устойчивому развитию Сандрин Соммер, органическое земледелие не обязательно является целью всех виноградников Moët-Hennessy.
Она добавляет, что компания оценивает каждую винодельню в каждом конкретном случае с намерением сократить использование химии на всех виноградниках и, что самое важное, продвигает методики 100% регенеративного сельского хозяйства.
По сути, виноградники, уже приверженные органическому земледелию, добавят ROC к органической сертификации, в то время как другие будут следовать менее строгим правилам RegenAgri.
...но мы продолжаем опрыскивать
Стоит отметить, что, несмотря на обещание 2020 года искоренить все химические гербициды на виноградниках по всему миру, сегодня 20% виноградников Moët-Hennessy обрабатываются гербицидами. Компания оправдывает задержки проблемами уплотнения почвы на некоторых виноградниках, что требует более частой прополки.
Искоренение гербицидов кажется неизбежным в долгосрочной перспективе, поскольку и RegenAgri, и ROC выступают за ограниченное нарушение почвенной целости (вспашка).
Это означает, что всем партнёрам-производителям Moët-Hennessy также придется изменить тактику, если компания хочет достичь своей цели по 100% регенративной сельскохозяйственной практики, что легче сказать, чем сделать в регионах с большим объемом производства, таких как Коньяк или Шампань.
Однако компания утверждает что продвигает регенеративные практики среди всех своих партнеров, предоставляя им техническую поддержку. Она добавляет, что в Коньяке и Шампани они также объединяют усилия с различными заинтересованными сторонами в регионах, включая своих конкурентов
чтобы достичь целей всеобъемлющего перехода всей винодельческой отрасли.
Очень благородная цель, которая может оказаться не такой уж и нереальной, как кажется на первый взгляд.
В октябре Шампанский дом Telmont, который является частью группы Remy-Cointreau, организовал первую в Европе конференцию Regenerative Organic Certified, чтобы переориентировать производителей-партнеров, а также убедить региональный межпрофессиональный орган Comité Champagne (CIVC) в неизбежности методов регенеративного земледелия.
Telmont — органический единорог в регионе Шампань, поскольку это единственный дом, который инвестировал в активное переориентацию своих производителей-партнеров на органическое виноградарство.
Сегодня 90% собственных виноградников хозяйства уже являются органическими — цель состоит в том, чтобы переориентировать все их виноградники к 2026 году — и 70% виноградников партнёров дома уже практикуют органическое виноградарство.
Дом стремится сертифицировать всех своих партнеров к 2031 году. Эта модель показывает, что относительно быстрые изменения возможны даже в Шампани. Кроме того, шампанской дом известен своими последовательными экологическими практиками,в частности внедрением самой лёгкой на сегодняшний день бутылкой для Шампанского, отличающейся от обычной на 35 грамм.
По словам Людовика дю Плесси, генерального директора Telmont, «никогда не следует недооценивать Шампань! Этот регион динамичен, постоянно развивается и не боится делать смелые шаги вперед.
В Telmont мы поощряем наших партнеров к переходу на органическое земледелие, предлагая экономический стимул — органический виноград сложнее выращивать, его урожайность обычно ниже в среднем на 30%, поэтому справедливо, что мы платим за него более высокую цену.
Но правда в том, что когда наши партнеры присоединяются к нам, это в первую очередь потому, что они убеждены, что это правильный путь. Они разделяют это коллективное видение, стремление сохранить и защитить наш терруар. Этот терруар — необыкновенное наследие, которое связывает нас вместе мощным образом и вдохновляет наши усилия».
Помимо принятия методов органического земледелия, Telmont начал экспериментировать с чередованием покровных культур между рядами лоз и посадкой деревьев и живых изгородей на винограднике поместья.
К 2030 году дом высадит 18 800 грабов (это дерево такое) на территории поместья и на землях, принадлежащих партнерам-производителям, которые в первую очередь будут выступать в качестве естественных поглотителей углерода; но деревья также поддерживают биоразнообразие и способствуют более здоровой экосистеме.
Именно эта часть регенеративного земледелия, несомненно, нашла отклик у представителя CIVC, присутствовавшего на конференции, даже если на сегодняшний день техническая группа еще не выпустила руководящие принципы регенеративной стратегии.
Адептов становится больше
Австрийская винодельня Zahel была первым европейским производителем, перешедшим в ROC в январе 2024 года. Винодельня следила за ROC с момента основания в 2020 году, но решила сертифицироваться только после того, как хозяйство Tablas Creek в Калифорнии стало "золотым стандартом винодельни" ROC в 2023 году.
Zahel уже практиковала биодинамическое земледелие в течение последних 10 лет и получила сертификат Demeter с 2018 года, однако платформа ROC включает в себя несколько больше, чем стандарты Деметер: здоровье почвы, благополучие животных и социальную справедливость, что подразумевает справедливую оплату и социальную ответственность сотрудников винодельни. ROC также уделяет большое внимание контролю качества и обеспечению качества по 3 параметрам.
Zahel не решилась на этот шаг в одиночку, вместо этого владельцы винодельни убедили четырех друзей-виноделов (Алвина Юрчича, Альфреда Гранда, Георга Тойфля из Вайнфиртеля и Кристофа Винклера Хермадена из Штирии) присоединиться к их начинаниям. Вместе они подали заявку на сертификацию ROC.
Одной из виноделен, которая самостоятельно перешла на ROC, стала Tablas Creek. Она была первой винодельней, сертифицировавшей ROC в 2020 году, когда сертификация была запущена. Поскольку ROC — это эволюционная сертификация, Tablas Creek также стала первой винодельней с золотым стандартом ROC в 2023 году.
По словам директора Джейсона Хааса, ROC выделяется среди всех других сертификаций, потому что она объединяет лучшие части органической, биодинамической и устойчивой сертификации.
Самым большим преимуществом для Хааса в регенеративном земледелии является то, что оно позволяет производить лучшее вино, одновременно превращая виноградники в поглотители углерода, которые более устойчивы к последствиям изменения климата (экстремальные осадки, чрезмерная жара, более частые засухи).
Он также отмечает, что вино — это «роскошь и неосновной продукт», и поэтому к нему должна быть более высокая планка, чем к фермерам, производящим более базовые продукты.
Если мы не можем возделывать виноградник таким образом, чтобы это имело положительные эффекты для наших соседей, нашего сообщества и более широкой окружающей среды, можем ли мы оправдать ресурсы, которые мы используем? Я думаю, что вряд ли…
Это почти слово в слово повторяет то, как Европейский союз (ЕС) обосновал строгое сокращение пестицидов для винодельческой промышленности в своем Зеленом соглашении.
Даже если бы эта аргументация подверглась резкой критике со стороны европейской винодельческой промышленности, нельзя отрицать, что потребители — это прежде всего граждане, уставшие от загрязнения пестицидами воздуха, воды и потребляемых ими продуктов.
Важно помнить, что и RegenAgri, и ROC — это не просто регенеративные сертификации, они также признаны повышать уровни корпоративной и социальной ответственности (CSR).
Более того, согласно действующим нормам ЕС, все крупные и средние предприятия должны будут получить сертификацию КСО к 2030 году, если они хотят продолжать торговать в ЕС.
Это может быть еще одной причиной, по которой крупные компании, такие как LVMH и Remy Cointreau, вкладывают значительные ресурсы в регенеративные преобразования: они решают сразу несколько проблем.
Фокус регенеративной сертификации на сохранении почвы гарантирует долгосрочное выживание, помогает сдерживать углеродный след и соответствует требованиям КСО. В этом смысле новаторские винодельческие предприятия, лидирующие сегодня, находятся на переднем крае виноградарства завтрашнего дня.