Найти в Дзене

Утраченные здания Петербурга: Театр Панаева на Адмиралтейской набережной

До 1874 года территория вдоль Адмиралтейской набережной была в ведении Адмиралтейства. Однако верфи были перенесены в другое место, судостроительные работы завершились, а каналы засыпали. Земля была разделена на участки и выставлена на продажу для строительства жилья. Одним из первых покупателей стал инженер путей сообщения Валериан Александрович Панаев.

Валериан Панаев
Валериан Панаев

Валериан Панаев – личность весьма занимательная. Он является автором множества статей, посвященных экономике. Воспоминания, написанные им, на протяжении нескольких лет публиковались в журнале «Русская старина».

Он состоял в рядах Вольно-экономического, географического и технического научных обществ. Панаев имел тесные связи и переписывался с такими известными личностями, как Некрасов, Тургенев, Герцен и Достоевский. В 1840-е и 1850-е годы он часто посещал литературные салоны Санкт-Петербурга.

Одно из стихотворений Николая Огарева посвящено Валериану Панаеву.
Он задумал построить на этом месте доходный дом с рестораном и театральным залом.

Панаевский театр находился на Адмиралтейской набережной
Панаевский театр находился на Адмиралтейской набережной

Пятиэтажное здание в стиле псевдорусского зодчества выглядит весьма внушительно и украшено резьбой в древнерусском стиле, четырехскатной крышей и овальными оконными проёмами. Его роскошные элементы декора ярко выделяют его на фоне соседних строений. Однако строительство затянулось так, что Панаев за это время утратил значительную часть своего состояние.

Панаевский театр на Адмиралтейской набережной.
Панаевский театр на Адмиралтейской набережной.

После того как здание сгорело, появились свидетели-строители, которые утверждали, что дом был возведен из низкокачественных материалов, а его стены на самом деле лишь обложили кирпичом, в то время как внутри они были заполнены известью и даже строительным мусором. Насколько правдивы эти утверждения, остается неясным. Многие сложные конструкции театрального зала и оборудования разрабатывались с использованием проектов, утвержденных профильными службами Санкт-Петербурга. Часть документации сохранилась и доступна, например, в Центральном государственном историческом архиве Петербурга.

Лицевой фасад Панаевского театра.
Лицевой фасад Панаевского театра.

В строительстве активно участвовал и академик архитектуры В. А. Кенель.

В 1876 году проект чуть не остановили из-за того, что предполагаемая высота здания превышала высоту Зимнего дворца. Панаеву предложили стандартный проект, с которым он был совершенно не согласен. Однако ему удалось отстоять свои права в Городской думе, и первоначальный проект был одобрен, но с условием сокращения размеров постройки.

Строительство театра вызвало значительный интерес у общественности. Архитектурное общество обратилось к главному архитектору Императорских театров Н. Л. Бенуа с просьбой:

"Члены С.-Петербургского общества архитекторов крайне интересуются постройкой театра господина Панаева на Адмиралтейской набережной. Неоднократно заявляли правлению желание ознакомиться путём сообщения с этой, наделавшей много разговоров постройкой..."

В ответ на данное обращение архитектор Пруссак сделал отчет для Общества архитекторов. После обсуждения проекта были внесены определенные коррективы.

Зал Панаевского театра
Зал Панаевского театра

Театр Панаева открыл свои двери в 1887 году. Основной зрительный зал располагался на первом этаже, а на мансарде находились помещения для хранения декораций. На средних этажах были квартиры для аренды и ресторан. Главный вход располагался со стороны реки Невы. Зрительный зал вмещал 1 175 человек: в партере располагались 240 кресел и 88 стульев.

Проект театра предусматривал 12 лож бенуара, 25 лож на первом ярусе, 25 на втором и 16 на третьем. Каждая ложа могла вместить шестерых зрителей, что позволяло всем 78 ложам разместить 468 человек.

У театра не существовало своей труппы, и обширный зрительный зал сразу же заинтересовал частных антрепренеров и временных арендаторов.

Первые спектакли здесь начали ставить русские театральные труппы. Однако они не могли позволить себе высокую арендную плату. В 1889 году на целый сезон театром управлял драматург Михаил Иванович Бибиков. В дальнейшем на сцене выступали Итальянская опера и различные другие коллективы.

Затянувшееся строительство этого уникального здания привело к финансовым трудностям Панаева, и в 1891 году ему пришлось его продать. Новым владельцем стала вдова купца второй гильдии Эмилия Ивановна Гинтер. Однако горожане продолжали называть его «Панаевским театром». Новая собственница внесла изменения в оформление фасада. Для ее нужд архитектор А. И. Кошеваров занимался перепланировкой интерьеров заведения.

Дубовской Н.Н. (1859-1918). Набережная Невы вечером. 1898
Дубовской Н.Н. (1859-1918). Набережная Невы вечером. 1898

В 1911 году его купил П. В. Тумпаков. Архитекторы А. И. Кошеваров и А. К. Гаммершельд провели изменения в оформлении фасада и реорганизовали внутренние помещения театра. Также была закуплена новая мебель и было проведено электричество в здании.

На сцене Панаевского театра проходили выступления драматического и оперного жанров, а также различные концерты. Здесь также выступали иллюзионисты и цирковые артисты.

С конца 1880-х годов аренду на это здание получила труппа Ивана Петровича Зазулина, которая ставила как драмы, так и оперы. Зазулин стал первым в России, кто представил оперу «Паяцы» Леонковалло, а также впервые исполнил на русском языке «Сельскую честь» Масканьи. В годы 1894-95 в труппе Зазулина в Панаевском театре выступал молодой Федор Шаляпин, который здесь же привлек внимание петербургской публики и вскоре был зачислен в Мариинский театр.

Панаевский театр
Панаевский театр

Также часто выступала Надежда Забела, которая в 1895 году именно в стенах Панаевского театра встретила своего будущего супруга — художника Михаила Врубеля.

В 1913-1914 годах режиссеры и антрепренёры Константин Незлобин и Арнольд Рейнеке основали в этом здании «Русский драматический театр».
Зал также использовался ИРМО для организации оперных представлений Консерватории в 90-е годы XIX века, до того как у учреждения появилось собственное здание.

В сентябре 1904 года в Панаевский театр переехало учрежденное в 1891 году «Собрание экономистов». Это научное общество занималось обсуждением вопросов экономики и финансов. В его помещениях можно было как читать, так и заниматься играми в карты, бильярд или шахматы.

Экономическая библиотека «Собрания» содержала около 4000 томов и включала читальный зал с обширным выбором русских и иностранных журналов.

Среди членов общества находились такие литераторы, как П.Д. Боборыкин и Владимир Немирович-Данченко, И. Ф. Василевский и композитор А. К. Глазунов, который даже дирижировал своими симфониями на юбилейном обеде «Собрания экономистов» в 1901 году. Также здесь были издатели Ефрон и Цинзерлинг, а также чиновники различных государственных органов.

В клубе не допускались женщины, и здесь отсутствовали развлекательные мероприятия, кроме юбилейных ужинов с концертами. «Собрание экономистов» сосуществовало с театром в полной гармонии.

В 1908 году в Панаевском театре состоялась «Первая русская театральная выставка». Здесь впервые были представлены материалы, которые впоследствии заложили основу коллекций Театрального музея.

В 1914 году, в начале Первой мировой войны, здание было реквизировано. Военное ведомство решило разместить в нём центральную военно-полевую почтовую контору, а ложи были предоставлены солдатам для временного жилья.

-8

Театр Панаева подвергся разрушению в результате пожара в 1917 году, когда огонь уничтожил здание полностью. Процесс восстановления был остановлен революционными событиями февраля и октября.

Свидетели тех событий вспоминали, что здание сгорело чрезвычайно быстро. Уцелели лишь наружные стены и часть внутренних перегородок. Крыша обрушилась, а от театрального зала не осталось ни одного целого фрагмента.

Внутренние помещения театра после пожара
Внутренние помещения театра после пожара

В результате пожара погибли люди, которые жили в театре, а также двое пожарных – Костенко и Гражули. Бежавшие от огня люди разошлись по близлежащим домам; некоторые из них нашли укрытие в Адмиралтействе. Министр Александр Керенский отдал указание разместить 60 пострадавших от огненной стихии в Зимнем дворце.

Театральный зал после пожара
Театральный зал после пожара

До 1970-х годов участок дома №4 на Адмиралтейской набережной оставался незастроенным. Администрация Ленинграда предлагала его для застройки различным организациям, включая Адмиралтейству, с целью возведения казарм для Военно-Морского училища. Однако, вероятно, в учебном заведении не оказалось необходимых средств для этой цели. В итоге казармы были размещены в домах №12 и 14. В 1970-х годах здесь было возведено типичное школьное здание. Чтобы не выделять его фасад с набережной, основной корпус был построен вглубь участка, за сквером. К дому №6 прилегает лишь узкий флигель.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: