Найти тему
Этноmix

Исторический путь курдов

Оглавление

Курды — древний народ ближнего и переднего востока, участник многих исторических событий и самый крупный народ в мире, не имеющий на сегодняшний день собственного государства. Численность курдов оценивается в диапазоне от 20 до 40 миллионов. Точный подсчет затруднен тем, что не везде ведется статистика, а в Турции отсутствуют данные из-за идеологических соображений. В данной статье будет рассмотрен вопросы этногенеза курдов и исторический путь.

Территория расселения курдов
Территория расселения курдов

Курды и пограничные конфликты

Проживают курды на территории так называемого Курдистана, являющейся пограничной зоной таких стран как Турция, Сирия, Ирак, Иран и Армения.

Курды семито-аравийского типа (по Рипли)
Курды семито-аравийского типа (по Рипли)

Традиционное уважение к собственным, не навязанным извне структурам власти, неизменно сочеталось с неприятием любых регламентаций извне. На неудачу были обречены все усилия покорить курдов, внедрить в их среду чужой язык и культуру, ассимилировать их. Курдистан место встречи трех миров: иранского, арабского и тюркского, этнокультурное пространство, продуваемое политическими ветрами насквозь.

Причем не раз бывало, что одни курдские племена, находясь на службе у одного правителя, воевали против других курдских племен в сопредельном государстве. С другой стороны, при проведении границ национальных государств в начале 20 века, стремление курдов создать собственное государство было проигнорировано, в результате чего курдский вопрос стал своеобразной миной замедленного действия.

Курдистан
Курдистан

Историю курдов делят на четыре больших периода:

  1. Первый период — это этногенез и ранняя история курдов, охватывает период с XV века д.н.э. тысячелетия д.н.э. до VII века.
  2. Второй период охватывает VII—XV века — это время арабских и тюрко-монгольских завоеваний, возникновения независимых курдских династий.
  3. Третий период — с XVI до середины XIX века — характеризуется становлением могущественных государств, Османской Турции и Сефевидского Ирана, которые осуществили раздел Курдистана.
  4. Четвертый период — с середины XIX века до настоящего времени — это начало национально-освободительной борьбы курдского народа, продолжающейся поныне. Современная история курдов будет рассмотрена в отдельных статьях.

Этногенез и ранняя история курдов

Происхождение курдов загадочно, их сближают с то с евреями, то с армянами, то с азербайджанцами, то с мидийцами, то с хурритами, то с загадочным племенем кардухов. Каждая из этих версий имеет под собой основание, попробуем разобраться в этом хитросплетении.

Хурриты — древние арии-кавказоиды

В древности территорию Курдистана занимали цивилизации Месопотамии, где с 4800 года до нашей эры жили шумеры, а во второй половине III тысячелетия д.н.э. на севере Месопотамии появляются хурриты и семиты, жившие там вперемешку. Считается, что хурриты и урарты были предками армян. А хурриты и семиты могли могли стать предками курдов.

Распространение хурритского языка во 2-м тысячелетии до н. э.
Распространение хурритского языка во 2-м тысячелетии до н. э.

Около середины 2-го тысячелетия до н. э. три народа основали несколько сильных государств на западе Азии: касситы в Южной Месопотамии, хурриты в Северной Месопотамии и хетты в Анатолии.

Все три горные племена включали в себя индоевропейский элемент, различный по чистоте и масштабности. У хеттов, к примеру, верхушка общества состояла из индоевропейских иммигрантов, принесших с собой свой язык; у хурритов знать тоже составляли индоевропейцы, что очевидно из их имен; у касситов в пантеоне присутствовало несколько божеств предположительно индоевропейского происхождения, что позволяет предположить наличие соответствующего этнического элемента. Так на Ближнем Востоке появляется новая семья народов, роль которой в истории Средиземноморского бассейна хорошо известна; вместе с семитским населением, пришедшим из Аравийской пустыни, эти народы становятся главными действующими лицами новой фазы исторического процесса.

Этноним «хурриты» («Hurraiwa») имеет прозрачную этимологию в хуррито-урартских и нахско-дагестанских языках: «восточные», «народ солнца», «люди рассвета». Часто встречающееся у хурритов изображение крылатого солнца, было, по-видимому, своего рода символом хурритской государственности.

-5

Некоторые ученые считают, что довольно древний этноним «курд» соотносится с верой в бога предков — бога Кура. Имя этого бога носит также самая крупная река Закавказья, Кура, текущая по территории Грузии, Турции и Азербайджана.

С другой стороны, крылатое божество Хурритов имело то же название и в Древнем Египте, изображавшееся в виде сокола — Гор. В Индии тоже было божество Гаруна в виде орла. поэтому вполне можно предположить, что Гор, Кур и Гаруна - божества, восходящие к единому индоевропейскому корню.

Мидийцы

Современные курдские территории почти полностью совпадают с территорией древних хурритских царств, вошедшие позже ассирийскую державу, просуществовавшую с 2400 — 670 г. д.н.э. В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территорию Ирана начинают проникать родственные персидские и мидийские племена индоевропейского происхождения.

Бог Кур
Бог Кур

Мидяне осели в Северном Иране, а персы — на юге, в современной провинции Фарс, районе древнего эламского Аншана. Геродот писал, что сами мидяне называли себя ариями. К концу VIII в. мидяне были подчинены Ассирии и вынуждены были платить ей дань. В 673—672 гг. мидяне в союзе со скифами и манией подняли восстание против ассирийского господства. Восстание завершилось созданием мидийского царства, существовавшее в 670 до н. э. — 550 до н. э.

В VI–IV вв. до н.э. хурриты были ассимилированы ираноязычными мидийцами. Благодаря мидийцам, персидский язык стал межплеменным языком общения и распространился на огромной территории Передней Азии. Если предположить, что хурриты были родственны древним хеттам, то носителям праиндоевропейского языка было несложно воспринять персидский диалект.

Кордуена

В 550 г. д.н.э. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов и являвшийся родственником мидийского царя основал новую персидскую державу.

Примерные границы Кордуены во II-I веках до н. э.
Примерные границы Кордуены во II-I веках до н. э.

Во времена древнеперсидской монархии племя в провинции Армения существовала область Кордуена, название которой связывают с племенем кардухов. Кардухи были известны как воинственные и неукротимые горцы, не подчиняющиеся персидскому царю и постоянно устраивающие набеги на соседей-армян. Ряд ученых считают, что от этого племени и произошло название курдов. А проживали они то ли к западу от озера Урмия, то ли на востоку.

Группа курдов селения Абдаляр у своей землянки, 1931 г., Закавказье. Жилища курдов очень архаичны и похожи на жилища неолита, без окон.
Группа курдов селения Абдаляр у своей землянки, 1931 г., Закавказье. Жилища курдов очень архаичны и похожи на жилища неолита, без окон.

С другой стороны, некоторые ученые считают кардухов предками грузинов-картвелов. Согласно этой версии, Курды появились на левом притоке Тигра в середине VII века до н. э. и довольно длительное время были соседями кардухов, название которых в 400 г. до н. э. засвидетельствовано Ксенофонтом. По Леман Гаупту, кардухи мигрировали из этой местности в Грузию-Иберию лишь при Александре Македонском.

Афшариды — курдская династия
Афшариды — курдская династия

Курды и арабы

Возвышение династии Сасанидов (224 по 651 год) началось в провинции Парс (Фарс) на юго-западе Ирана, в городе Истахре, у истоков которой стоял жрец – маг храма богини Анахит, Сасан, принадлежавший к царскому роду Парса. Этот же город стал последним оплотом курдского сопротивления.

В 639 году арабы овладели Хузистаном, а в 642 году около Нехавенда произошла вторая большая битва, закончившаяся поражением последнего сасанидского царя Йездигерда III (632—651) и он, оставшись без войска, со своим огромным двором кочует от одного местного правителя к другому, с каждым годом удаляясь все дальше и дальше на восток.

Курды-мусульмане
Курды-мусульмане

В 642 году халифу покорился правитель Азербайджана, в 643 году арабы заняли Хамадан, в 644 году - Исфахан и Рей. Тогда же началось завоевание Парса. Поскольку курды составляли ударную силу сасанидской армии, они же приняли на себя основную тяжесть борьбы с арабами. Истахр покорился арабам только после ожесточенного сражения, применения осадных машин и убийства вследствие этого десятка тысяч курдов. Озлобленные арабы, в отместку за самоотверженное сопротивление ополченцев, сожгли город.

Абассиды
Абассиды

В Курдистане наместники халифа не чувствовали себя полной безопасности не только в горах, но и в укрепленных замках, которыми они обзаводились сразу после своего назначения. Перед новым правителем ставилась первоочередная задача: сразиться или договориться с курдами. Каждое столетие в тот период было отмечено мощными курдскими восстаниями независимо от того, стояли ли у власти халифы династии Омейядов (661—750), Аббасиды (750—1258) или клан Буидов из Дейлема (935—1055).

При всем отторжении, которое вызывал у курдов центр и его властные структуры, при множестве повстанческих акций, направленных против Омейядов и Аббасидов, отношение курдов к обеим династиям халифов имело свои особенности. Последующие столетия возвысили имя Аббасидов в сознании курдов, и оно стало вызывать безусловное уважение. Свидетельство тому — присутствие имен аббасидских халифов у основания родословного древа трех выдающихся домов Курдистана: эмиров Хаккари, Бахдинана (Бадинана) и Чемишгезека.

-13

В конце своего правления и Омейяды, и Аббасиды использовали военную помощь курдов. Омейядов курды поддерживали в борьбе с поднимающимися Аббасидами в середине VIII века, аббасидские халифы обратились за помощью к курдам, и в частности к курдскому племени хумайди, в XII веке, пытаясь избавиться от опеки тюркских атабеков.

Процесс политического ослабления и распада Халифата завершился с усилением дейлемитской династии Бундов: в 945 году они захватили Багдад и оставили халифу лишь духовное верховенство. Территория Халифата, утратившего стержневую властную структуру, распалась на удельные княжества.

-14

В Курдистане утвердились арабская династия Хамданидов (905—1004) и дейлемитский клан Зийяридов (927 — ок. 1090), вскоре потесненные курдскими правителями — Хасанвайхидами (959 — 1015) и Марванидами (985—1085), а также другими, менее известными курдскими династиями. Все они через столетие были сметены нашествием тюрок-сельджуков.

Курды и тюрки

Тюркские походы начались в конце X века и привели к незамедлительному столкновению с курдами — их кочевые племена использовались властями Халифата для защиты границ. Сражения произошли в 1020 году под Хамаданом и в 1024—1029 годах в Фарсе и Хузистане.

Тогрул-бек (990 –1063)– основатель государства Сельджуков
Тогрул-бек (990 –1063)– основатель государства Сельджуков

Вскоре были захвачены Джебель, Керманшах, Луристан, в 1055 году пал Багдад, и через два десятилетия держава Сельджукидов простиралась от Амударьи до Египта и Йемена. Уже в конце XI века она распалась на табекства и султанаты, правители которых лишь номинально подчинялись центру. Отношения курдов с династиями сельджукских атабеков, утвердившихся в центральном и южном Курдистане, изначально были напряженными, особенно с Зангидами (1127—1222) в Мосуле и Артукидами (1102—1408) в Диарбекире.

Мосульские атабеки вторгались на территории курдских племен хумайди, хаккари и баджнави, захватывали их крепости. Курды, как всегда, активно защищали свои земли и наносили ответные удары.

С приходом к власти в Египте и Сирии курда Салах-ад-дина (Саладина) Айюбида (1169—1193) Зангидам и Артукидам пришлось на время прекратить свою агрессию в отношении курдов. Созданная султаном Салах-ад-дином держава находилась за пределами Курдистана, но власть Айюбидов простиралась над центральным и южным Курдистаном через вассальный статус династий тюркских атабеков, который они были вынуждены принять.

Курды Ирана
Курды Ирана

Курды и курдские племена воевали в рядах армии Айюбидов, откликнувшись на призыв султана Салах-ад-дина к участию в войне с крестоносцами. Значительное число курдов служило в военном и гражданском ведомствах империи Айюбидов.

Курдская династия Аюбидов в 1188 г. отмечена зеленым в центре.
Курдская династия Аюбидов в 1188 г. отмечена зеленым в центре.

Слудует отметить, что первые курдские поселения на территории современной Сирии появились задолго до крестовых походов XI века. Ряд курдских военных поселений находился на территории будущего государства Алавитов на севере страны, а также в окрестностях города Хама. Крепость госпитальеров Крак-де-Шевалье, известная под арабским названием Hisn al-Akrad (Замок курдов), была изначально курдским военным поселением и лишь впоследствии была захвачена французскими крестоносцами.

Крепость крестоносцев возле Хомса в Сирии, известная как «Замок курдов»
Крепость крестоносцев возле Хомса в Сирии, известная как «Замок курдов»

В 12 веке появляется административная единица “Курдистан” со времен последнего представителя великих сельджуков Санджара. Центром этой новой административной единицы северо-западнее Хамадана стала крепость Бахар. Тогда Курдистан охватывал Хамадан, Динавер, Керманшах (к востоку от Загросских гор) и Шахризур и Синджар (к западу от Загроса).

Курдская крепость Диярбакыра, Турция
Курдская крепость Диярбакыра, Турция

Курды и монголы

Могущественные конфедерации туркменских племен кара-коюнлу и ак-коюнлу, потесненные монголами, появились на политическом горизонте Курдистана еще до Тимура. Их усилия привели к власти две соперничающие династии: султанов Кара-Коюнлу (1380 — 1468) в Тебризе и султанов Ак-Коюнлу (1378—1508) в Диарбекире.

Следующий ураган завоеваний, пронесшийся над страной курдов, связан с грозным именем Тимура (1370-1405). Однако это нашествие, по всей видимости, глубинного воздействия на Курдистан не оказало.

На появление Тимура и его армий «чернобаранные» и «белобаранные» султаны отреагировали по-разному. Кара-Юсуф Кара-Коюнлу покорности не выразил и в результате был вынужден бежать в Египет. Ак-Коюнлу подчинились Тимуру, сражались на его стороне с Османами и в награду получили Диарбекир.

Портрет пожилого курда в белом платке с бахромой, начало XX в., Закавказье
Портрет пожилого курда в белом платке с бахромой, начало XX в., Закавказье

Приход к власти Ак-Коюнлу и в особенности правление Узун-Хасана (1453—1478) вызвали к жизни политику, направленную на ослабление и даже искоренение курдской правящей элиты и племен — под предлогом расправы над сторонниками Кара-Коюнлу.

В схватке с Османской Турцией султаны Ак-Коюнлу не устояли и в конце XV столетия ушли в политическое небытие. На пороге стоял XVI век, поворотный для курдской истории и определивший дальнейшую судьбу народа.

Курды и Османы

Начало XVI столетия стало отправной точкой многолетнего военного противостояния Османской и Сефевидской империй, и Курдистан оказался в эпицентре военных действий.

Позиция глав курдских эмиратов и племен сразу приобрела в войне двух держав решающее значение. Чтобы получить их поддержку, обе стороны обрушили на курдов давление огромной силы, и курды вынуждены были участвовать в боях на той и другой стороне.

В годы правления турецкого султана Селима I (1512-1519) была образована отдельная курдская армия со штаб-квартирой Амеде (Диярбакыр).

Вооруженные пиками и холодным оружием курды на привале, конец XIX — начало XX в., Закавказье
Вооруженные пиками и холодным оружием курды на привале, конец XIX — начало XX в., Закавказье

Именно благодаря курдской коннице в Чалдыранской битве (1514) Османы добились стратегическую победу над Сефевидами (1501—1722). При этом сами Сефивиды были основаны Исмаилом I, имевшим по первой генеалогии курдское происхождение. Именно это сражение принято за точку отсчета политической разделенности Курдистана.

Во времена Селима I в Северо-Западном Курдистане было около 400 свободных курдских правителей, которые участвовали в войнах под предводительством санджак-беев (окружных начальников). В мирное время они не подчинялись последнему и были независимы. На территории, где существовала абсолютная власть курдских феодалов, каждая область имела свои законы и порядки, формы правления и налоговую систему.

Такое положение дел шло вразрез с интересами турецких султанов, стремящихся к упрочению центральной власти на местах. Поэтому было решено начать полное покорение Курдистана с реформ по насаждению в Курдистане новой административной системы.

-22

В 1515 г., при посредничестве советника султана Селима I - курда Идриса Хакима, между султаном и курдскими эмирами был подписан договор 23 влиятельными курдскими племенами, согласно которому курдские князья сохраняли независимость и свободу своих владений, а также право их передачи по наследству. Курды продолжали сохранять за собой репутацию великих воинов. Однако, согласно административной системе, выработанной Идрисом Хакимом, Курдистан делился на округа (санджаки).

К примеру, курдский вилайет Диярбакыр был раздербанен на 19 санджаков; из них 11 находились в управлении турецких властей, а остальные восемь были переданы курдским эмирам. Подобная система впоследствии была распространена и на другие районы.

После восшествия на престол султана Сулеймана I (1520- 1566) османская власть в Курдистане упрочилась. В эти годы турецкое правительство старалось создать из курдских княжеств кордон, живую стену между Турцией и Ираном. Многие курдские племена и племенные объединения были поставлены на службу по охране пограничных областей.

В 1555 году в городе Амасья султан Сулейман I «продиктовал» шаху Тахмаспу I условия первого перемирия и проведения турецко-персидской границы, которая прошла по Курдистану и рассекла его надвое.

Трактат о границе был подписан султаном Мурадом IV и шахом Сефи I в августе 1639 года в курдском округе Зохаб: она прошла по исконно курдским землям и обрекла страну курдов на унизительный статус политической разделенности.

Местный житель селения Шальве у своего жилища, сложенного из камня, 1931 г., Закавказье
Местный житель селения Шальве у своего жилища, сложенного из камня, 1931 г., Закавказье

Курдистан все это время находился в состоянии неповиновения. В начале XIX века начался процесс этнополитической консолидации, и волны курдского движения прокатывались из эмирата в эмират, пока не приняли лавинообразный характер. В 1842 году эмир Бохтана Бадырхан заявил о независимости и призвал курдских эмиров и правителей к объединению в Священный союз.

Восстание подавили, а к середине XIX века с эмиратами в стране курдов было покончено — последним пал в 1867 году эмират Арделан. Однако покорить курдов, прервать процесс этнополитической консолидации не удалось ни Турции, ни Персии. Курдистан поднимался на борьбу в 50-х и 80-х годах XIX века. Восставшие были едины в своей цели — создании курдского государства.

Более подробно о положении курдов в Турции, Сирии, Армении. Грузии, Иране читайте в следующих статьях.

Читайте также: