Найти в Дзене
Этноmix

Сирия с древнейших времен до наших дней. Часть 2. Период арабских халифатов.

Оглавление

Арабское завоевание Сирии

После завоевание Ближнего Востока Римской империей об арабах им было мало что известно. Для Рима и Византии было достаточно, что от Аравийского полуострова их прикрывало государство Гассанидов. А союзником их главного врага на Востоке, Сасанидов было племя Лахмидов.

Гассаниды были арабской царской династией, правившей в Джабийе до 636 года в Восточной Палестине (Иордании). Они иммигрировали из Йемена в начале III века в Левант и приняли христианство.

Незадолго до арабского вторжения главными противниками Византии были авары и Сасаниды. Во время похода против аваров в 602 г. Маврикий решил сократить жалование в армии из-за чего вспыхнуло восстание и династию Юстинианов сменил узурпатор Фокий (602-610). Но репрессии Фокия против знати в Константинополе привели к тому, что его сместил ливийский наместник Ираклий I с армянскими корнями в 610 г. Династия Ираклиев в дальнейшем будет постоянно воевать арабами и править до 711 г.

Византийская и Сасанидская империи к началу VII века
Византийская и Сасанидская империи к началу VII века

В начальный период правления Ираклия Малая Азия и Сирия оставались практически без защиты. Персы завоевали в 611 году Сирию с Антиохтей, в 616 году Египет, источник снабжения Константинополя хлебом, а в 617 году утвердились в самом Халкидоне. Но несмотря на совместные усилия персов и авар, начиная с 622 года, Ираклию удалось договориться с болгарами и хазарами, после чего в целом ряде блестящих походов отразить нашествие персов. В результате персидский щахинщах Хосров II был разбит, а к власти у сасанидов пришел Ковад.

Солид императора Ираклия
Солид императора Ираклия

Эти военные походы истощили как силы сасанидов, так и византийцев, которые не заметили событий, происходивших на аравийском полуострове.

А тем временем, после смерти пророка Муххамеда в 632 г. был создан арабский халифат. Первым халифом стал Абу-Бакр, подавившим восстания арабов начавшим наступление на Византию в 634 г. Вторым халифом стал Умар I, который смог присоединить Виизантийскую Сирию к халифату.

Завоевание Сирии началось с покорения арабского царства Гассанидов, которое было вассалом Византии и вместе с византийцами сражалось против персидских Сасанидов и их арабских вассалов Лахмидов. После продолжительной осады в середине июля 634 года столица гассанидов Бусра пала и государство Гассанидов покорилось войскам Халифата.

-4

В 634 г. византийская армия была разгромлена арабами и в феврале 635 года арабские войска двинулись на Дамаск.

После провала попыток деблокады города в начале сентября 635 года Дамаск сдался Халиду ибн аль-Валиду на условии выплаты дани, византийскому гарнизону было позволено уйти. После взятия Дамаска мусульманские армии разделились. Амр ибн аль-Ас и Язид ибн Абу Суфьян пошли на Палестину. Амр пытался безуспешно овладеть Иерусалимом. Халид ибн аль-Валид и Абу Убайда вторглись в Северную Сирию, где до конца 635 года овладели Баальбеком, разбили византийцев при Джусии и захватили Эмесу (Хомс). В начале 636 года арабские войска продвинулись далее на север, захватив Эпифанию (Хаму), Лариссу (Шайзар) и продвинувшись в направлении Халкиды (Киннасрина) и Берои (Халеба).

Осознав опасность потери Сирии, император Ираклий и византийское руководство сформировало большую армию для изгнания мусульман с земель империи. Византийцы концентрировались в районах Антиохии и Эдессы. Командующими были сакелларий Феодор и армянский военачальник Ваган; численность их войск превышала 40 тыс.

20 августа 636 года в решающем сражении при Ярмуке византийская армия была наголову разгромлена. Узнав об этом поражении, император Ираклий покинул Сирию, отплыв из Антиохии в Константинополь.

-5

В августе 638 года арабские войска овладели столицей византийской Сирии Антиохией. В 639 году Ближний Восток охватила эпидемия чумы, которая прервала военные действия. В 640 году арабы завершили завоевание Палестины, после долгой осады овладев Кесарией. Ранее на побережье были захвачены города Сидон (Сайда), Тир (Сур), Библ (Джебейль), Бейрут и Ирка. В начале 640-х годов арабы покорили Триполи (Тарабулус) и Аскалон.

