Технологии управления транспортом без водителя плотно входят в нашу жизнь. Во всем мире идут испытания не только автономных грузовиков, но и беспилотных летательных аппаратов, в больших городах можно прокатиться на такси и трамваях без водителей, а железнорожники преуспели в испытании поездов без машиниста.
Летом 2023 года на трассе М-11 «Нева» запустили беспилотные коммерческие грузоперевозки – в первый рейс поехали магистральные тягачи КАМАЗ, с системой уровня автономности 3+. В следующем году министерство транспорта обещает запустить беспилотные грузовики на ЦКАД, для этих целей готовится карта для движения беспилотника - так называемый «цифровой двойник» дороги. Потом в планах оснащения новой технологией трассы М-12 «Восток».
Сейчас в России применяются беспилотники с третьим и четвертым уровнями автономности, когда машина сама управляет движением, но в определенный момент может «попросить» водителя взять управление на себя. А на уровне 4, помимо этого, автомобиль умеет разрешать сложные дорожные ситуации. В будущем предстоит перейти к уровню 5 - когда машина сама будет ехать без участия водителя.
В 2023 году Яндекс запустил беспилотные такси в Москве в районе Ясенево, ранее с 2018 года они стали возить пассажиров по Иннополису (Татарстан), а также в Сочи. Есть и определенные правовые ограничения - действует ряд нормативных актов о применении беспилотников в рамках экспериментальных правовых режимов. А полноценное внедрение технологии требует дальнейших доработок законодательной базы. Например, необходимо нормативно прописать кто будет виноват в случае ДТП с участием авто без водителя. Пока платные трассы более удобны для испытаний беспилотников – они более безопасны и покрыты системами видеонаблюдения. Так, на дорогах ОССП работает служба аварийных комиссаров и вызвать помощь на участках М-11, М-4 и М-3, которые обслуживает оператор, можно по единому номеру *2323.
США являются одним из лидеров в области разработки беспилотных автомобилей. Компании Waymo, Tesla и Uber активно тестируют свои модели. Waymo проводит испытания в Аризоне и Калифорнии, предлагая услуги беспилотного такси. В марте 2024 года компания получила одобрение от Комиссии по коммунальным предприятиям Калифорнии на управление коммерческой службой роботакси в Лос-Анжелесе, на полуострове Сан-Франциско и автострадах. На больших федеральных трассах технология пока только тестируется. При этом из-за соображений безопасности в ряде случаев тестирование ограничено или приостановлено. К примеру, деятельность компании Cruise в 2023 году полностью приостановили после нескольких аварий – в одном случае машина не распознала женщину, попавшую под ее колеса и протащила несколько метров. Также автономная машина с пассажиром столкнулась с пожарной.
Китай активно инвестирует в технологии беспилотного вождения. В Пекине и Шанхае уже запущены сервисы беспилотного такси, которые работают в отдельных зонах. Но в стране ограничено использование беспилотных автомобилей на скоростных трассах.
В Японии такие компании как Toyota и Honda работают над созданием автономных транспортных средств для различных целей, включая перевозку пожилых людей. Сингапур решил сосредоточиться на транспорте без водителей из-за большой плотности застройки, отсутствия парковок и высоких налогов на владение любым личным транспортом. В стране запущено беспилотное автобусное сообщение.
В таких странах, как Германия, Великобритания и Нидерланды, проводятся тестирования автономных машин на общественных дорогах. Германия приняла закон о беспилотных автомобилях, который позволяет использовать их на скоростных трассах при соблюдении определенных условий. Однако ряд европейских стран приостановили тестирование.
Несмотря на все «но» беспилотные автомобили представляют собой будущее транспорта. Со временем они призваны сделать дороги более безопасными и изменить способы передвижения людей и грузов.