Найти в Дзене

Отправка текста в издательство: некоторые совсем нетворческие детали

Оглавление

Создание книги — это творчество в чистом виде, даже если автор предварительно разрабатывает план и пользуется разнообразными полезными советами. Но вот книга написана, и о полёте вдохновения и безудержном творчестве можно на время забыть.

Наступает момент тревожной неопределённости: что с этой книгой теперь делать? Самый очевидный ответ — отравить в издательство. Ну, или разместить на какой-то литературной интернет-площадке. Но мы сейчас о пути в издательство, так как бумажная публикация и до сих пор остаётся желанной и престижной.

Как только перед автором встаёт эта задача, так сразу возникает целый букет вопросов. В какое издательство лучше послать? В одно или сразу в несколько? Использовать общий адрес электронной почты издательства или раздобыть адрес самого-самого главного редактора? Чего уж мелочиться? А может, лучше использовать почту России, а не доверять интернету? Стоит ли вообще посылать весь текст (вдруг украдут) или лучше послать ознакомительный отрывок? Или вообще лично принести распечатанный текст в издательство? Попробую ответить на эти вопросы.

Куда послать?

Начать стоит с выбора издательства. Для этого внимательно изучить сайты разных издательств, которые выпускают книги соответствующего жанра. Это обязательное условие. Ещё лучше, если в каталоге книг этого издательства вы найдёте серию, подходящую вам тематически. Тогда шанс на публикацию увеличивается.

-2

На сайте надо найти страничку «Для авторов» или «Авторам». Если такой нет, значит, издательство вообще не работает с новыми авторами «с улицы» и шанс издаться там стремится к нулю. Если страничка есть, то нужно ознакомиться с требованиями к рукописи и ни в коем случае их не игнорировать, если хотите, чтобы ваш текст рассмотрели. Не зря же эти требования специально для авторов напечатаны. Например, если указан минимальный объём текста 8 авторских листов (320 тыс. знаков), то нет смысла посылать текст объёмом 6 авторских. На этой страничке могут быть и другие требования, в том числе возрастной ценз, тематика и т. д. Если написано, что ознакомительные отрывки к рассмотрению не принимаются, значит, не принимаются. А ещё на сайтах некоторых крупных издательств, например, Эксмо есть форма для отправки рукописей. В неё надо сразу загрузить аннотацию, синопсис и текст. Если такой формы нет, то переходим к следующей проблеме.

Как отправить

На страничке «для авторов» должен быть электронный адрес издательства или же адреса разных редакций одного издательства. Это адреса тех людей, что отвечают за присланные тексты "с самотека", другие работники ими не занимаются. Выбираем подходящую редакцию и отправляем текст. Искать какой-то чёрный вход и тайный почтовый ящик главреда не стоит. Дополнительная работа сверх должностных обязанностей никого не радует. А зачем вам нужен раздражённый главный редактор? Посылаем текст на указанный на сайте адрес. Далее надо постараться следовать нескольким несложным правилам.

-3
  • Отправить нужно три прикреплённых файла: текст полностью (если в требованиях на сайте не указан ознакомительный отрывок); синопсис (или план-проспект для научно-популярных книг) и аннотация. Как их писать, можно прочитать в соответствующих статьях.
  • Текстовый редактор только Word. Как бы вам ни нравились другие, издательства работают именно с Вордом. В гугл-доках тоже не отправлять. И никаких архивов, текст не требуется архивировать — не старайтесь усложнить работу редактора, чью положительную оценку вы хотели бы получить. И, разумеется, никаких распечаток. Сейчас принимают к рассмотрению только текст в электронном виде.
  • В самом письме должно быть минимум информации и только такая, что могла бы показать вашу востребованность у читателей. Например, можно указать профильное образование для научно-популярной литературы, а для художественной это не нужно — литинститут не гарантирует качество текста. Если у вас раскрученный блог с большим количеством подписчиков, то это тоже можно указать, так же как и странички на литературных порталах, где размещены ваши произведения. Больше ничего о себе писать не надо, в том числе и перечисление ваших личных заслуг и профессиональных качеств. А вот личные данные (ФИО, адрес, номер телефона) нужны. Фамилию и имя нужно указать в начале текста произведения, а в колонтитулах тоже имя и электронный адрес. Чтобы точно ничего не потерялось. А вот предполагаемую серию, в которую может войти ваше произведение, указать полезно.
  • Не забывайте о теме письма. Написать её нужно обязательно и отнестись к этому серьёзно, если вы не хотите, чтобы ваше письмо автоматически улетело в спам. Что там указать? Большинство авторов пишут однотипные сообщения: «Предложение к публикации», «Рукопись для публикации», «Публикация» и т. д. Такие темы не привлекают внимание. Я тут поинтересовалась у одного ответственного редактора, сколько новых писем от авторов с утра он видит в своём почтовом ящике. «Чаще 20–30, а в понедельник может и до полусотни доходить», — вот такой был ответ.
-4

Теперь представьте, редактор видит сначала только темы писем. Какие в первую очередь он раскроет, чтобы прочитать? Понятно, что есть и текущая рабочая корреспонденция, но если речь идёт о новых предложениях, то больший шанс имеют… нет, не оригинальные темы, а конкретные. Например, среди десятка «рукописей для публикации» встречается такое: «Остросюжетный детектив о похитителях и фальсификаторах произведений искусства». Если редакция выпускает подобную тематику, то редактор заинтересуется в первую очередь именно этим письмом, потому что уже знает, о чём оно. Так что делайте выводы.

И ещё один вопрос о веерной рассылке сразу в несколько издательств – «на авось». На него нет однозначного ответа, так как никто такую рассылку не запрещает, и переживать о том, что вдруг издательства узнают, как некто Вася Васечкин (пока никому не известный молодой талантливый автор) послал свой шедевр в разные издательства. До этого никому дела нет. Вот станет этот Васечкин топовым автором, тогда дело сразу появится.

Художник  Игорь Морски
Художник Игорь Морски

Переживать стоит о другом. Что будет, если автору ответят из двух-трёх издательств? Он как будет выкручиваться и объясняться? С гордостью заявит о своей востребованности, типа «кто вперёд, того и черёд»? Подобная позиция как раз может поставить крест на карьере начинающего писателя. Он просто сразу перестанет быть востребованным. А если ответившее позднее издательство более привлекательно, то что будет делать автор: грызть локти или отказывать первому, с которым уже и договор обсудили? В общем, я бы посоветовала рассылать текст поэтапно: сначала в одно, наиболее привлекательное издательство, затем (не менее, чем через две недели, а лучше через месяц) — в другое. Так будет правильнее: одни не ответили, послал другим.

И да, не стесняйтесь напоминать о себе. Через несколько дней поинтересуйтесь, получили ли ваш текст. Спам бывает коварен. А через два-три месяца, если не отвечают, поинтересуйтесь судьбой своей рукописи. Это же в ваших интересах.