Театр на Театральной (ранее Карусельной) площади ведёт свою историю с 5 октября 1783 года. В этот день императрица Екатерина II основала Большой театр, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Театр был частью Императорских театров России. До этого времени только знать могла посещать придворные театры.
Первоначальный облик храма искусства был довольно сдержанным, но позднее, при Александре I, его сделали более парадным. На сцене выступали артисты императорской придворной труппы, проводились концерты и спектакли, звучали шедевры европейской музыки.
Театральная площадь стала одной из визитных карточек столицы того времени и образцом для всей Европы. Среди постоянных зрителей был Александр Пушкин, который упомянул о ней в своём произведении «Евгений Онегин».
В 1847–1848 годах на Театральной площади Санкт-Петербурга по проекту архитектора А. К. Кавоса было возведено здание театр-цирка с большой круглой ареной. В то время там проводились цирковые представления.
Со временем жители Санкт-Петербурга стали меньше интересоваться однообразными цирковыми представлениями. К осени 1851 года интерес к ним упал, и цирковые выступления прекратились. Вместо них в здании цирка начали ставить драматические спектакли.
В ночь на 26 января 1859 года в здании театра-цирка произошёл пожар, после которого остались только каменные стены, сводчатые перекрытия коридоров и лестницы. По приказу Александра II здание восстановил архитектор А. К. Кавос.
Один из старейших театров России был открыт 2 октября 1860 года оперой «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Новое здание Государственного академического Мариинского театра было названо в честь жены императора Александра II Марии Александровны.
В начале XX века опера «Жизнь за царя» была переименована в «Иван Сусанин». Согласно историческим источникам, Михаил Глинка начал первые репетиции этой оперы в 1836 году под этим названием. По мнению автора, опера должна была отражать героизм Сусанина, однако цензор Императорских театров счёл, что такие произведения должны иметь более патриотичное название.
Знаменитый занавес, созданный по эскизу Александра Головина, сочетает в себе живопись и аппликацию. Он повторяет узор платья Марии Александровны, таким образом увековечивая её имя.
В 1847 году француз Мариус Петипа прибыл в Санкт-Петербург и навсегда изменил классический русский балет. Его шедевры, созданные на российской сцене, сделали балет Петербурга известным во всём мире.
На сцене Мариинского театра выступали П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович и другие композиторы, чьи произведения стали мировыми оперными хитами.
В 1894–1896 годах к главному входу пристроили новое здание, в котором разместили парадные лестницы, фойе и вестибюль.
Башенка на куполе театра, созданная по проекту Шретера, скрывает вентиляционную трубу. Она украшена белыми фигурными кронштейнами и увенчана символами императорского театра: лирой и короной. Императорская корона, которую разработал Шретер, была снята в 1920-х годах и восстановлена только в 1996 году.
Ранняя декорационная мастерская, изначально задуманная Кавосом, располагалась в левом флигеле на третьем уровне. Во время реконструкции театра Шретером эта мастерская была преобразована в женский гардероб. На третьем этаже нового здания Шретер обустроил просторную мастерскую, и 20 августа 1886 года состоялось освящение «декорационной залы». Позднее этот зал был переоборудован под два балетных репетиционных класса.
В парадном фойе сразу же бросается в глаза великолепное панно и две роскошные люстры по бокам. На панно изображена покровительница театра, муза танца и хорового пения — Терпсихора. Мраморный бюст императрицы Марии Александровны, ещё одной покровительницы театра, встречает гостей в фойе у окна. Над входом в партер красуются двуглавый орёл и монограмма Марии Александровны и Александра II.
Самое красивое место в Мариинском театре — зрительный зал. Здесь всё напоминает о величии царской эпохи. Интерьер зала практически не изменился с тех времён. Зеленовато-голубой цвет обивки и драпировок, блеск позолоты создают неповторимую атмосферу.
Пышная царская ложа с кариатидами по бокам увенчана императорской короной и позолоченной монограммой Марии Александровны и Александра II. Однако, здесь она имела одну особенность. Прямо из ложи к гримёркам солисток вёл потайной ход. Часто императоры приходили сюда, чтобы выразить благодарность артистам после выступления. По слухам, особую любовь к этой двери питал будущий император Николай II. Он часто приходил сюда, чтобы встретиться со своей возлюбленной, балериной Матильдой Кшесинской.
Зал украшает живописный плафон — «Часы с амурами». Его в 1860 году создал австрийский художник Энрико Франчиолли. На плафоне изображён полдень, где 12 девушек танцуют с амурами вокруг огромной хрустальной люстры. Ниже находятся 12 медальонов с портретами русских литературных деятелей и драматургов: Гоголя, Грибоедова, Фонвизина, Островского и многих других.
Архитектор Кавос спроектировал люстру по образцу популярных в то время английских каскадных люстр «finger-fringe». Люстра была изготовлена на средства купца Константина Плеске и стала первой в петербургских театрах, приспособленной для освещения газом, а не маслом. Чтобы установить крепления и подъёмные механизмы люстры, архитектор создал галереи «Часовая» и «Люстровая».
За кулисами Мариинского театра находится один из самых старых артистов, которому предположительно более 200 лет. Это колокол, который был утоплен в Крюковом канале во времена богоборческой политики, а затем найден на дне и передан театру. Его глухой звон звучит в операх «Хованщина» и «Борис Годунов».
В этом легендарном месте был создан один из самых известных портретов Фёдора Шаляпина в роли Бориса Годунова. Также здесь произошла ссора между поэтами Максимилианом Волошиным и Николаем Гумилёвым, которая закончилась дуэлью.
Всё началось с безответной любви. В 1909 году Гумилёв долгое время пытался завоевать внимание поэтессы Елизаветы Дмитриевой, известной под псевдонимом Черубина де Габриак, но она отвергла его ухаживания. После этого Гумилёв стал распространять неприятные слухи об отношениях с Дмитриевой. В итоге за девушку заступился её давний друг Максимилиан Волошин. Гумилёв ударил Волошина пощёчиной в присутствии толпы в мастерской художника Головина. После этого они договорились о дуэли, но, к счастью, никто не пострадал. Гумилёв промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку.
9 ноября 1917 года Мариинский театр перешёл в собственность Народного комиссариата просвещения РСФСР. В 1920 году Мариинский театр был переименован в Государственный академический театр оперы и балета.
В 1935 году театру присвоили имя С. М. Кирова.
В период с 1966 по 1970 год с южной стороны нового корпуса была построена пристройка. На сцене Мариинского театра в разные годы выступали Фёдор Шаляпин, Галина Уланова и множество других великих артистов.
С приходом художественного руководителя и главного дирижёра Валерия Гергиева театру в 1992 году вернули название «Мариинский».
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: