Найти в Дзене
Modern art & fun

17 цветных фотографий, сделанных более 100 лет назад, которые перенесут вас в прошлое

Оглавление

Привет, друзья искусства!

Мы часто восхищаемся художественными фильмами и сериалами, которые показывают нам прошлое. Но всё это великолепие – лишь видение режиссёра. Настоящие окна в прошлое – это фотографии, сделанные больше 100 лет назад.

Каждая из фотографий в этой статье — настоящее сокровище. Это не просто кадр, а возможность взглянуть на мир глазами тех, кто жил задолго до нас и увидеть это в цвете!

Прядильщица и прялка. Ирландия, 1890 г.
Прядильщица и прялка. Ирландия, 1890 г.

Чтобы узнать, когда появилась и как развивалась цветная фотография, я обратился к интервью Марка Остермана – историку Международного музея фотографии и кино Джорджа Истмана. Именно на его основе написана сегодняшняя статья.

Кристина в красном, 1913 г.
Кристина в красном, 1913 г.
Продавцы молока. Брюссель, 1890 - 1900 гг.
Продавцы молока. Брюссель, 1890 - 1900 гг.

С чего всё началось

Первая фотография, которую мы знаем сегодня, была создана в 1826 году во Франции. Жозеф Нисефор Ньепс использовал камеру-обскура, чтобы запечатлеть вид из своего окна. До появления цвета в фотографиях оставалось 35 лет.

Первый цветной снимок сделал шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл в 1861 году. Экспериментируя с красными, синими и зелёными фильтрами, он смог воспроизвести цветное изображение ленты, проецируя три снимка одновременно.

«Тартановая лента», Джеймс Клерк Максвелл, 1861 г. – первое в истории достоверное цветное изображение.
«Тартановая лента», Джеймс Клерк Максвелл, 1861 г. – первое в истории достоверное цветное изображение.

В то время процессы, лежащие в основе цветных снимков были почти неизвестны широкой публике. Это были сложные и дорогие экспериментальные технологии. Почти как клонирование сегодня.

Восточная стена Мон-Сен-Мишель. Франция, 1895 г.
Восточная стена Мон-Сен-Мишель. Франция, 1895 г.
Эйфелева башня и Всемирная выставка. Франция, 1889 г.
Эйфелева башня и Всемирная выставка. Франция, 1889 г.

Интересно, что методы Максвелла до сих пор лежат в основе современных технологий. «Если посмотреть на экран телефона или камеры через увеличительное стекло, вы увидите линии красного, зелёного и синего цветов. Все остальные оттенки формируются их комбинацией», — объясняет Остерман.

Люс Бен Абен, Школа арабской вышивки. Алжир, 1899 г.
Люс Бен Абен, Школа арабской вышивки. Алжир, 1899 г.
Пещера Фингала. Шотландия,
Пещера Фингала. Шотландия,

Как цвет вошёл в фотографию

В 1903 году братья Люмьер запатентовали метод, который назвали «автохром». На стеклянные пластины наносили мельчайшие гранулы красного, зелёного и синего крахмала. Свет, проходя через них, формировал полное цветное изображение.

Свадебная фотография. Венгрия, 1900 гг.
Свадебная фотография. Венгрия, 1900 гг.
Ледник Фольгефонн, Хардангер-фьорд. Норвегия, 1897 г.
Ледник Фольгефонн, Хардангер-фьорд. Норвегия, 1897 г.

Однако автохром так и не стал доступным для всех. «Его могли себе позволить только обеспеченные любители и профессиональные фотографы, которые работали, например, для National Geographic» — поясняет  Марк. Это можно сравнить это с покупкой последней модели Айфона или профессиональной зеркальной камеры сегодня.

Зимний сад. Франция, Ницца, 1895 г.
Зимний сад. Франция, Ницца, 1895 г.
Порт Венеции. Италия, 1889 г.
Порт Венеции. Италия, 1889 г.

Развитие технологий

В 1913 году Kodak разработала двухцветный процесс «Kodachrome», который использовал красно-оранжевые и зелёно-синие пластины. Это было красиво, но Первая мировая война помешала выпуску технологии в массовое производство – химические реагенты поставлялись из Германии.

Лондон, фото в технологии Кодахром. 1949 г.
Лондон, фото в технологии Кодахром. 1949 г.

В 1930-х годах, Kodak и Agfa сделали ещё одну попытку с новой технологией, но настоящая популярность пришла к цветной фотографии только после Второй мировой войны: «К 1960-м годам портретные студии уже предлагали цветные отпечатки, сделанные с цветных негативов» — рассказывает профессор Остерман.

Отель "Roches Royal". Ирландия, 1895 г.
Отель "Roches Royal". Ирландия, 1895 г.
Панорама семи мостов. Париж, 1895 г.
Панорама семи мостов. Париж, 1895 г.

Тайна чёрно-белой основы

Вы удивитесь, но и сегодня все цветные плёнки и бумага для фотографий покрыты чёрно-белыми желатиновыми эмульсиями. Именно они фиксируют изображение, которое затем проявляется в цвете. Как только цветное изображение становится видимым, чёрно-белая основа растворяется, оставляя нужный цвет.

Малберри-стрит. Нью-Йорк, 1900-е гг.
Малберри-стрит. Нью-Йорк, 1900-е гг.
Зал певцов (музыкальная комната), замок Нойшванштайн. Верхняя Бавария, Германия, 1886 г.
Зал певцов (музыкальная комната), замок Нойшванштайн. Верхняя Бавария, Германия, 1886 г.

Каждая из старинных цветных фотографий в этой статье — не просто окно в прошлое, а и напоминание о том, как далеко человечество продвинулось в искусстве фотографии. Интересно, какая из них поразила вас больше всего? Делитесь своими находками в комментариях!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Если хотите поддержать меня чашечкой кофе – сделайте это Премиум-подпиской так вы можете сказать: «Дима, мне нравится то, что ты делаешь, продолжай»!

Ещё по теме: