Знаете, почему у Гарри Поттера два лучших друга, а не один? По той же причине, почему «задача трёх тел» не имеет точного решения. Ответ такой: два тела подчиняются понятным законам физики, а три тела создают хаос. Поэтому и три персонажа, связанные между собой, обязательно создают непредсказуемость в сюжете.
Подсмотрел этот метод у сценаристов сериал «Уэнздей» — у них там все персонажи разбиты на «тройки» отношений (любовные отношения, дружба, соперничество). Давайте быстро разберёмся, как это использовать в своём творчестве.
Конечно же, сценаристы «Уэнздей» не придумали этот приём и он существовал всегда. Писатели и драматурги прошлого очень хорошо его чувствовали всегда. Гамлет, Призрак отца и Клавдий. Анна Каренина, её муж и Вронский.
Другое дело, что современные писатели целенаправленно используют эту технику, особенно, если персонажей много и нужно создать правдоподобное взаимодействие между ними. Недавно я прослушал новую книгу Алексея Иванова «Вегетация» — углы «драматических треугольников» буквально торчат из текста и это создаёт невероятную динамику в отношениях между персонажами.
Давайте разбираться, как это работает
Формула драматического треугольника:
- Точка притяжения трёх персонажей — причина, почему они всё время оказываются рядом. Этой точкой может оказаться как один из персонажей (как в любовном треугольнике), так и лежать за предами самого треугольника (например, жажда власти или общая тайна).
- Источник напряжения — конфликт, который создаёт динамику в их отношениях. То же самое, источник может находиться и внутри треугольника (двое из трёх влюблены в третью) или лежать за его пределами (трое друзей участвуют в соревновании за большой приз).
- Внешние обстоятельства, которые не позволяют оставаться персонажам в покое. Они должны подбрасывать дров в топку конфликта.
Теперь разберёмся, какие треугольники бывают, а затем, как использовать их в своих историях.
Типы драматических треугольников
Драматические треугольники — это не только про любовь. Они могут принимать самые разные формы, в зависимости от того, что объединяет персонажей и что их разделяет. Вот несколько популярных типов:
- Любовный треугольник. Двое любят одного, или один разрывается между двумя. Классика жанра. Пример: Белла, Эдвард и Джейкоб из «Сумерек». Точка притяжения — Белла, конфликт — её выбор между двумя мужчинами.
- Конфликт интересов. Герои объединены общей целью, но их подходы или мотивы различны. Пример: Железный трон в «Игре престолов» (здесь, конечно, персонажей много, но все их можно разбить на тройки: например, в какой-то момент было три претендента на трон — Джоффри, Станис и Ренли). Каждый стремится к власти, но каждый видит её по-своему.
- Эмоциональный треугольник. Один герой становится связующим звеном между двумя, чьи интересы или эмоции не совпадают. Пример: Гарри, Рон и Гермиона в «Гарри Поттере». Их дружба оказывается точкой притяжения, но ревность и различия в характерах создают конфликты.
- Моральный треугольник. Выбор между долгом, совестью или личной выгодой. Пример: Бэтмен, Джокер и Харви Дент в «Тёмном рыцаре». Центр — будущее Готэма, конфликт — моральные принципы каждого.
- Треугольник тайны. Все участники связаны секретом, который угрожает разрушить их мир. Пример: Селеста, Мадлен и Бонни в «Большая маленькая ложь». Точка притяжения — дружба, конфликт — тайна.
- Треугольник власти. Борьба за контроль, где каждый участник хочет быть сильнее других (да, это похоже на пример с «Игрой престолов», но тут более узкий интерес). Пример: Майкл, Фредо и Вито в «Крёстном отце». Центр — мафиозная семья и её будущее, конфликт — кто в праве занять место «отца в семье».
Как усилить драматический треугольник?
- Добавьте сложности в отношения: пусть герои не только противостоят друг другу, но и зависят друг от друга. Например, в случае с Гарри, Роном и Гермионой, несмотря на конфликты, они понимают, что не смогут победить Волан-де-Морта поодиночке.
- Играйте с симпатиями: пусть читатель меняет свою точку зрения на героев в зависимости от их поступков. Станис — молодец, а его противники — настоящие узурпаторы, нет Ренли — молодец, он самый демократичный, а нет — у Джоффри сильная рука, именно он достоин быть королём (ладно-ладно, у Мартина Джоффри никогда не был героем наших симпатий, но что вам мешает?).
- Используйте взаимозависимость: у каждого участника есть то, чего нет у других, и это делает треугольник устойчивым.
- Смешивайте типы: например, создайте треугольник власти с элементами тайны и любви.
- Играйте с притяжением: пусть точка, которая удерживает героев, меняется со временем. Например, изначально их объединяет любовь, а затем общее дело.
- Меняйте роли: динамика станет интереснее, если персонажи будут чередоваться в своих позициях. Сегодня один из них лидер, а завтра — аутсайдер, сегодня — жертва, а завтра — преследователь.
- Добавьте другие треугольники. У каждого героя должны быть свои конфликты за пределами основного треугольника. Например, Гарри увлекается Чжоу, которая видит в Гермионе соперницу, а Гарри (лопушок) даже об этом и не подозревает.
Почему треугольники всегда работают?
Вы же в курсе про Треугольник Карпмана? Все эти треугольники, по сути, строятся на основе ролей "жертва", "агрессор/преследователь" и "спасатель". Гораздо удобнее распределять эти роли, если у вас три персонажа.
А вообще, треугольники — это про конфликт. Конфликт движет историю — точка. Три персонажа создают пространство для неожиданных взаимодействий, эмоциональных всплесков и неожиданных решений. Каждый из них должен быть не просто «углом», но и частью других треугольников, что делает их связь ещё сложнее и интереснее.
Соберите своих героев, выберите их точку притяжения и конфликт, а дальше наблюдайте, как они создают хаос в вашей истории.
Мой опыт
Год назад я писал книгу, в которой были понятны роли трёх основных персонажей: вот жертва (Лотта), вот преследователь (Артур), вот спасатель (Алекс). Но когда начал писать, оказалось, что все эти персонажи находились очень далеко друг от друга, и в каждый момент времени герои оказывались либо поодиночке, либо в парах без конфликта. А ещё получалось маловато текста.
Тогда сам собой в историю пришёл ещё один персонаж — случайный помощник (Диттер), который внезапно внёс отличную динамику во все последующие сцены. За собой он подтянул жену и детей, что дало книге дополнительные точки зрения и больше конфликтов.
Призываю вас: используйте этот метод! Прямо сейчас посмотрите на своих героев и проверьте, есть ли в их отношениях третий персонаж?
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!