Омейяды

К тому времени, когда Ираклий умер, значительная часть Египта была потеряна, и к 637—638 годам вся Сирия была в руках мусульман.

Великая мечеть Алеппо, построенная в VIII в.
Великая мечеть Алеппо, построенная в VIII в.

В 639 году Муавия был назначен правителем Сирии вторым халифом Умаром, после того как два предыдущих правителя умерли от чумы. Жена Муавии Майсум была христианкой-яковиткой. Таким образом, арабский халифат первоначально полагался на модель управления Византии и многие государственные посты занимали представители разных конфессий.

Немусульманские группы в Омейядском халифате, включавшие христиан, евреев, зороастрийцев и язычников, назывались зимми. Они платили налог, известный как джизья. в обмен на предоставление им защиты и неприкосновенности со стороны мусульманского государства. Даже имелось специальное постановление, в котором принципиально признавалось, что так называемые «люди Писания» – христиане, иудеи и зороастрийцы – могут, внося плату, оставаться в своей религии. Такой порядок в то время был даже более либерален, нежели в соседней Византии, где преследовалась любая христианская «ересь».

В 656 г в Халифате началась гражданская война после убийства хариджитами Усмана в его мекканском доме из-за клановых разборок и недовольства его правлением.

Сирия во время первой фитны
Сирия во время первой фитны

В ходе гражданской войны Муавия, родственник Усмана, пришел единоличной власти, разгромив сторонников Али. После этих событий в 660 г. Дамаск стал резиденцией халифов династии Омейядов вплоть до 750 года.

661 г.
661 г.

В 680 году Муавию сменил его сын Язид I. Этому наследственному восшествию на престол противостояли многие видные мусульмане, отстаивая принцип выборности халифа. Возникающий в результате конфликт привел к битве при Кербеле, в которой Хусейн Али и члены его семьи были убиты в Куфе.

Вторая фитна 680 — 692 годы
Вторая фитна 680 — 692 годы

Это привело в дальнейшем к расколу на шиитов и суннитов. Шииты верили, что Али не умер, а скрыт до его второго пришествия и до сих пор ежегодно отмечают это событие в день Ашуры.

Арабо-сасанидский дирхем Язида I, отчеканенный на монетном дворе Басры в 680 году, когда произошла битва при Кербеле.
Арабо-сасанидский дирхем Язида I, отчеканенный на монетном дворе Басры в 680 году, когда произошла битва при Кербеле.

После кончины Язида и вывода сирийских войск Ибн аз-Зубайр стал де-факто правителем Хиджаза и остальной Аравии и открыто объявил себя халифом. Вскоре после этого он был признан в Египте, а также в Ираке, где губернатор Омейядов Ибн Зияд был изгнан племенной знатью. Назначенный Язидом сын и преемник Муавия II стал халифом, но его власть была ограничена только некоторыми частями Сирии.

Омейяды
Омейяды

Муавия II умер через несколько месяцев без подходящего кандидата. В итоге после очередных разборок к власти пришел двоюродный брат Усмана, Марван. Восстановить власть династии Омейядов удалось только Малику (715—717), третьему халифу после Марвана.

Территории под контролем аз-Зубайра к моменту смерти Муавии II
Территории под контролем аз-Зубайра к моменту смерти Муавии II

Сирия была разделена на четыре округа: Дамаск, Хомс, Палестина и Иордания.

Аббасиды

Если предыдущие гражданские войны были межклановыми разборками между арабами, кто к VIII веку противоречия были не только династические, но и региональные. В завоеванных странах из-за притеснений мусульманами местного населения накопилось напряжение в результате чего белому флагу Омейядов был брошен вызов черного флага Хашимитов, который избрали аббасиды. Хашим, дед Муххамеда также был отцом Аббаса, дяди Муххамеда, что давало им повод объявить себя новыми халифами.

Третья фитна
Третья фитна

Восстание началось в 747 г. в Мерве под руководством Абу-Муслима, перса по происхождению. Когда войска Абу-Муслима взяли Куфу, где находились абассиды, последние взяли руководство революцией на себя. Последний омейядский халиф Марван II ещё полгода правил западной частью халифата, затем бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников шиитов по антиомейядскому движению — Абу Саламу (750) и Абу Муслима (755).

Абассидский Халифат и государства, который образовались в результате его распада
Абассидский Халифат и государства, который образовались в результате его распада

После победы Аббасиды перенесли столицу на территорию современного Ирака – сначала в Анбар, а затем в Багдад. В результате Сирия потеряла свое прежнее значение. Культурный и политический центр общественной жизни Арабского халифата постепенно сместился на восток – в сторону Персии. Население Сирии сократилось, а ее города утратили свой блеск и благополучие.

Руины дворца аббасидского халифа Харуна аль Рашида в Ракке
Руины дворца аббасидского халифа Харуна аль Рашида в Ракке

В это же время в 765 году в шиитской общине зейдитов произошёл раскол в результате которого появились исмаилиты, которые в дальнейшем раскололись на фатимидов и карматов. Фатимиды придут к власти в Египте, а карматы в Бахрейне. Так начинался век шиизма.

В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы обратились к исламу. В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы.

Тулуниды

После Харуна аль-Рашида между его сыновьями началась междоусобица, которая привела к ослаблению халифата. Аль-мамун в 813 г осадил Багдад и казнил своего брата и вступил в союз с алидами, чтобы укрепить свою власть, выбрав зеленый цвет вместо черного. С этого момента началось усиление армии за счет хорасанцев, деймилитов и нубийцев, что привело к власти мамлюков. Для них аль-Мутасим построил специальный город - Саммара. После этого мамлюки стали захватывать власть в империи и предъявлять свои претензии на власть. Тулуниды стали первой такой династией.

Саммара - центр мамлюков
Саммара - центр мамлюков

Ахмад ибн Тулун был выходцем из такой тюркской гвардии первоначально служивший в Багдаде, затем поселился в Самарре, после ее основания аль-Мутасимом. В 868 году Ибн Тулун был отправлен в Египет Баякбаком (ум. 870), представителем Аббасидского халифа. Однако Ибн Тулун быстро установил финансовый и военный контроль в Египте, создав независимую египетскую армию и подчинив управление египетскими и сирийскими казначействами. В 877 году против него были посланы войска халифата из-за недостаточной уплаты им дани. Ахмад ибн Тулун, однако, сохранил свою власть и в следующем году захватил Сирию.

Тулуниды на пике могущества, 893 г.
Тулуниды на пике могущества, 893 г.

После смерти своего отца Хумаравайх взял управление в свои руки в качестве назначенного наследника, который предложил свою дочь Катр аль-Наду халифу аль-Мутадиду в качестве жены, а частью брачного союза стало соглашение, заключенное весной 893 года, которое положило конец многолетнему соперничеству и боям между Тулунидами и Аббасидским двором.

Однако власть тулунидов оказалась недолговечной и уже его внук Джейш был свергнут военным командованием Тулунидов в 896 году, вскоре после прихода к власти. Ему наследовал его брат, Харун. Хотя он правил восемь лет, он не смог возродить династию и был убит в 904 году, после того как армия Аббасидов восстановила Сирию и была на грани вторжения в сам Египет. Преемник Харуна, его дядя Шайбан ибн Ахмад ибн Тулун, не смог противостоять вторжению Аббасидов, что положило конец его правлению и правлению Тулунидов в 905 г.

Мечеть Ибн-Тулуна в Каире
Мечеть Ибн-Тулуна в Каире

Хамданиды

Хамданиды — шиитская , арабо-месопотамская династия, правившая в северном Ираке (Аль-Джазире) и Сирии с 890 по 1004 год н. э. Они были потомками древних Бану Таглиб — племени арабов-христиан миофизитов из месопотамского Аниззаха, севернее Аравии.

Хамданиды в 955 г.
Хамданиды в 955 г.

Их родительским племенем было рабиа, и таким образом они происходили от аднанитов, к которым относилось и племя пророка Муххамеда курайшитов. Таглибы были одними из самых могущественных и сплоченных кочевых племен доисламской эпохи и были известны своими ожесточенными войнами со своими сородичами из Бану Бакр, а также своей борьбой с Лахмидами, королями аль-Хиры в Ираке. Племя приняло миафизитское христианство и оставалось в основном христианским долгое время после прихода ислама в середине VII века. После раннего противостояния мусульманам таглибы в конечном итоге обеспечили себе важное место в политике Омейядов. Во время правления Аббасидов некоторые представители племени приняли ислам и получили губернаторства в некоторых частях Халифата.

Таким образом, их династия, в отличие от большинства местных династий Халифата, основывавшихся тюркскими военачальниками, была чисто арабского происхождения. Родоначальником династии был Хамдан ибн Хамдун, который вышел на историческую сцену в 884 году, заключив союз с лидером хариджитов Харуном аш-Шафи против халифа аль-Мутамида (870-892). Заговор потерпел поражение и Хамдан был брошен в темницу Багдада. Несмотря на это, Хамдуну, вместе со своими сыновьями и с согласия халифа, удалось основать небольшое семейное княжество в Мосуле.

-21

Уже Абдаллах ибн Хамдан был назначен наместником Мосула, однако затем поддержал аль-Кахира - соперника халифа и был казнён аль-Муктадиром (908-932).

Хусейн ибн Хамдан брат Абдаллаха в 904 году командовал авангардом в походе на Египет, а в 907 и 908 гг. сражался с карматами. В 916-ом году он на короткое время сменил своего брата.

Другой сын Хамдана, Насир ад-даула аль-Хасан в 929 году вернул Мосул, потерял его при халифе ал-Кахире (932-934), затем вновь вернул в 935 году и получил от халифа ал-Муттаки (940-944) титул "Наср ад-Даула" (защитник трона). В результате борьбы с Муизз ад-Даулой Буидом (945-967) аль-Хасан признал его власть и правил в Мосуле как наместник Буидов.

-22

Тут нужно прояснить кто такие Буиды, так как эта шиитская династия пришла к власти в абасидском халифате и правила там в качестве военной диктатуры с 934 по 1062 г. Они формально признавали власть халифа и занимали пост верховного главнокомандующего. Глава династии носил величественный арабско-персидский титул шаханшах аль-азам малик аль-мулук — «величайший царь царей, государь государей». Эта система напоминает сегунат в средневековой Японии при формальном сохранении власти императора.

Средневековый Багдад
Средневековый Багдад

Али Сеиф ад-даула (930-967), сын Абдаллаха ибн Хамдана, самый известный представитель династии. Его правление всецело поглощено борьбой с христианами, с Византией и с армянами, хотя и в этой борьбе удача не всегда способствовала этому храброму эмиру. Сайф ад-Даула вошел в арабскую историю как воинственный эмир, храбрый воин, ведущий непрерывную священную войну с Византией, и покровитель поэтов и ученых, воспетый в стихах крупнейшим арабским поэтом-панегиристом аль-Муганабби.

Али Сеиф аль-Даула, разбив византийскую армию под Хиси-Селям в 938 г. обратил внимание на единоверцев. Дамаск он взять не смог, но выбил Ихшидидов из Алеппо (точнее, из "Халеба") и попытался закрепить его за собой, начав строить крепость. Это ему удалось - по мирному договору 945 г. Хамданиды получили часть Сирии и Месопотамию, ихшидиды сохранили часть Сирии и Египет. С этих пор Сеиф аль-Даула сосредоточился на Византии и армянах. Военная удача не слишком сопутствовала ему в дальнейшем и своим наследникам он оставил сильно разозлённого мощного соседа.

Крепость Хамданидов в Алеппо
Крепость Хамданидов в Алеппо

Его сыну Саад ад-Даулу крепость весьма пригодилась, когда византийский военачальник Варда Фока осадил его в Халебе. Но стены-стенами, а дань империи пришлось платить. Пытаясь избежать полного поглощения Византией, Саад ад-Даул пошёл на поклон к египетскому султану ал-Азизу из Фатимидов, но новый покровитель оказался ещё хуже. И вскоре недавний враг, Византия, вынужден был прийти на помощь, чтобы дважды выдворить египетские войска из Халеба (в 991 и в 995 годах). Но в 1002 году внук Сеиф аль-Даула - Сеид ад-Даул был отравлен своим гулямом Лулу, который стал править от имени его малолетних детей. Спустя два года детей он отправил в Каир. Окончательно Халеб присоединён к государству Фатимидов в 1029.

Византийцы захватили город Алеппо, столицу эмирата Хамданидов
Византийцы захватили город Алеппо, столицу эмирата Хамданидов

Алавиты в Сирии

Именно во время правления Хамданидов появилась организация алавитов, которая спустя много столетий придет к власти в Сирии.

Фольклор алавитов предполагает, что они являются потомками последователей одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари (ум. 873) и его ученика Ибн Нусайра (ум. 868). Последователь ибн Нусайра, известнет как аль-Хашиби, который умер в Алеппо около 969 года после соперничества с сектой Исхакийя, которая также утверждала, что придерживается учения Ибн Нусайра.

Алавит
Алавит

Принятие алавизма большинством населения прибрежных гор Сирии, вероятно, было затяжным процессом, продолжавшимся несколько столетий. Современные исследования показывают, что после своего первоначального основания в Алеппо алавизм распространился на Сармин, Саламию, Хомс и Хаму, прежде чем сконцентрироваться в низменных деревнях к западу от Хамы, включая Баарин, Дейр-Шамиль и Дейр-Мама, долину Вади аль-Уюн и в горах вокруг Тартуса и Сафиты.

Карта 2012 года, показывающая распределение алавитов в Северном Леванте.
Карта 2012 года, показывающая распределение алавитов в Северном Леванте.

В священных обрядах алавитов можно найти элементы всех религий Ближнего Востока. Представители этого духовного учения празднуют христианские Рождество и Пасху. Читают Евангелия и причащаются вином. При этом алавиты поклоняются Луне и Солнцу, вечерней и утреней заре, свету и тьме. По их вере высшее божество Али создал Землю и человека, а существам, которые изначально были из огня дал тела, так появились люди. Сам он является на Землю в разных телесных оболочках раз в 7 777 лет и 7 часов. Алавиты признают даже реинкарнацию.

Храм Хидра алавитов
Храм Хидра алавитов

При этом если ритуалы большинства религий мира хорошо известны, то у алавитов они скрыты за семью печатями. Когда человека обращают в эту веру, открывая ему суть секретных обрядов, с него берут клятву никому, никогда и не при каких условиях не разглашать тайны духовного учения.

Курды в Сирии

Также с этого периода можно проследить историю курдов на территории Сирии, хотя они там появились несомненно гораздо раньше. Ряд курдских военных поселений находился на территории будущего государства Алавитов на севере страны, а также в окрестностях города Хама. Крепость госпитальеров Крак-де-Шевалье, известная под арабским названием Hisn al-Akrad (Замок курдов), была изначально курдским военным поселением и лишь впоследствии была захвачена французскими крестоносцами.

Крепость госпитальеров Крак-де-Шевалье
Крепость госпитальеров Крак-де-Шевалье

Ихшидиды

Ихшидилды были еще одной династией мамлюкского происхождения, правивших Египтом и Сирией до того, как их захватили Фатимиды.

Мухаммад ибн Тугдж аль-Ихшид, тюркский военный, был назначен губернатором Египта и Сирии халифом Аббасидов ар-Ради в 935 году, когда регион находился в состоянии войны с несколькими группировками. Наиболее опасным противником были исмаилиты Фатимиды, наступление которых удалось остановить на 30 лет.

-30

Название "Ихшидид" происходит от центральноазиатского титула Ихшид, престиж которого в Центральной Азии оставался высоким вплоть до 10 века. Он был присвоен тюркским полководцем и наместником Египта Мухаммедом ибн Тугджем, чей дед был родом из Ферганы. После этого названия недолговечная династия, основанная Мухаммедом аль-Ихшидом, известна как династия Ихшидидов.

Ихшидидвм приходилось постоянно сражаться не только с Фатимидами, но и за свои интересы в Сирии. Так, высокопоставленный чиновник аббасидов Мухаммад ибн Раик захватил Сирию в 939 году, однако уже в 944 году наместничества Египта, Сирии и Хиджаза были переданы на 30 лет семье ибн Тугджа.

Также Ихшидидам приходилось сражаться с династией Хамданидов, которые контролировали север Сирии и захватили Дамаск в 945, а Алеппо в 947 г, Дамаск удалось освободить, а Алеппо перешел под контроль Хамданидов.

Мешхед (мавзолей) Аль-Табатаба (возведен в 943 году н.э.) в Каире - единственный сохранившийся памятник периода Ихшидидов
Мешхед (мавзолей) Аль-Табатаба (возведен в 943 году н.э.) в Каире - единственный сохранившийся памятник периода Ихшидидов

В 950 и 965 гг. произошли нубийские вторжения. В 966 году правителем ихшидидов стал евнух Кафур. Ибн Киллис, визирь Кафура, был арестован после смерти Кафура в 968 году, а после его освобождения отправился в Фатимидскую Ифрикию и предоставил им жизненно важную информацию для вторжения. В 969 г. фатимидскому генералу Джавхара ас-Сикилли удалось завоевать Египет. Убайд Аллах, брат Мухаммеда ибн Тугджа, продержался в Сирии до марта 970 года, когда был побежден и взят в плен Джафаром ибн Фаллахом, что ознаменовало конец династии Ихшидидов как правящей силы.

Фатимиды

Ориентировочно в 8-м веке в шиитском исламе возникло новое течение — исмаилизм. В представлении его последователей после смерти пророка Мухаммеда власть должна была перейти не к Абу Бакру, а к Али ибн Абу Талибу. Кроме того, исмаилиты считали, что имамат должен переходить от отца к сыну, а не от брата к брату. Их «колыбелью» стала территория Сирии. Восьмой имам-исмаилит Ахмад аль-Вафи, живший в период с 766 по 828 годы, стал основателем новой династии — Фатимидов. Он утверждал, что ведёт свой род от шестого имама Исмаила ибн Джафара. Благодаря этому аль-Вафи получил прозвище аль-Фатимий или просто Фатимид.

Мавзолей Фатимидов
Мавзолей Фатимидов

Возникновение нового течения в религии не осталось незамеченным для центральной власти — династии Аббасидов. Халифат в то время раздирали внутренние неурядицы, то и дело вспыхивали бунты. И для Аббасидов исмаилиты стали ещё одним противником, желавшим захватить власть в государстве. Соответственно, последователи нового течения подвергались репрессиям и гонениям. Однако задушить в зародыше исмаилизм не получилось. Приверженцы учения ушли в подполье и начали вести антиправительственную деятельность.

В 10-м веке положение исмаилитов в Сирии было критическим. Аббасиды пытались взять провинцию под полный контроль. И десятый имам Абдуллах ар-Ради вместе с сыном Убайдаллахом приняли решение покинуть Сирию. Они, скрываясь под видом купцов, проделали долгий путь, пока не добрались до Сиджильмасы (территория современного Марокко), где правил независимый эмир. Там они и обосновались, занявшись распространением исмаилизма.

Первоналаьная территория Фатимидов
Первоналаьная территория Фатимидов

Спустя несколько лет в арабской Ифрикии (территория современных Туниса, Алжира и Ливии) произошло восстание. Лидерами мятежа стали проповедник Абу Абдаллахом аш-Шии и Убайдаллах. За короткий срок восстание охватило практически всю Северную Африку. И Аббасиды ничего не смогли с этим поделать. Они отдали мятежникам Магриб, а сами укрепились в Египте при помощи данастии Ихшидидов. Поскольку Убайдаллах пользовался большим авторитетом, именно он встал во главе нового Фатимидского халифата.

Однако на этом военная кампания Убайдаллаха не завершилась. Его новообразованному государству требовался источник богатства, чтобы обеспечить финансовую стабильность. И единственным вариантом был Египет. Плодородные земли, развитая инфраструктура, торговые пути — всё это было нужно Фатимидам. Понимали это и Ихшидиды, поэтому приготовились к обороне. В 914 году войска Фатимидов сумели захватить Александрию. Но удержать город не смогли.

Фатимидский халифат
Фатимидский халифат

Спустя пять лет Фатимиды ещё раз вторглись в Египет. И вновь войска Убайдаллаха потерпели поражение. В 921 году они вынуждены были уйти из Аббасидских земель. После этого наступил относительно мирный период. Фатимиды занимались обустройством своих территорий, возвели новую столицу — эль-Мансурию. Но Египет по-прежнему оставался главной целью халифата. В 953 году к власти пришёл аль-Муизз Лидиниллах. Он решил в очередной раз испытать удачу. Однако халиф подошёл к вопросу захвата Египта более основательно, чем его предшественники. Аббасидские владения заполонили фатимидские агенты, которые начали готовить шиитское подполье к восстанию. Параллельно действовали многочисленные проповедники, призывавшие народ присоединиться к исмаилитскому течению. Пока шла «обработка» населения, по приказу аль-Муизза был построен новый флот, а армия прошла обучение в специальных лагерях.

И только в 969 году Фатимиды нанесли удар. Огромную армию возглавил бывший раб, грек-христианин с Сицилии Джаухар ас-Сакали. И ему удалось завоевать Египет. После победы халиф основал там новую столицу — Каир. В 972 году Египет официально стал частью Фатимидского халифата. Затем войска отправились дальше. Они огнём и мечом прошли через Палестину и Сирию, захватив государство Хамданидов в 1029 г.

Его владения простирались на огромные территории, а обширные торговые связи превратили государство в одно из богатейших. Пополняли казну и доходы от сельского хозяйства, которому Фатимиды уделяли особое внимание.

Армия фатимидов
Армия фатимидов

Исмаилитское государство было новым явлением в арабском мире и фатимидский халифат привлекал различных прововедников, которые распространяли исмаилизм по всему исламскому миру. Среди такиъ проповедников были Дарази по имени котрого стали называть друзов и Насир Хосров, основоположник исмаилитов Памира.

Друзы в Сирии

Самая ранняя история друзов говорит о том, что известная семья Танух вынуждена была покинуть Аравию в начале II или III в. н. э. и прибыла из Аравии в долину Евфрата, где они приняли по всей видимости гностическую версию христианства ещё до их переселения в Ливан. Возможно, наряду с ассирийцами это были первые христиане Месопотамии.

В 11 веке в Фатиммидский Египет из Бухары прибывает исмаилитский проповедник Дарази, по имени которого стали называть общину друзов, хотя сами друзы не любят это название. В 1043 году и друзы, также как и алавиты «закрыли врата своей религии» для чужих. С тех пор невозможно стать друзом, им можно только родиться. При этом друзом должны быть и мать и отец.

Друзы
Друзы

Автор статьи общался с друзом в 2021 г. и получил ответ о сущности религии из первых уст. Когда я спросил, что же является главным в их религии, то получил неожиданный ответ, что это — УМ. Божественный ум творит Вселенную, которая включает множество параллельных вселенных. При этом у каждого человека есть множественный выбор, в какой Вселенной он окажется. Очень похоже на современную теорию мультивселенной.

Поскольку человек несет божественный ум, он сам творит и выбирает свою судьбу. Внешний мир это отражение внутреннего состояния мира, человека и Бога. То есть, это материализация мысли, слова, чувства, итд.

Символ друзов
Символ друзов

Также интересно, что женщины друзов с рождения считаются мудрецами и их обучают особым премудростям в секретном совете, где изучают основы религии аль-мувахиддун. Именно поэтому женщины у друзов, в отличие от мусульман, имеют полные права как и мужчины на все, что угодно, включая наследство, имущество, развод, и т.д. Это также соотносится с античными культами на территории Сирии, которые мы рассмытривали в предыдущей статье.

Насир Хосров

Носир Хосров, уроженец государства Назневидов во время своих длительных странс­твий прибыл в Каир, где обратился в исмаилизм и вернулся назад в Хорасан в качестве эмиссара египетской исмаилитской династии Фатимидов.

Фото автора из музее Носира Хосрова в Хороге
Фото автора из музее Носира Хосрова в Хороге

Езиды в Сирии (современный Ливан)

Еще одним мистическим учением помимо алавитов и друзов на территории фатимидского халифата в Сирии стали езиды. Хотя в езидизме считается, что у нее нет основателя, нельзя не отметить выдающуюся роль в становлении этого учения шейха Ади (Ади ибн Мусафира), родившегося в 1070-х годах в древнем культовом центре Баальбеке на территории современного Ливана.

Аз-Захаби сообщает, что шейх Ади после долгого путешествия по Сирии, Хиджазу и Ираку увидел сон, в котором ему сказали: «О Ади, иди в Лалыш, и там место твоё, и Бог твоей рукой оживит много мёртвых душ». Шейх Али похоронен в храме в Лалеше, на месте бывшего христианского храма. где он провел остаток своей жизни в отшельничестве.

Сельджуки

В конце Х века происходит формирование султаната тюрков-сельджуков, которые пришли на смену правившей до того в Арабском халифате династии Сасанидов. Расширение этого султаната затронуло и Сирию. Вторгшиеся в Сирию племена входили в состав огромной персидской державы Сельджукидов, но вскоре порвали свои вассальные отношения с ней и создали два самостоятельных государства со столицами в Дамаске и Халебе (Алеппо). Об периоде тюркских династий в Сирии и их борьбе с крестонасцами речь пойдет в следующей статье, продолжение следует...

Читайте также: