Статья, для тех, кто, как и я, испытывает страх, когда садится писать рассказ/главу. Не всегда понятно, чего ты боишься, но страх — он просто есть.
Внезапно я понял, что страх белого листа очень похож на страх звонка по телефону: тебе просто нужно взять трубку и позвонить — чего проще-то? Но что-то внутри заставляет тебя откладывать это до последнего.
Есть решение.
Вдруг вспомнил, что есть такая профессия (слегка устаревшая, но всё ещё живая, телефонные мошенники не дадут соврать) — «менеджер по продажам через "холодные звонки"». Такие люди просто берут телефонный справочник (или слитые базы контактов) и обзванивают всех, кому могут быть интересны услуги его компании.
У таких менеджеров всегда есть скрипт звонка: что делать и что говорить, в зависимости от того, на каком этапе звонка ты находишься: общаешься с секретарём, говоришь с лицом НЕ принимающим решения или наконец вышел на заветного ЛПР-а.
Вот я и решил разработать такой же скрипт для себя и других писателей, которые боятся писать. Скрипт обхода внутреннего критика.
(И да, я знаю, что многие, особенно из старшего поколения, страха "взять и позвонить по телефону" не испытывает, но это лишь доказывает тезис, что можно перестать бояться писать тексты).
Держите мой скрипт на случай, если вам позарез нужно сесть и писать:
Скрипт «холодного письма»
1. Захвати внимание
Во время "холодного звонка" тебе нужно сразу захватить внимание собеседника, выбив его из его обычной жизни — необычной фразочкой или просто необычно задорным голосом.
Во время же писательского процесса, нужно написать какую-то фразу, которая тебя самого выбьет из житейских мыслей и переключит на творчество.
Напиши первую фразу, которая крутится у тебя в голове. Или опиши образ, из которого родилась история, которую ты хочешь рассказать. А лучше всего начать с вопроса.
Если спросить моего героя, где бы он хотел начать эту историю, что бы он ответил?
А ещё — можешь использовать любой из 14 приёмов "убойной" первой строчки. Её может не оказаться в финальном тексте книги, используй её просто чтобы начать.
Большинство этих приёмов я держу в голове. И меня это всегда драйвит на дальнейшее письмо. Даже если сажусь за третью часть главы, которую писал несколько дней.
Ах да, и улыбайся. Посмотри в зеркало и обязательно улыбайся — у человека с улыбкой на лице и мысли другие.
2. Пройди секретаря
Да простят меня все прекрасные люди, которые когда либо работали секретарями, но в среде менеджеров по холодным продажам секретарей считают людьми второго сорта — с ними нужно расправляться безжалостно, потому что и они тебе не оставят ни шанса. Нужно юлить, льстить, обманывать, умасливать — всё, лишь бы тебя пустили дальше, к лицам принимающим решения.
Так и в творчестве — белый лист отличное место для проекции мыслей твоего внутреннего критика, который не пускает тебя писать историю. Нужно поскорее его заткнуть, вылив на "бумагу" всё что угодно и желательно побольше.
Пиши первое, что приходит в голову: бредовые идеи, диалог, список ассоциаций. Что там сейчас крутится в голове — как по теме того, что пишешь, так и отвлеченное. Главное — включить мозг.
— Привет, белый лист. Я боюсь тебя.
— А я боюсь тебя ещё больше, — отвечает лист. Я посмеялся над этим своим грозным противником. Оказывается он был жалким куском целлюлозы, а не тем опасным драконом, который может меня остановить.
— Что ж, листочек, теперь тебе не жить, — яростно отвечал я.
Да, у тебя уже есть первая убойная фраза, но она никуда не денется. Всё что ты напишешь сейчас, можно будет стереть, когда текст будет дописан.
Ещё раз повторюсь: даже если ты начинаешь писать середину главы, которую писал несколько дней, тебе всё равно может понадобится написать что угодно, чтобы начать!
3. Выяви реальные потребности ЛПР
Когда прошёл секретаря, тебе нужно расположить к себе Лицо Принимающее Решение и задать ему ряд вопросов, чтобы выявить его потребности (чтобы показать, как твой продукт эти потребности закрывает).
К счастью, во время писательского процесса, тебе не нужно входить в доверие к кому-то. Просто пойми для себя, о чём ты собираешься писать.
Обычно бывает достаточно ответить на два вопроса: Что персонаж хочет в этом отрывке текста? Что ему мешает? Запиши!
Сейчас мой персонаж хочет показать, почему он ненавидит людей. Поэтому он рассказывает ситуацию из прошлого, когда его обижали люди, хоть ему было больно. Мешает ему мысль о том, что калечить людей всё ещё запрещено законом. Поэтому он пытается максимально оправдать себя!
Я буквально чувствую, как шевелятся мои писательские мышцы в голове по поводу рассказа, который меня ждёт...
4. Презентуй!
В продажах происходит момент презентации ценностного предложения на основе выявленных потребностей. "Так вы говорите, что и не знали, что пылесос способен очистить даже мебель? Наш пылесос прекрасно с этим справляется, сейчас я вам покажу".
В писательском деле этот этап и есть сам этап письма. Вот несколько правил, как сделать это правильно:
- Работай по системе Pomodoro: 25 минут пишешь, 5 отдыхаешь (если нет 25 минут, то пиши 10 или 15 или сколько есть).
- Твоя цель не "написать рассказ" или "написать главу", а “написать 200 слов за 25 минут” (или сколько там у тебя времени).
- Не смотри на то, что уже написал. Никакой редактуры!
Это стандартные правила. Все менеджеры по продажам тоже знают про тайминг и простую цель. И уж тем более менеджеры по продажам ничего не редактируют: говорят набело. Каждый раз у них получается лучше и лучше (я знаю, я работал).
5. Работай с возражениями
У всех менеджеров по продажам всегда есть шаблонные ответы на наиболее частые "возражения" потенциальных покупателей. "Согласен, что этот пылесос дорогой, но к счастью у нас есть беспроцентная рассрочка".
Для писателей это тоже нужно. Внутри миллион страхов и отговорок.
Вот "отработка" возражений, которые работают для меня:
1. Возражение: “Я не знаю, как начать”.
Ответ: “Начинать всегда сложно, к счастью, если сейчас не получится, потом ты это перепишешь. Сейчас пиши первое, что придёт в голову. Например, мой герой ненавидит... мой герой обожает... мой герой боится..."
2. Возражение: “У меня нет времени”.
Ответ: “Все мы занятые люди, но я же могу найти время попить кофе. 10 минут — это тоже прогресс. Просто напиши одно или два предложения за это время. Маленькие шаги ведут к большим результатам. Разве сложно написать два предложения?”
3. Возражение: "Два предложения — это слишком мало. Мне завтра уже надо сдать рассказ".
Ответ: "Два предложение, это — больше, чем ты уже написал. Ты напишешь эти два-три предложения и твоя фантазия сама тебя разгонит".
4. Возражение: "Ну, вот, я написал два предложения и ничего".
Ответ: "Тогда напиши ещё два предложения. Твои 10 минут не закончились. Напиши столько предложений, сколько успеешь. Любого качества".
5. Возражение: “Я потрачу много времени, а получится фигня”.
Ответ: “Черновики созданы, чтобы быть плохими. Идеально написано только у тех, кто уже переписал тысячу раз. Пиши как получится — набросай основные мысли. Потом структурируешь и перепишешь”.
6. Возражение: “Людям это не понравится”.
Ответ: “Ты пишешь это для себя. О правках и читателях подумаешь перед публикацией — это проблемы будущего тебя, не текущего”.
7. Возражение: “Сюжет скучный.”
Ответ: “А помнишь, как в прошлый раз ты тоже говорил, что скучно, а потом перечитал и понял, что очень даже хорошо. А вообще, может казаться скучно, пока нет деталей. Какая интересная деталь тебя бы развлекла? Может за героем кто-то наблюдает со стороны? В смысле — кто-то, кроме тебя”.
Если ваши возражения другие, то просто подумайте, какой ответ вас бы успокоил? Составьте свой список, распечатайте его и повесьте над рабочим столом, чтобы в любой момент обращаться к нему.
6. Наметь следующий шаг
Часто для менеджера по продажам холодный звонок — это просто первый шаг. Основной шаг — это живая презентация услуги или продукта. Так что важно назначить встречу с ЛПР.
Писателю же важно оставить себе какой-то крючок, который заставит тебя в следующий раз начать бодрее.
Знаешь, что будет дальше? Тогда остановись сейчас. Так завещал нам дедушках Хэм.
Можно ещё написать первое предложение следующего абзаца — так будет понятно, откуда тебе начинать.
Вот и всё. У тебя получилось!
Письмо как ритуал
Каждый текст — это переговоры с неизвестностью. Ваша задача — не победить, а договориться.
Не следует воспринимать пункты этого списка как требования. Воспринимайте это как шаги ритуала. Ритуалы выполнять приятно и легко — они понятные, дают ощущение упорядоченности мира.
Вспомните свои любимые ритуалы в жизни. Заварить чайничек чая, подготовить печенье. Посмотреть "Гарри Поттера", перед этим подготовив себе "сливочное пиво" и попкорн. Принять ванну с солью и пеной.
Писательство — должно стать именно таким ритуалом, когда ты можешь отвлечься от забот обычного мира и погрузиться в мир вымышленных персонажей.
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!