Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

Носители прошлого: как старые камеры показывают жизнь, которой не было | Жизнь Зрителя

Привет! Сегодня будет очередная около-философская статья, в которой я еду в такси по новогодней Казани и рассуждаю о несовершенстве технологий фото/кинокамер и как они влияют на восприятие прошлого потомками. Старые времена мы видим часто в плохом свете и не в лучшем качестве. Я имею в виду в буквальном смысле - в плохом качестве изображения. И чем дальше, тем хуже. Если постепенно двигаться во времени назад, то мы увидим как сначала пропадает четкость картинки и плавность кадров, потом уходит яркость и контрастность цветов пока не остается только черно-белое изображение, последним же мы теряем звук. И вот перед нами уже древность, легендарный артефакт, один из первых фильмов в истории «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота (1896)». Когда я смотрю старые фильмы, со звуком или без, цветные или черно-белые, меня не покидает ощущение, что жизнь действительно была радикально другой. Не только в смысле объективных отличий вроде машин, компьютеров, общественного транспорта, одежды и всего оста
Оглавление

Привет!

Сегодня будет очередная около-философская статья, в которой я еду в такси по новогодней Казани и рассуждаю о несовершенстве технологий фото/кинокамер и как они влияют на восприятие прошлого потомками.

Как мы видим прошлое

Старые времена мы видим часто в плохом свете и не в лучшем качестве. Я имею в виду в буквальном смысле - в плохом качестве изображения. И чем дальше, тем хуже.

На примере кино

Если постепенно двигаться во времени назад, то мы увидим как сначала пропадает четкость картинки и плавность кадров, потом уходит яркость и контрастность цветов пока не остается только черно-белое изображение, последним же мы теряем звук. И вот перед нами уже древность, легендарный артефакт, один из первых фильмов в истории «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота (1896)».

Одн из первых фильмов, снятый братьями Люмьер
Одн из первых фильмов, снятый братьями Люмьер

Когда я смотрю старые фильмы, со звуком или без, цветные или черно-белые, меня не покидает ощущение, что жизнь действительно была радикально другой. Не только в смысле объективных отличий вроде машин, компьютеров, общественного транспорта, одежды и всего остального. Прошлое, заснятое на старые камеры, кажется другим "качественно", будто бы люди были совсем другие, более строгие и монохромные в своем проявлении. Как жители далекой планеты они далеки от нас и так же загадочны. Что ими двигало? Как они жили? Мы можем только догадываться.

-3

Кажется, что перенесись ты туда и тоже стал бы каким-то другим, приглушенным, менее ярким и четким. Глупости. Окажись ты на одной платформе с братьями Люмьер ты бы увидел своими глазами четкую цветную картинку поезда и люди вокруг были бы точно такие же, как сейчас: цветные, плавные, со звуком, криками, шепотом, грязными ботинками и прочими атрибутами нормального человека. Жизнь не была радикально "другой", она была такая же, просто старые носители информации передали то, что смогли передать. При этом создали для нас иллюзию чего-то загадочного и непознаваемого до конца.

"Дом на трубной", советский немой чёрно-белый художественный фильм 1928 года, эксцентричная сатирическая комедия о классовых отношениях в нэповской Москве.
"Дом на трубной", советский немой чёрно-белый художественный фильм 1928 года, эксцентричная сатирическая комедия о классовых отношениях в нэповской Москве.

С другой стороны, даже человеческое зрение очень ограничено в своей способности описывать мир вокруг, что уж говорить о камерах. И чем старее камера, чем хуже картинку она передает, тем сильнее искажает реальность. Барьер между настоящим и прошлым растет, стекло восприятия мутнеет, пока мы не упираемся в глухую стену, когда съемки видео не существовало. Существовала ли жизнь вообще? Где реальные доказательства?

Фотографии.

На примере фото

С фотографиями похожая история. Мы можем постепенно двигаться от сегодняшнего дня к первым фотографиям и замечать все то же самое: четкость картинки пропадает, цвета тускнеют, появляются артефакты изображения, пропадает цвет, пока не остается что-то черно-белое, от времени ставшее желтым или даже коричневым.

-5

Я смотрю на старые фото своих родственников (мужчину выше я не знаю, он из интернета) и чем они старше, тем хуже их видно и тем загадочнее становятся лица этих людей. Словно у прошлого есть некоторый предел, за который заглянуть невозможно. Если повезет, то увидишь фотографии своих прадедов и их отцов и вот это уже совсем что-то из другого мира. Мифические времена, чудом запечатлённые на фотографиях, которые таким же чудом не потерялись и не испортились окончательно.

«Вид из окна в Ле Гра» (фр. Point de vue du Gras) — первая из дошедших до наших дней гелиогравюр. Считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Создана французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 (по другим данным — в 1827) году на пластинке, покрытой слоем битума[1]
«Вид из окна в Ле Гра» (фр. Point de vue du Gras) — первая из дошедших до наших дней гелиогравюр. Считается первой в мире фотографией, снятой с натуры. Создана французским изобретателем Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 (по другим данным — в 1827) году на пластинке, покрытой слоем битума[1]

У фотографии, как у любой технологии, тоже есть свой исторический предел - 1826 год. Все, что было до этого мы можем увидеть уже только на картинах художников, когда портреты заменяли фотографии, а реальный быт и жизнь прошлого можно собрать в единую картину только по отдельным художественным фрагментам.

А что было до? Пещерные люди, которые пальцами рисовали сцены вчерашней охоты на мамонта на стенах любимой пещеры.

-7

Первый вывод, который я делаю: история и события прошлого гармонируют с устареванием техники, что смогла эти события зафиксировать. Мы видим историю буквально: в качестве дошедших до нас изображений, артефактах, в отсутствии звука, четкости картинки, без цвета и большой частоты кадров.

Единство прошлого и технологий кажется естественным и не вызывает вопросов на первый взгляд, но это не так. Почему мы решили, что всегда так было и всегда так будет?

Два вопроса на подумать

Вопрос первый

Какой действительно была жизнь тогда?

"Поцелуй на Таймс-сквер" (1945)
"Поцелуй на Таймс-сквер" (1945)

Если бы у нас были кадры 100 летней давности в 4K, то казалась бы нам та жизнь настолько далекой и незнакомой? Что бы вы подумали, если бы могли увидеть полную картинку, все цвета и плавность кадров, как ваш прадед пашет поле на лошади, растапливает печь или чинит прохудившиеся лапти? Это не только было бы интересно, но и полностью разрушило бы иллюзию того, что прошлое это какое-то загадочное время и место, вернуться в которое невозможно.

Все эти старые записи концертов рок-звезд, фильмы с Чарли Чаплином, старые пластинки и прочие образы прошлого, которые из обыденности со временем превратились в нечто культовое и недостижимое. Коллекционеры дерутся за старые гитары, винтажная техника, мебель и винил могут стоит каких-то нереальных денег. Люди хотят прикоснуться к "той самой" жизни, ко времени, в котором создавалась сегодняшняя культура. К той жизни, которой не было.

"Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы." А были ли они действительно такими, так ли сильно отличались от нас с вами? Хороший вопрос, на который мы не сможем ответить, ведь старые технологии нам в этом мешают. Я бы хотел посмотреть видео-блог из царской России в 4К или документальный фильм о постройке египетских пирамид, снятый на месте событий.

Вопрос второй

Как будут восприниматься сегодняшние 4К видео, фото и прочее кино через те же 100 лет?

-9

Потомки уже не смогут сказать: "да это было реально давно, вы посмотрите какая паршивая картинка, насколько же древние были тогда технологии." Нет.

Внуки и правнуки увидят нашу жизнь во всех излишних подробностях и деталях, у них не будет иллюзии «единства старого времени и старых технологий», когда носитель информации сам по себе показывает, как давно были сделаны эти кадры. Кто-то найдет все ваши кринжовые тик-токи, видео-блоги на YouTube или в архивах интернета и с точностью до морщинки увидят всю нашу жизнь. Плохо ли это? Не знаю.

Будущие поколения будут лишены той «магии прикосновения к старому», если мы говорим про видео и фото. Как грустно будет хипстерам конца 21 века, которые захотят поностальгировать по временам, в которых никогда не жили. Что они скажут?

- Выключай свой VR-имплант и пойдем смотреть реально допотопную плоскую картинку без полного погружения. Никаких ощущений, запахов, реального объема, только заснятые плоские картинки в отличном качестве.

- Ого, ну и отстой... Круто! Пойду искать на барахолке 4К-фотик

Не знаю, возможно технологии действительно скакнут намного дальше, чем я могу представить и будут новые стандарты в виде полного погружения в VR через нейроинтерфейсы и все такое, когда не только картинки, но и ощущения можно будет передать прямо в мозг. В таком мире плоская картинка даже идеального 4-8К качества действительно может оказаться архаичной, старой и допотопной.

Важное обращение

"Кейт и Лео" (2001)
"Кейт и Лео" (2001)

Возможно моя статья каким-то образом сохранится до того времени, когда это станет реальностью. Тогда читатели будущего не ржите слишком громко, пожалейте дедов из 2025. Просто включите свой раритетный 4К-фотик, доставшийся вам от столичного модного прадеда и сделайте пару плоских видео, это будет круто.

А вы, "деды" из 2025 года, что думаете на эту тему? Сохранится ли явная связь между старыми носителями информации и старыми временами? Или же такая грань будет стерта и ты уже не сможешь по картинке сразу понять смотришь ты видео-блог своего прапрадеда, снятый 100 лет назад или что-то современное?

Спасибо за внимание, Обнял!

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

Другие статьи:

-11