Вас тоже бесит показное жизнелюбие, красивые фотографии, рассказы о том, что поел на завтрак? Но все говорят: эксперт должен вести соцсети, чтобы развивать свой персональный бренд, должен нарабатывать аудиторию.
С чего же начать, чтобы всё было органично? Подойдите к процессу как к созданию персонажа книги.
Статья написана в рамках цикла "Продвижение для писателей", но описанные шаги подходят для всех интровертов, которые хотят транслировать свой образ в социальных сетях и на других платформах.
Сразу скажу, что я сам боюсь публичности. Если вы бывали в моём телеграм канале, то видели мои неловкие посты. У меня пока нет плана постов на недели вперёд, но каждый раз когда я готовлю статью или пост — я сверяюсь с пунктами, которые здесь описаны. Надеюсь, что со временем, для меня станет нормой делиться своей жизнью, как стало нормой писать статьи в Дзен, не боясь осуждения в комментариях.
Важно: герой — слишком громкое слово, так что дальше буду использовать слово "персонаж". Персонаж в соцсетях — тот образ, который вы транслируете подписчикам.
Шаг первый: в соцсетях живёт персонаж
Да, начинаем с того, чтобы отделить зёрна от плевел. Что именно следует транслировать в интернет?
Ответ прост: чтобы быть интересным в соцсетях нужно превратить свой образ в персонажа (да-да, как в книге!). Бессистемно вываливать в сеть всю свою жизнь — может оказаться не лучшей стратегией.
Как вы прорабатываете героев книги, так и разработайте свой образ. Конструирование персонажа заранее позволит вам быть увереннее в себе, когда вы готовите контент.
Воспринимайте этот образ как маску, срисованную с вашего лица.
Шаг второй: конструируем образ персонажа
Как я уже писал в статьях "Посади героя на СТаНЦию" и "Пишем книгу || Часть 3. Создаём персонажа", у героя истории есть ряд характеристик: сокровища, тайны, недостатки, слабости и привязанности, цели и т.п.
Список характеристик персонажа выглядит так: ключевое противоречие персонажа, материальные сокровища, нематериальные сокровища, недостатки, слабости, привязанности, традиции и ритуалы, «призрак из прошлого», тайна героя, внешняя тайна (которую герой пытается распутать), внешняя цель и внутренняя цель (мечта).
Давайте разделим все характеристики на три больших блока:
- Интерес — характеристики, которые говорят подписчикам, что если они будут следить за вами, то они испытают позитивные эмоции.
- Сочувствие — всё, что сближает вас с подписчиками.
- Интрига — всё, что будет подогревать интерес (не сами позитивные эмоции, а предвкушение этих эмоций).
Характеристики для интереса
Из этого будет состоять основная часть ваших постов — то, чем вы можете смело поделиться (и чем гордитесь):
- Ключевое противоречие: что тебя делает сложным? Например, ты интроверт, но ведёшь открытый блог.
- Материальные и нематериальные сокровища: коллекция редких книг или терпение, чтобы шлифовать тексты. А ещё — знания, которыми ты можешь поделиться, написанные тобою книги, позитивные эмоции, которые ты можешь “завернуть” в красивый пост (например, ты побывал(а) в горах и может создать “эффект присутствия” для подписчика). Это будет основой большинства твоих постов.
- Внешняя цель: какая-то ваша заявленная цель, в достижении которой вам могут помочь подписчики. «Продать 5000 экземпляров книги», «Набрать 5000 подписчиков в блог» и т.п. Если помощь подписчиков вам в этом не нужна, вы можете просто поделиться своими успехами в достижении этой цели. Тот факт, что подписчики знают о том, что вы хотите её достичь и вы делитесь своими шагами, позволяют чувствовать сопричастность к вашим победам. Кто из нас, читая «Гарри Поттер и Тайна комната» не ощущал себя сопричастным к победе над Василиском? Не радовался полученным очкам Гриффиндора?
Характеристики для сочувствия
Врубаем режим “новая искренность” на максимум и рассказываем:
- Недостатки: то в вас, с чем вы боретесь как персонаж. Например, страх публичности (в своем блоге, на встречах с читателями или на выступлениях с докладом). А может ваши недостатки — курение или алкоголизм, трудоголизм и т.п. Об этом тоже можно рассказать — без лишних ужимок (типа “Я так так боюсь вам об этом рассказывать, ведь я такой интроверт…”), но и без лишней жести. Т.е. “сегодня посетил собрание анонимных трудоголиков” — да, но “сегодня снова в притоне с другими конченными людьми мы…” — нет.
- Слабости: какие-то особые (возможно, милые) ваши особенности, с которыми вы не боритесь и, возможно даже, гордитесь. Например, рассказ об особо дорогих вашему сердцу персонажах — история их создания или отдельных характеристик. Любовь к тортикам, мороженому или виниловым дискам.
- Привязанности: кого или что вы любите, без чего жить не можете. Люди, животные, предметы, места.
- Традиции и ритуалы: это отдельный вид ваших особенностей, которые требуют каких-то регулярных действий.
- «Призрак из прошлого»: болезненные события в прошлом, которое вас изменили. Степень открытости здесь выбирайте сами. Кому-то важно рассказать о том, что он(а) стал(а) жертвой маньяка, а кто-то не готов рассказать о том, как украл(а) спичечный коробок в магазине.
- Внутренняя цель (мечта): тут без комментариев — вы и сами знаете, о чём мечтаете.
Характеристики интриги
- Тайна внешняя: вопросы, которыми вы задаётесь и на которые находите ответы. "Как написать убойную сценарную заявку?", "С чего начать книгу?", "Кто подставил кролика Роджера?", "Кто убийца в моей книге?" и т.п.
- Тайна внутренняя: тайны вашей жизни, которые вы храните, выдавая подписчикам лишь намёки. Вот Пелевин и иноагент Оксимирон не дают интервью. Тайна? Тайна! Кто-то прячет только личную жизнь. Что именно, вы будете хранить как тайну — вам выбирать. Из всего списка — это то единственное, о чём вы НЕ будете писать. Да, об этом стоит подумать тоже.
Кстати, внешние тайны могут быть двух типов — бесплатные (которыми вы активно делитесь) и платные (раскрыть которые можно лишь купив ваши книги, если вы писатель).
Шаг 3: подготовка темника для постов
Отрываю от сердца, делюсь секретным списком, который составил для себя:
- лайфхаки: простые приёмы, которые можно быстро внедрять (могут начинаться со слов “как быстро…”, “как легко…” сделать то-то и то-то),
- разборы по полочкам: карточки или пункты, которые разбираются какую-то одну конкретную тему,
- списки: сервисов, инструментов, людей, фильмов и т.п.,
- интервью: с интересным человеком или с самим собой, когда интервьюеры — подписчики,
- сторителлинг: история из жизни по данной теме, цель - развлечение и продажа экспертизы,
- стади-кейсы: истории, как что-то сделали и чего-то добились, цель - обучение и продажа экспертизы,
- репортаж с места события (может быть просто фото с подписью — самый распространённый тип контента),
- личное мнение по любому вопросу (люблю, ненавижу, бесит, обожаю и т.п.),
- крик души: похоже на мнение, но без особых обоснований, просто сиюминутные мысли,
- отзывы: о себе и от себя,
- шутки и мемы, которые вас зацепили,
- продающие / рекламные посты (не путать с интеграциями, где продажа может проходить через другой формат): посты, где ты продаёшь что-то прямым текстом,
- откровения (стрипы): тексты с искренним рассказом о чём-то,
- ритуалы: какие-то ваши действия, которые вы выполняете постоянно и отчитываетесь об этом. Например, очередная глава, очередное посещение кафе для писателей, очередная йога, очередная(-ое) — всё что угодно. Все перечисленные выше форматы тоже могут стать регулярными, превратившись в своего рода ритуал.
Как в этом поможет ChatGPT?
ChatGPT станет вашим идеальным помощником на каждом этапе. Вот два основных направления:
1. Подбор характеристик вашего образа
Чтобы превратить себя в интересного персонажа, используйте следующий промт:
«На основе нашего общения и позитивного образа в соцсети, который я хочу транслировать, а также вот этой статьи [приложите ссылку на эту статью в Дзен], помоги мне подобрать характеристики меня как персонажа, ведущего блог. Вот список характеристик: ключевое противоречие персонажа, материальные и нематериальные сокровища, недостатки, слабости, привязанности, традиции и ритуалы, „призрак из прошлого“, тайны моих книг и литературного мастерства, внешняя и внутренняя цель (мечта).»
ChatGPT предложит варианты характеристик и поможет оценить, какие из них лучше подойдут для вашего образа. Здесь вам предстоит вести диалог.
2. Составление контент-плана
Создать четкий контент-план поможет такой запрос:
«На основе приложенного списка форматов [прикрепите файл с форматами из "Шаг 3"] и моего списка характеристик как персонажа [перечислите финальный список], составь контент-план статей на месяц, где 60% — полезные посты для подписчиков, 10% — продающие, а 30% — развлекательные или сближающие меня с подписчиками.»
Итоговый план будет включать конкретные темы постов, их стиль и цель, что облегчит ведение соцсетей. Каждый раз, когда вы будете садиться писать пост, можно выбрать одну из тем (не обязательно привязывать первую тему к первому дню месяца).
3. Написание постов/статей
Когда нужно написать пост или статью, ChatGPT поможет с созданием текста, который будет звучать естественно, привлекательно и соответствовать выбранному стилю. Например, можно использовать следующий промт:
«На основе моего образа персонажа помоги написать пост (или статью) на тему [укажите тему из темника], который будет интересен моим подписчикам. Текст должен быть [укажите стиль: информативный, развлекательный, эмоциональный и т.д.], с элементами [например, юмора, личных историй или примеров], а также с призывом к [например, подписаться на канал, или оставить отзыв на книгу, или просто поставить лайк посту].»
ChatGPT сгенерирует текст, который точно придётся переписать под себя, но теперь вы потратите гораздо меньше времени.
----
Автор текста: Макс Ридд
❤️🔥Я горю этим каналом и вкладываю много сил в статьи.
👍↩️✅Поддержите меня репостом, лайком, подпиской!
А ещё вы можете подписаться на мой Телеграм канал — там я пытаюсь "ваять свой образ" как писателя. Вы можете следить, насколько хорошо у меня это получается (либо на моих ошибках учиться делать всё гораздо лучше).