Хотя почти все пособия по изучению алфавита начинаются с рекомендации, что следует ориентироваться на желание ребенка и не принуждать его к учебе, но затем идет список того, что надо заставить ребенка сделать. Давайте сразу определимся, что наша с вами задача — чтобы ваш ребенок полюбил чтение, а не смотрел с ужасом на буквы, думая: «Это средства пытки, выдуманные взрослыми!». Причем не важно, учитесь ли читать на своем языке или учите иностранный язык. Главный принцип: учим буквы, пока это интересно и не в тягость и обучаемому, и взрослому-учителю.
Методик, как выучить алфавит, много, но не забывайте, что в основе любой должно быть то, что ребенку эта учеба интересна. Потому что очень многие благие советы быстро переходят к тем или иным методам принуждения, вроде прикуйте сына или дочь к домашней парте, положите прописи и ободряюще похлопайте по голове: «Ты ведь сам это хочешь, правда, малыш?»
Я научилась читать, когда мне не было трех лет (и это точно, так как осталось воспоминание, как я читаю книгу сказок, ничего не понимая, но получая дикое удовольствие от самого процесса чтения), а по семейной легенде — мне было даже меньше двух. Следовать моему примеру не призываю, для меня до сих пор чтение — одно из самых крутых удовольствий в жизни, но давайте предположим, что вашему чаду от трех до шести и вы хотите, чтобы он не отставал от сверстников, да и в школе требуют, чтобы семилетние дети к первому классу уже читали. Ваша задача – сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение, но не становиться им одержимым.
Самая обалденная игра Чтение — это конструктор. В этом его самое большое удовольствие для ребенка, пока смысл самих слов может оставаться неясным. Когда во всех пособиях предлагают «учить буквы», мне это напоминает, как я в начале нулевых пыталась выучить по пособиям программирование и компьютерный дизайн. Выучила позже, уже в сети по урокам «Нажми эту кнопку — получишь такой результат».
Мозг ребенка не слишком годится для теоретических знаний. Представьте, как вы показываете ему деталь конструктора и объясняете: «Это шницблицтрутень, у него четыре дырочки, можно вставить винтик в одну дырочку, в другую...» Сколько секунд такого инструктажа вы успеете произнести, прежде чем малыш предпочтет смотреть на что-нибудь более захватывающее, например, как растет трава или сохнет краска? Подстраивайте обучение под его восприятие. Всю теорию ваш малыш выучит в школе, преподавайте не «правильное название» буквы, а звук, то есть не «Ка», а «Кэ». Это конструктор. Ребенок должен научиться соединять блоки «Лего», а только потом создавать из них механизмы и уж тем более знать названия этих механизмов.
Но в чём правы пособия: учите прежде всего гласные, многие дети их «не слышат», не понимают, зачем они в слове. Только (и вот тут пособия не правы) не учите гласные подряд, мозг обучающегося опять же начнет выключаться от переизбытка теории. Согласные — это детали конструктора, гласные — это винтики. Сразу же покажите, как соединять деталь и винтик. Слово «Мама» обладает теми достоинствами, что ребенок его знает, оно складывается из всего одной «детальки» и одного «винтика», так что научить за один раз сразу двум буквам — не самая сложная задача, даже если вы учите трехлетку. И еще довольно важная задача, о которой стоит помнить, слово «мама» состоит из открытых слогов (заканчиваются на гласную). Первое время малышу будет сложно сообразить, как соединять друг с другом согласные. Потом уяснит, когда вы перейдете от изучения букв к изучению слогов (может и раньше), но сперва пытайтесь составлять слова с открытыми слогами.
Не торопитесь. Даже если ребенок мгновенно усвоил принцип слогов и сложения слогов друг с другом, дайте время, чтобы это уложилось в его голове, не учите сразу следующим буквам и слогам.
Еще одно правило: учите не в алфавитном порядке, сам алфавит всегда можно выучить потом, как песню. Выбирайте те буквы, из которых можно составить больше слов. Чаще повторяйте гласные, покажите, как именно некоторые гласные составляют «пару»: А–Я, Е–Э, И–Ы.
Кровавая месть, пытки и каннибализм: вся правда о детских сказках Оказывается, некоторые сказки на самом деле мрачнее, чем мы думали в детстве. Практически все сказки пришли к нам из средневековья, но они были совсем не для детей. Читать дальше
Лингвистические игры Любой ребенок проходит период, когда он начинает играть со словами, коверкать их. В этих играх такой же смысл, как и когда он разбирает игрушки «посмотреть, что внутри». Изучение алфавита идеально для таких игр. Хорошо, если у малыша есть кубики с буквами. В крайнем случае, для него можно изготовить карточки, но будьте готовы к тому, что ребенок может карточки разрисовывать, разрывать и уничтожать другими методами. Это он делает не от злобы, ему нужно осознавать, что есть нечто, что принадлежит только ему, а это его метод доказательства — уничтожить «свое», а за «свое» не будут ругать.
Например, к выученным буквам «М» и «А», вы добавили «П» и «О» (старайтесь учить новые гласные как можно раньше), разумеется, ребенок начнет составлять дурацкие слова, вроде «омап» или «аомп». Ему хочется посмотреть, насколько его «новые игрушки» функциональны. Посмейтесь вместе с ним над получившимися словами, покажите ему, что он всё делает правильно, что играть подобным образом — самое верное, что можно сделать с буквами. Прочитайте ему эти «слова», не заставляйте малыша читать их самому («Вот сам составил, сам и читай!» — такого быть не должно). Если он хочет, пусть прочитает сам, а вы можете только помочь. Пусть он запомнит новые сочетания, запомнит, что за игру его хвалят.
Эмоциональное наполнение Во множестве книг неграмотный персонаж может написать всего одно слово — свое имя. С некоторыми словами у нас есть эмоциональная связь, и потому некоторые слова легко запоминать и хочется знать, как именно они выглядят. Буква М — это не только «мама», «медведь» и «молоко». Это и начало имени его любимого героя (хоть Маши — подруги Медведя, хоть Микки Мауса). Когда ребенок научится более-менее писать, прописи для дошколят — это уже для продвинутого уровня, как и иные письменные задания, подражающие школьным. Семилетнему тяжело высиживать долгое время и выполнять задания, а мы говорим про детей, которые младше. Придумайте тот игровой способ, что покажется малышу достаточно интересным, чтобы что-то писать самому: на чаепитие можно пригласить только тех кукол, чьи имена будут на пригласительном, или в космос можно взять только тех астронавтов, у кого есть имена, и они записаны в списке. Исходите из интересов ребенка. В крайнем случае, пока обучающийся пишет медленно (а его внимание быстро рассеивается), имена любимых героев он может печатать в файле, разыскивая нужные буквы на клавиатуре (находитесь рядом, чтобы помочь, если это потребуется).
Почему-то многие напрочь избегают говорить о том, что дети постоянно неправильно записывают буквы, поворачивают их не в ту сторону. Не кричите на ребенка и никаким иным способом не создавайте негатив от этой ошибки. Это пройдет, когда подросший малыш сможет более четко определять левое и правое и много-много раз скопирует какие-то слова. «Лечить» это силовыми методами — создавать у ребенка вечную ненависть к письму.
Алфавитные песенки и детские программы Мои ровесники помнят наизусть английские алфавитные песенки, которые слышали более тридцати лет назад (песенку с английскими гласными из мультфильма «Muzzy», которая на самом деле была и любовной, знали все мои одноклассники, даже мальчики). Если требуется учить именно английский алфавит, то обучающих программ выше крыши, они заодно поставят и произношение. Чтобы никто не счел за рекламу, я не буду называть российские развивающие программы (даже адаптированные зарубежные), их реально много. В хороших шоу устанавливают эмоциональные связи с буквой, которую учат, либо предлагают запоминающуюся мелодию. Ладно, сделаю исключение, это всё равно не реклама, так как передачи старые: три советских мультика из серии «Наш друг Пишичитай» и русскоязычная адаптация «Улицы Сезам», те выпуски, которые учат чтению и счету.
Но, учтите, занятия с ребенком — это ваше с ним время. Если вы вместе смотрите с ним мультики, то вы смотрите и уделяете внимание одновременно и мультфильму, и малышу. Обсуждайте, переживайте, наблюдайте, сколько малыш запомнил. Если вы в это время сидите в телефоне, ребенок переймет ваше поведение: он увидит, что вам неинтересно и, насколько бы шоу ни было увлекательным, не будет сосредотачиваться на происходящем на экране.
Кстати, из упомянутого советского мультфильма вы можете взять очень забавную игру: удалять букву, которую вы учите, из слова и получать другое слово: «Коля» — «Оля», «Валя» — «Аля». В русском языке таких слов множество, и сама возможность получить из чего-то одного совершенно противоположное — обычно завораживает ребенка. Это те самые лингвистические игры, которые очень веселят детей. Несмотря на то, что чтение я освоила рано, мягкий знак и твердый знак как бы стопорили мой мозг. Наконец, годам к пяти я выучила все сочетания согласных и мягкого знака, но твердый знак продолжал пугать до семи, пока я вдруг внезапно не поняла разницу между словами «съел» и «сел».
Читаем вместе Время на учебу — это ваше время с ребенком, это помогает вам понять друг друга, и ускоряет развитие вашего сына или дочери. Время для ваших игр и развлечений. После того, как вы поучили что-то, поиграли, быть может, даже посмотрели телевизор или прошли уровень в обучающей программе, время почитать. Вы можете попросить его предварительно поискать выученные буквы на странице, но не ставьте чтение в зависимость от того, насколько хорошо он выполнил задание. Хорошо или плохо — не важно, он выполнил. Чтение — это не награда за хорошее поведение, это просто завершение вашего совместного времени. Ребенок должен запомнить, что чтение — это нечто замечательное, чем пока с ним делятся, но потом он сможет обладать этим и сам.
Развивайте воображение ребенка И из этого логично вытекает вот этот последний пункт. Он не имеет отношения к алфавиту и зубрежке, он о том, чтобы ребенок полюбил чтение. Если у вас нет времени читать самостоятельно, включайте аудиосказки. Компьютер и телевизор выключают зрителя из сотворчества, зритель только принимающая сторона. А вот книги и аудио заставляют представлять происходящее. Если ребенок, к примеру, любит сказку «Золушка», предложите ему как-нибудь нарисовать карету. Или бальный зал. Разумеется, это будет сложно, если малыш не слишком хорошо понимает, что это. Найдите книжки с картинками и покажите ему или ей, как выглядит то, что малышу пока сложно представить.
В одной книге-пособии я встретила шикарную идею о том, чтобы давать детям открытки с репродукциями картин. Вполне взрослых. Ну, без фанатизма, само собой, без кровищи и взрослой тематики. Просто шедевры искусства. В доинтернетные времена такие наборы открыток были обычным делом при любом музее, да и сейчас их можно легко достать. Добавлю от себя: выбирайте картины, которые несут в себе какой-нибудь сюжет. Распечатать и нарезать из листа А4 картинки художников-иллюстраторов — тоже отличный вариант. Только помните: ребенок вполне может показать свое «право владения» за счет того, что будет уничтожать то, что потребовало у вас столько времени. И вам потребуется принять это и всё равно улыбаться, создавая впечатление, что это не имеет значения.
Насытьте мозг ребенка образами, которыми он сможет оперировать, когда будет представлять себе сцены из сказки, которую слышит. В какой-то момент он захочет и обратного — насытить все скопившиеся в голове образы сюжетами. В этом смысл чтения: брать чужой сюжет и превращать его в своей голове в громадный кинофильм, где ты сам можешь стать любым из персонажей (если автор прописал их достаточно хорошо). Так и попытайтесь убедить чадо, что не вы хотите от него какого-то непонятного чтения, ради абстрактного «тебе это поможет в жизни», что все ваши игры (именно игры) ведут к тому, чтобы малыш научился играть в самую потрясающую из игр. Вы обратили внимание, что я не делю детей по возрастам, мол, для трехлеток лучше так, а для пятилеток иначе? Прежде всего, настоящие педагоги тоже не делят: уровень развития и абстрактного мышления у каждого свой. Уровень усидчивости и концентрации внимания — в том числе. И они лишь в небольшой степени зависят от возраста. Только вы знаете своего ребенка, только вы можете сказать, что для него будет лучше. Форма обучения с нуля практически одна и та же для любого возраста. Разница будет в усидчивости вашего юного ученика, и в том, насколько его увлекут предложенные вами игры.
И еще раз: вы учите алфавит с ребенком не ради себя, не ради того, чтобы прихвастнуть где-то малышом, как новой сумочкой, это обучение нужно именно ему. Если ребенок ленится, ему не хочется учиться, значит предложенная игра его не занимает или недостаточно для него простая. Предложите другую. Сделайте карточки, как в монополии. Вырезайте буквы из бумаги или выпекайте в формочках. Ищите на небе облака, которые похожи на буквы. Предложите вытанцевать, как бы по его или ее мнению выглядела бы буква «Щ». Ваш ребенок может быть начинающий спортсмен, ученый, инженер, актер, он постепенно пробует себя, пытается понять, что именно его привлекает, что станет его жизнью. Чтение — это часть ЕГО жизни при любом выборе. А взрослый должен подумать над тем, как вписать этот кусок в жизнь малыша, сделать его приносящим счастье.
Текст: Энджи Эфенди, автор телеграм-канала Bookkittenz