Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

Эннио Морриконе: Как подружить классику и современность

Эта статья появилась случайно: я думал какой фильм взять пятым в мою подборку документалок о музыкантах. Из 5 фильмов только этот был не про рок-музыку. Не хотел его смотреть - думал будет скучно. В итоге он мне настолько понравился, что решил написать целую статью про Эннио Морриконе. В этой статье вы узнаете: Читайте до конца, смотрите фильмы и слушайте музыку. Эннио родился в Риме 1928 году, в семье профессионального трубача и домохозяйки. Хотел стать врачом, но отец сказал: "Нет, ты будешь играть на трубе. Моя труба кормит всех нас, так же будет и у тебя." Поступил в 12 лет в консерваторию в Риме. Это его отец так решил, Эннио не решал ничего. В сольфеджио Эннио был слаб, за первый семестр получил 3 из 10. Отец был очень строг, потому все каникулы Эннио был вынужден играть на трубе и заниматься. Это дало результаты. Морриконе не всегда следовал общепринятым правилам в музыке, в конце семестра его преподаватель сказал ему: "Теперь ты должен учиться композиции". Его учителем был Петр
Оглавление

Эта статья появилась случайно: я думал какой фильм взять пятым в мою подборку документалок о музыкантах. Из 5 фильмов только этот был не про рок-музыку. Не хотел его смотреть - думал будет скучно. В итоге он мне настолько понравился, что решил написать целую статью про Эннио Морриконе.

В этой статье вы узнаете:

  • Как маэстро пришел в кино и чем занимался до этого.
  • Интересные факты: участие к экспериментальном нойз-проекте, игра на трубе и аранжировки для поп-музыки на ТВ
  • Подборка поворотных для Эннио фильмов, музыку для которых он написал. (в конце статьи)
  • И конечно мой плейлист музыки Морриконе: в ВК и Яндекс.Музыка. (в конце статьи)

Читайте до конца, смотрите фильмы и слушайте музыку.

"Нет, ты будешь играть на трубе" - детство, учеба и первая работа

Обучение

Эннио родился в Риме 1928 году, в семье профессионального трубача и домохозяйки. Хотел стать врачом, но отец сказал: "Нет, ты будешь играть на трубе. Моя труба кормит всех нас, так же будет и у тебя." Поступил в 12 лет в консерваторию в Риме. Это его отец так решил, Эннио не решал ничего.

-2

В сольфеджио Эннио был слаб, за первый семестр получил 3 из 10. Отец был очень строг, потому все каникулы Эннио был вынужден играть на трубе и заниматься. Это дало результаты.

Морриконе не всегда следовал общепринятым правилам в музыке, в конце семестра его преподаватель сказал ему: "Теперь ты должен учиться композиции". Его учителем был Петрасси, знаменитый композитор классической музыки тех лет.

Гольфредо Петрасси
Гольфредо Петрасси

Эннио ощущал себя очень маленьким среди всех этих гигантов композиторов. Сначала ему дали задание писать танцы: тарантеллу, буги-вуги, самбу. Это не было чем-то интересным и радостным для Морриконе - Петрасси не показывал, что доволен Эннио. Только после того, как он закончил с танцами учитель дал ему настоящее задание. После которого Эннио наконец почувствовал себя удовлетворенным.

Первая работа

Первой работой Эннио была игра на трубе за еду во время войны. Он вспоминал это с горечью, как неприятный для себя опыт. Тогда он стал меньше любить трубу.

Эннио нравились танцоры, он говорил им комплименты, когда они проходили мимо
Эннио нравились танцоры, он говорил им комплименты, когда они проходили мимо

Второй работой тоже была труба, на танцевальных шоу. Эннио нравились танцоры, выступления и общая атмосфера. Он приходил домой после выступлений и много играл.

Его учитель Петрасси не знал о его подработках. Ниже мы поймем почему Эннио скрывал свои шабашки: Петрасси был академическим снобом, в его мире, любая музыка отличная от классической была почти что мусором. Одной из дополнительных подработок Морриконе были аранжировки для популярной музыки. Именно тут он впервые покажет оригинальность и новаторство, а пока ему нужно закончить учебу.

Финальным экзаменом в консерватории было написание оперы. Видимо работа Эннио была настолько хороша, что одному из экзаменаторов пришел в голову только один высосанный из пальца вопрос: "почему вы разделили двойную басовую партию через открытую струну на октаву выше? Почему вы это сделали?". Петрасси разозлился и не дал ему ответить: "Что это за вопрос вообще такой?". Эннио получил 9,5 баллов. Они вместе вышли из консерватории и пошли домой. Оба плакали от эмоций. Петрасси пообещал ему работу преподавателем в консерватории. Работу он не получил. Эннио забрали в армию, где он играл в оркестре и женился.

Мария - жена Эннио
Мария - жена Эннио

Нойз-бэнд и первая работа на телевидении

После армии Мария устроила его без ведома в телекомпанию RAI. В первый же день директор позвонил ему и сказал, что тут он не построит карьеры и как композитор не сможет себя проявить. Эннио сразу же ушел.

Концерт экспериментальной музыки
Концерт экспериментальной музыки

Он еще не начал писать музыку для фильмов и в целом жил бедно. Однажды он попал на концерт авангардной музыки, где музыкант играл две ноты на пианино, потом крутил ручки радио, ронял книги, курил, печатал на машинке - все вокруг артиста издавало звуки, в беспорядочном и хаотичном порядке.

Эннио был на этом концерте не один, а с другими своими коллегами-выпускниками из консерватории. Они решили организовать экспериментальную группу, чтобы играть "Traumatic sounds". В этой группе никто не играл как обычно, все издавали нетипичные для их инструментов звуки. Работа была скорее со звуком, чем с мелодиями: фактически мелодии были там под запретом. Это были бесконечные звуковые эксперименты.

Эннио объясняет, как он играл в нойз-группе в 60х
Эннио объясняет, как он играл в нойз-группе в 60х

Прорывная группа для своего времени. Они не использовали традиционные способы игры на своих инструментах - это всегда было что-то экстремальное. Ты не должен был понять, что звучит труба - Эннио всегда играл по-разному: недожимал пальцами, закрывал отверстие трубы резными предметами, делал все, что приходил ему в голову. Это звучало ужасно, как визги кошки, в лучшем случае. Кто мог подумать, что потом эти эксперименты приведут к одним из самых красивых мелодий, которые мы слышали?

Псс, парень, не хочешь немного "травматических звуков?"
Псс, парень, не хочешь немного "травматических звуков?"

Музыка для телевизионных шоу. Эннио делал все аранжировки для одной из программ. Там было много музыкальных номеров. Морриконе получал блокнот с песнями накануне записи, а уже утром нужно было записывать песни с новыми аранжировками Эннио. Слова песни тоже менялись. Морриконе целую ночь проводил за записями музыки. Его имя никогда не появлялось в титрах.

Работа "на лейбле" RCA: Новаторские аранжировки поп-музыки

Эннио позвали работать в звукозаписывающую компанию RCA, которая находилась на грани банкротства. Морриконе должен был помочь этому не случиться. Так и произошло, но как он это сделал?

До Морриконе аранжировки популярной музыки были скучные и предсказуемые. Предыдущие эксперименты Эннио со звуком позволили ему свободнее заниматься аранжировкой песен, а именно со звуками в них. Он мог добавить в традиционные мелодии и песни странные по тому времени вещи: звуки консервных банок и других немузыкальных предметов. Это было шоком для слушателя. Здесь можно услышать те самые железные банки:

Во время записи вокалист был немного напуган тем, что вокруг постоянно ходит Эннио и гремит банками, катает их по полу.

Сейчас я вам сыграю песню, только буквы нужные найду
Сейчас я вам сыграю песню, только буквы нужные найду

Саунд-дизайнер

Морриконе использовал печатную машинку, как музыкальный инструмент. Наполненные водой трубы могли создавать эффект морского прибоя. Все эти звуки создавали атмосферу. Можно сказать, что Морриконе был не только музыкантом, композитором, но и саунд-дизайнером своего времени. Хотя такого слова скорее всего тогда не существовало. Так или иначе после него старые аранжировки становились скучными.

Мик Гордон
Мик Гордон

Мик Гордон своего времени. Эннио, как художник подходил к любой задаче творчески: мог смешать звук трубы с голосами мужчин и женщин. Вспоминается восхищение Миком Гордоном и его саундтреком для игры DOOM 2016 года.

Мик написал отличный мощный саундтрек, где смешал звук бензопилы и электрогитары. Все были в шоке и восторге. Энио же делал подобное еще 60 лет назад.

Отсылки к классике и немного обоснованного самомнения

Морриконе мог писать музыку из головы. Записывал партии для инструментов, разговаривая по телефону или просто смотря на клавиши пианино. Воображение позволяло ему слышать все эти звуки. Он не играл музыку, она звучала прямо в его голове.

Эннио любил добавлять в аранжировки популярной музыки классические произведения - привет Мэтту Беллами и его отсылкам к Рахманинову:

"Есть только одна аранжировка для песни - моя": в 99 случаях из 100 он мог убедить тебя в этом, и в 1 случае нет.

Работа в кино или 500 фильмов, где можно его услышать

Первый раз имя Эннио Морриконе появилось в титрах фильма в 1961 году.

Вестерны

Далее Морриконе позвали написать музыку для нескольких американских вестернов. В этих американских вестернах он использовал псевдонимы, никто не знал, что это музыка Морриконе. Композитор не хотел показывать своему учителю Петрасси и своим коллегам из консерватории, что он делает музыку для вестернов.

Первым же известным и успешным фильмом для Эннио стал вестерн Серджио Леоне "За пригоршню долларов" 1963 года. Серджио Леоне позвал его к себе, потому что слышал музыку для тех двух вестернов. Он не сразу его узнал, хотя они учились в одной школе.

"Перестрелка на красных песках" (1963)
"Перестрелка на красных песках" (1963)

Прошли годы и два "одношкольника" снова встретились и редко потом разлучались. Чуть подробнее о дружбе Серджио и Эннио ниже, а пока про фильм.

Серджио Леоне и Энио Морриконе в школе
Серджио Леоне и Энио Морриконе в школе

Новаторство в музыке для вестернов. Как и все его аранжировки, музыка для вестерна тоже была нетипичная, что отметил режиссер и актеры, например Клинт Иствуд. Звук электрогитары, хлопок хлыста, свисток - все это создавало новый для своего времени звук. Культурный шок для своего времени.

«Я вырос, слушая музыку из вестернов Леоне» - Квентин Тарантино

Какую музыку вы слышите, когда думаете про вестерн? Для сцены дуэли Серджио хотел использовать существующую мелодию трубы из фильма Рио Браво (1958 года), Эннио Сказал: "без меня", тогда Серджио попросил сделать что-то похожее, очень уж это подходило сцене. В итоге он взял мелодию, которую сделал для ТВ раньше и переделал ее под трубу. Так появился один из самых знаменитых саундтреков в кино.

Про первый опыт просмотра фильма с музыкой Морриконе: «Это был первый раз, когда мне было интересно: кто человек, который придумал это музыку?»

Дай мне трубу, Эннио, дай мне свисток! Энио никогда не нравилась его музыка из "За пригоршню долларов". Композитор всегда хотел заставить Серджио забыть ее в следующих фильмах. Но тот настаивал: дай мне трубу, дай мне свисток. Эннио скрипел зубами, ворчал, но не унывал, продолжал экспериментировать со звуком и отсылками к классике, добавляя в Фугу ре-минор Баха в ковбойские разборки. Да и знаменитые звуки подражания койту не стоит забывать.

Серджио Леоне
Серджио Леоне

Режиссер со второго фильма начал понимать важность музыки Эннио для своих картин.

«Это был первый раз, когда я захотел купить музыку из фильма» - Брюс Спрингстин

Зависть академических снобов

Неожиданное признание от учителя. Спустя некоторое время учитель Эннио из консерватории - Петрасси, похвалил его музыку из фильмов. Он назвал фильм, который Эннио не ожидал услышать "На пригоршню долларов больше". Морриконе думал, что написал намного лучшую музыку, чем эта...

Петрасси и другие его ученики не воспринимали музыку для фильмов Морриконе, как искусство, называя его даже "анти-артистичным". Архаичный взгляд на музыку мешал им это сделать. Произошел идеологический раскол между Эннио и его зашоренными коллегами из консерватории, что в свою очередь привело к чему-то вроде комплекса неполноценности у Морриконе. Композитор "предал" традиционное композиторство его учителя, хотя он сам делал это неоднократно.

Петрасси тоже делал саундтреки. Он не считал саундтреки полноценной музыкой в отличие от Эннио. Учитель не понимал способности Эннио идентификации музыки со сценой, с ситуацией, с персонажем. Петрасси просто не умел того, что может делать Морриконе.

-14

Задетое самолюбие учителя. Петрасси вложил много усилий в саундтрек фильма "Библия", но режиссер отверг его работу, сказав, что это слишком сложная музыка для фильма. Петрасси обиделся и решил закончить свою работу в кино. Режиссёр же позвал его ученика - Эннио. Он попросил сделать кусок саундтрека и если он ему понравится, то Морриконе позовут работать в фильм. Эннио изобразил свет, потоки воды, выброс огня, животных, птиц - всю возможную динамику. А потом повторил это снова. Его взяли.

Продолжение экспериментов в музыке для кино

Эннио много работал с итальянскими режиссерами, в том числе с режиссерами-новичками, которые снимали свой первый фильм. В этих работах Морриконе пробовал делать разные виды музыки. Одним из таких фильмов был фильм "Кулаки в кармане" 1965 года: необычная трагикомедия о семье сумасшедших эпилептиков.

"Кулаки в кармане" (1965)
"Кулаки в кармане" (1965)

Композитор написал колыбельную с женским голосом в окружении диссонансных тревожных металлических звуков. Эннио был рад, что у него был опыт работы в таких фильмах. Хоть они и не имели коммерческого успеха, как другие.

Отстаивание своего видения. Режиссер Пьер Пазолини попросил Морриконе вставить в фильм Баха. «Простите, я композитор, который пишет музыку, а не вставляет чужую музыку в фильм. Я вынужден отказаться». "Тогда делай то, что ты хочешь." До этого момента Пазолини использовал в фильмах только музыку Баха - потом он перешел на Морриконе.

Пьер Пазолини
Пьер Пазолини

Эксперименты с простотой форм. Был период, когда Эннио пытался сократить количество нот и упростить мелодии, чтобы создать что-то более запоминающееся для зрителя. Например для одной песни в размер 4/4 он взял 3 ноты, и каждый раз на сильную долю приходилась новая нота. Это делало мотив более цепляющим:

Эннио никогда не забрасывал идею экспериментировать с маленьким количеством нот, потому что ему всегда нравилось немного поразвлечься. 

Композитор для кино и экспериментальный музыкант. Когда Эннио писал музыку для кино он был композитором, когда создавал для себя - он играл уже другую роль: непохожего и противостоящего общепринятому музыканта. Это создавало в Морриконе двойственность, будто бы он вел двойную жизнь.

"Тихое место за городом" (1968)
"Тихое место за городом" (1968)

Звуки безумия. Это был фильм про художника с экзистенциальным кризисом. Режиссер сказал ему: я редко работаю с композиторами, держи в уме что это наша первая и последняя совместная работа. Эннио создал сложную и тревожную музыку, которая передает внутреннее расколотое и неустойчивое состояния героя. Морриконе позвал своих друзей по экспериментальной группе и они импровизировали параллельно фильму: безумным снам художника. Падали столы и стулья, краска проливалась - каким-то образом музыка заменила все эти звуки.  Фильм провалился и Эннио чувствовал в этом свою вину. Он думал режиссер никогда больше не захочет с ним работать, но он стал звать его во все свои фильмы.

-18

Эксперименты в новом жанре. Эннио работал над триллером «Холодные глаза страха» - новый жанр для композитора. Он играл на трубе, а другие музыканты импровизировали.  В зависимости от того, что происходило на экране Эннио указывал на определенного музыканта, чтобы он играл. «Сначала я указывал ему начать, потом ей, все должны были быть наготове, потому что ничего не было записано заранее. Когда директору нравился какой-то кусок, я не мог повторить это в точности во второй раз. Это позволяло мне делать неожиданные ходы». 

Когда Эннио делал уже третий триллер режиссер сказал: «почему ты делаешь одинаковую музыку третий раз?». Это было неправдой. Хотя музыка и могла показаться похожей: диссонансная музыка дестабилизирует слух. 

К концу 60-х Морриконе стал для режиссёров и продюсеров гарантией сам по себе. Только в 1961 году вышел 21 фильм с его музыкой. Успех породил завистников и подражателей. "Как ты можешь писать музыку так быстро?" Мы знаем как - он писал музыку так, будто пишет простое письмо.

Подруга, жена, партнер - Мария.  

В конце своей службы в армии в 1956 году Эннио женился на Марии Травиа, их брак продлился 64 года — до самой смерти композитора. У супругов родились четверо детей.

В своем творчестве и экспериментах Эннио никогда не было один, с ним всегда была его жена. «Она не знала многого о музыке и потому могла дать честное мнение. Я пользовался этим постоянно». Она создала защитный периметр, где гений Морриконе мог быть свободным. 

Эннио и Мария
Эннио и Мария

Не мне судить о моих произведениях. Однажды Эннио написал тему для фильма «Love Circle», где две простые мелодии пересекались друг с другом и шли параллельно. Эннио не понравился результат, он сказал режиссеру, что хотел бы все сделать с нуля. Режиссер сказал, что Эннио сошел с ума. «Он был прав, это отвечало современному тренду на минимализм в музыке и подходило к фильму. Я понял, что не могу оценивать свои мелодии и музыку сам. С тех пор, все что я писал я давал послушать своей жене. Если музыка ей нравились - я показывал ее режиссеру. Режиссер слышал только то, что понравилось моей жене.»-, рассказывает Морриконе.

Творческая дружба Серджио Леоне и Эннио Морриконе.

-20

Серджио и Эннио - партнеры по жизни. Леоне часто приходил к Морриконе и рассказывал о фильмах, которые хочет снять. Сотрудничество начиналось в тот момент, когда режиссер начинал описывать фильм для Эннио. Он описывал все в деталях, иногда по кадрам.

Музыка Эннио в фильмах Леоне была больше, чем саундтреком. Весь фильм будто бы строился на музыке. Она была так же необходима, как диалоги. Часто Серджио просил Эннио написать музыку, еще до того, как сам начинал снимать кино. Музыка для "Однажды в Америке" была написана за несколько лет, до того, как фильм был снят.

Серджио попросил Эннио написать музыку для своего нового фильма:

- "Эннио, я хочу многоствольную флейту в этом фильме"

- "Мы сделаем это но не тут, нельзя использовать ее везде подряд".

- "Дай мне решать где мы будем ее использовать".

Так появился знаменитый саундтрек у фильму "Однажды в Америке" (1984):

На самих же съемках Серджио хотел, чтобы даже на съемочной площадке из динамиков звучала музыка Морриконе. Актеры снимались в своих сценах под музыку Эннио. Музыка на площадке действовала на всех: на актеров, на режиссера, на съемочную команду. Будто бы ты уже видел этот фильм, точнее уже чувствовал его.

Кубрик, извинения и одна маленькая идея

Единственный фильм к которому он жалеет, что не сделал музыку. Все что Эннио знал и сделал к этому моменту сошлось вместе в фильме «Investigation of a Citizen». Это определило его дальнейший успех. Кубрику понравилась эта музыка и он позвал Эннио в «Заводной апельсин».

Каким был бы этот фильм с музыкой Эннио?
Каким был бы этот фильм с музыкой Эннио?

Режиссеру настолько понравилась музыка из гражданина, что он хотел получить ее имитацию для своего фильма. Кубрик позвонил Леоне и тот ответил, что Эннио занят работой над новым фильмом Серджио. Но это была неправда: композитор сводил музыку, она уже была написана. Кубрик забросил идею пригласить Эннио, даже лично ему не позвонил. Это единственный фильм, о котором жалеет Эннио.

Письмо с извинением. Академические круги музыкантов испытывали трудности в признании таланта Морриконе. Это заняло много времени, прежде чем снобизм и неприятие сменились уважением. Бывший коллега Эннио написал ему письмо с извинениями, не только перед Морриконе, а перед всем историческим периодом. Он написал о своей слепоте и глухоте перед лицом существующей музыкальной идеологии. Когда Эннио читал это письмо, он встал и заплакал, в облегчении.

-22

Желание перестать делать музыку для фильмов. В один из периодов своей жизни Эннио испытал экзистенциальный кризис и решил уйти из кино. В этот период ему предложили сделать музыку для фильма "Миссия". Композитор посмотрел отрывки фильма и сказал, что не сможет этого сделать: тут не нужна его музыка, он сделает только хуже.

"Миссия" (1984)
"Миссия" (1984)

Спустя некоторое время он перезвонил режиссеру и сказал, что у него появилась одна маленькая идея. Он напел мелодию по телефону и режиссер все представил. Волосы встали дыбом на его голове. Эннио говорил, что практически не контролировал себя, пока писал музыку к этому фильму. Это происходило само. "Он просто хватал бумагу и карандаш и его руки начинали бешено записывать музыку. Даже рядом ты чувствовал эту энергию. Что же чувствовал он сам?", - вспоминает режиссер.

Музыку и фильм уже невозможно было представить себе отдельно друг от друга. Нельзя было их разделить. Настолько темы Эннио проникли в фильм глубоко.

Эннио и Оскар

Морриконе за свою жизнь получил много разных наград, но одну награду он никак не могу получить.

Эннио должны были дать Оскар за "Миссию". Но выиграл другой музыкант - хороший джазовый артист, музыка которого была только наполовину оригинальной. Публике не понравился такой выбор, но награда уже была вручена.

Эннио не хотел связывать свою жизнь только с музыкой для фильмов, он писал и другую музыку. Его учитель Петрасси всегда сидел на его концертах в первом ряду и очень им гордился.

"Неприкасаемые" (1987)
"Неприкасаемые" (1987)

Когда Эннио делал музыку для фильма Брайана Де Пальмы "Неприкасаемые" тему для полиции он делал в Риме и отправил результат режиссеру по почте. Он попросил в письме не выбирать вариант 6, потому что он нравился ему меньше всего. Режиссер выбрал номер 6.

Эннио был выдвинут на третью номинацию на Оскар за этот фильм. В третий раз ему уже не было это так волнительно, тем более он думал, что точно не получит награду. Он ее не получил.

Энио и Оскар
Энио и Оскар

Только в 2016 году он получил свой давно заслуженный Оскар за фильм "Омерзительная восьмерка". Это была дань уважения и извинение всего Голливуда перед маэстро. Он посвятил эту награду своей жене, которая всегда была рядом.

Квентин, зачем тебе моя музыка? Эннио спросил у Тарантино зачем ему нужна оригинальная музыка для его фильма, если он всегда использует существующую. Квентин ответил в этот раз я хочу сделать именно так и мне нужна только ваша музыка. В этом была логика: он решил снять вестерн в духе старых фильмов Леоне, кого еще для музыки он мог позвать? Он уговорил Эннио и тот принялся за работу. Морриконе сделал не то, что ожидал режиссер будучи поклонником вестернов Леоне. Композитор написал симфонию, это расширило и обогатило визуальные образы фильма.

Культурное влияние

Музыка Эннио изменила всеобщее представление о саундтреках - теперь никто не считает музыку для кино второсортной, фоновой.

Морриконе так же оказал влияние и на популярную музыку. Многие группы используют произведения или отдельные части произведений композитора в своих работах. Например это вступление выше группы Muse к песне "Knights of Cydonia". Басист играет на гармонике пронзительную протяжную мелодию. Постепенно она переходит в основную песню, которая если честно всегда мне казалась музыкой для вестерна. Теперь все встало на свои места. Удивительно)

Джеймс Хэтфилд
Джеймс Хэтфилд
"Я люблю звуки, динамику, слои из которых состоит музыка Морриконе. Я получил много вдохновения из его музыки." - Джеймс Хэтфилд.

Многие звуки и сэмплы используют в рок-музыке, в поп-музыке, в разных жанрах, вариантах и комбинациях. Неудивительно, ведь сам Эннио постоянно смешивал жанры, звуки и стили. Теперь он стал частью той музыкальной и культурной палитры, к которой обращаются и будут обращаться творцы со всего мира.

Ханс Циммер
Ханс Циммер
"Я не знаю ни одно композитора, кто не знал бы хорошо работы Эннио. Но можно ли научиться сделать так же?", - Ханс Циммер.

"Когда я написал музыку к своему первому фильму это был 1961 год.

Я сказал своей жене, что уйду из кино в 1971.

В 1970 сказал, что уйду в 1980.

В 1980, что в 1990.

В 1990, что в 2000.

Теперь я ничего не говорю" - Эннио Морриконе.

-28

Фильмы с музыкой Морриконе

Отдельно я решил выделить список значимых для композитора и для зрителя фильмов, которые стоит посмотреть. Я и сам восполню несколько пробелов.

Вестерны:

«За пригоршню долларов» (Per un pugno di dollari, 1964)
«На несколько долларов больше» (Per qualche dollaro in più, 1965)
«Хороший, плохой, злой» (Il buono, il brutto, il cattivo, 1966)
«Великое молчание» (Il grande silenzio, 1968)
«Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight, 2015)

Экспериментальные:

«Кулаки в кармане» (I pugni in tasca, 1965)
«Тихое местечко за городом» (Un tranquillo posto di campagna, 1968)

История и религия:

«Библия» (The Bible: In the Beginning..., 1966)
«Миссия» (The Mission, 1986)

Романтические:

«Новый кинотеатр «Парадизо»» (Nuovo Cinema Paradiso, 1988)
«Приходи как-нибудь вечером поужинать» (Metti, una sera a cena, 1969)
«Свяжи меня» (Átame!, 1989)
«Малена» (Malèna, 2000)

Триллеры:

«Холодные глаза страха» (Gli occhi freddi della paura, 1971)
«Нечто» (The Thing, 1982)
«Лучшее предложение» (La migliore offerta, 2012)

Боевики, криминальные:

«Вне закона» (Le marginal, 1983)
«Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1983)
«Спрут 2» (La piovra 2, 1985-1986)
«Неприкасаемые» (The Untouchables, 1987)
«Неукротимый» (Frantic, 1987)
«Профессионал» (Le professionnel, 1981)
«Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, 1969)

Лучшие композиции Морриконе

Конечно я составил плейлист лучших композиций маэстро, слушайте в ВК, и на Яндекс.Музыке.

Подписывайтесь, ставьте лайки, рекомендуйте друзьям.

Читайте и другие мои статьи:

#эниоморриконе #саундтреки #классическаямузыка #жизньзрителя