ПРОДОЛЖЕНИЕ, начало (01). Первые «плавучие гаражи»
Авианосец «Eagle»
В строю с 26.02.1924 г., погиб 11.08.1942 г.
Водоизмещение стандартное 22.960 т, полное 27.940 т. Размеры 203,5х32х8,1 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 50.000 л.с. Скорость 20 узлов. Дальность 4.800 миль 16-узловым ходом. Бронирование: пояс 114—25 мм, противоторпедная переборка до 102 мм, палуба 38+38+25 мм. Вооружение (на 1940 г.): 9х152-мм орудий, 4х102-мм зенитки, 2х40-мм одноствольных и 2х40-мм восьмиствольных автомата, 4х12,7-мм пулемета. Экипаж 953 человека.
Состав авиагруппы:
На 1940 г.: 18 торпедоносцев «Суордфиш», 4 истребителя «Си Гладиатор».
На 1942 г.: 9 торпедоносцев «Суордфиш», 16 истребителей «Си Харрикейн» (по другим сведениям – 24 «Си Харрикейна»).
Корабль заложили как линкор для флота Чили, но с началом Первой мировой войны англичане его реквизировали. Однако постройка шла медленно, а в конце 1917 г. решили достроить линкор в качестве авианосца, дав ему название «Игл» (анг.: Орел). Но окончание войны приостановило достройку, и строительство возобновили лишь в 1920-м. Проект претерпел значительные изменения: корабль перевели на нефтяное топливо, ширину корпуса увеличили за счет булей, проектное число из 12х152-мм орудий сократили до 9-ти, удлинили «остров» надстройки. Флот принял «Игл» по завершении строительства, в феврале 1924 г.
Ангар «Игла» имел размеры 122х20 м; полетная палуба - 198,7х29,3 м. Самолеты подавали два лифта грузоподьемностью по 6,4 тонн. Катапульты и аэрофинишеры отсутствовали. Позади надстройки имелся мощный кран для подъема и спуска на воду гидросамолетов. В 1929 г., и в 1935-1937 гг. авианосец проходил модернизацию с изменениями состава зенитного вооружения и установкой новой противопожарной системы. После замены котлов в 1929 году скорость упала до 20 узлов (до этого «Игл» развил 24,4 узла).
Служба
В 20-е годы «Игл» служил на Средиземном море. С начала Второй мировой войны до середины января 1940 г. авианосец осуществлял поиск немецких рейдеров и прорывателей блокады в Индийском океане. В марте 1940 в ангаре по неизвестной причине взорвалась 114-кг бомба, и до начала мая 1940 г. корабль стоял в Сингапуре на ремонте. В связи с угрозой вступления в войну Италии британцы усилили свою эскадру в Средиземном море, и «Игл» вошел в состав Средиземноморского флота, перейдя в Александрию.
С июня 1940 по февраль 1941 гг. авианосец сопровождал конвои на Мальту и в Грецию, участвовал в ударах по итальянским базам в Ливии, Сирии и на Сицилии. 22 августа 1940 г. у побережья Ливии три торпедоносца «Игла» потопили итальянскую подводную лодку «Ириде» и штабное судно «Монте Гаргано». В начале апреля 1941 г. группа торпедоносцев «Игла», действуя с аэродрома в Порт-Саиде, потопила или вывела из строя 8 итальянских эсминцев.
В октябре 1941 г. «Игл» вернулся в метрополию, где до января 1942 стоял на ремонте и модернизации. На корабле заменили котлы, дополнительно установили двенадцать 20-мм автоматов «эрликон» и четыре радара (один обнаружения воздушных целей типа 290, один управления артогнем типа 285 и два типа 282). В марте 1942 г. «Игл» вошел в состав Гибралтарской эскадры. Во время сражения за Мальту его использовали для доставки на остров истребителей. До августа авианосец совершил восемь походов и перевез на Мальту 183 «Спитфайра».
В августе «Игл» вышел в свой последний поход на Мальту в эскадре с авианосцами «Викторьес» и «Индомитейбл», линкорами «Нельсон» и «Родней», семью крейсерами и 24 эсминцами (знаменитая операция «Пьедестал»). Днем 11 августа в 13.15 германская подлодка U-73, прорвав завесу кораблей охранения, атаковала «Игл». Корабль получил попадания четырех торпед в левый борт, распределившиеся почти равномерно по длине корабля. «Игл» затонул через 8 минут. Вместе с ним погибли 263 члена экипажа.
Авианосец «Hermes»
В строю с 19.02.1924 г. Погиб 09.04.1942 г.
Водоизмещение стандартное 10.850 т, полное 13.700 т. Размеры 182,3х21,4х5,7 м. Мощность двухвальной энергоустановки 40.000 л.с. Скорость 25 узлов. Дальность 4.480 миль 16-узловым ходом. Бронирование: пояс 76 мм, палуба 25 мм. Вооружение; 6 — 140-мм орудий, 3—102-мм зенитки, 8—12,7-мм пулеметов. Экипаж 664 человека.
Состав авиагруппы
в 1939—42 гг.: 12 торпедоносцев «Суордфиш».
«Гермес» (Гермес: древнегреческий бог торговли, богатства и удачи) - первый в мире корабль, изначально спроектированный как авианосец. Был заказан в июле 1917 г. Разработка чертежей и строительство в условиях военного времени шли очень быстро, однако после заключения мира постройку приостановили для переработки проекта с учетом результатов испытаний, проведенных на авианосцах «Аргус» и «Игл». Достраивать корабль начали в 1920 г., но с работами не торопились. Поэтому японский авианосец специальной постройки «Хосё», строившийся с 1921 года, вступил в строй на год раньше «Гермеса», перехватив у него титул «первого авианосца специальной постройки».
Полетная палуба «Гермеса» - 173,7х27,4 м. Одноярусный ангар - длинный и узкий (100х4,6 м), разделен на три секции; в каждой помещались только 4 торпедоносца «Суордфиш». Имелось два самолетоподьемника; катапульты отсутствовали. Небольшая численность авиагруппы соответствовала взглядам 20-х годов на тактику использования авианосцев; они же предусматривали возможность применения гидросамолетов, для чего позади «острова» установили мощный кран.
Мореходность корабля была удовлетворительной, но остойчивость оставляла желать лучшего: с максимальным запасом топлива «Гермес» давал крен на левый борт до 4 градусов. Зенитное вооружение корабля для начала Второй мировой войны являлось очень слабым; лишь в 1941 г. на палубе впереди надстройки установили счетверенный 40-мм автомат.
Авианосец на войне
С началом войны «Гермес» осуществлял поиск подводных лодок на юго-западных подходах к Великобритании, затем вошел в состав англо-французской поисковой группы в Центральной Атлантике. 7 июля 1940 г. в ходе операции «Катапульта», связанной с капитуляцией Франции, торпедоносцы «Гермеса» повредили в Дакаре французский линкор «Ришелье».
В начале 1941 г. корабль перевели в Индийский океан. В 1942 г. соединение японских авианосцев появилось у Цейлона, из-за чего «Гермес» начал отход, но утром 9 апреля в районе пролива Тринкомали его перехватила палубная авиация противника. В 10.35 около 50 японских пикирующих бомбардировщиков начали свои атаки. «Гермес» открыл огонь из всех зенитных орудий и запросил командование срочно прислать истребители прикрытия - ведь собственных палубных истребителей корабль не имел.
В 10.50, пораженный тридцатью семью 250-кг бомбами (наиболее серьезными были попадания в район носового подъемника и в корму), он лишился хода и начал крениться на левый борт. Еще через пять минут авианосец перевернулся вверх килем и затонул. Погибли 19 офицеров и 283 матроса.
Авианосцы типа «Glorious»
«Courageous» (англ.: смелый) — в строю с 01.1917 г.; в качестве авианосца с 5.05.1928 г.; погиб 17.09.1939 г.
«Glorious»(англ.: славный) — в строю с 01.1917 г.; в качестве авианосца с 10.03.1930 г.; погиб 8.06.1940 г.
Водоизмещение стандартное 22.500 т, полное 27.400 т. Размеры 240х27,6х8,5 метров. Мощность четырехвальной энергоустановки 90.000 л.с. Скорость 30,5 узлов. Дальность 6.000 миль 20-узловым ходом. Бронирование: пояс 76—51 мм, противоторпедная переборка 76—51 мм, палуба 25-20 мм. Вооружение (на 1940 г.): 12х102-мм зениток, 2х40-мм восьмиствольных автомата, 22х20-мм автомата, 4х12,7-мм пулемета. Экипаж 1.216 человек.
Состав авиагруппы:
«Корейджес» (сентябрь 1939 г.): 24 торпедоносца «Суордфиш» (по другим сведениям – 24).
«Глориес» (апрель 1940 г.): 18 истребителей «Си Гладиатор», 11 истребителей-бомбардировщиков «Скьюа» (всего 29 самолетов).
Бывшие линейные крейсеры при вступлении в строй в 1916 г. были вооружены 4х381-мм орудиями в двух башнях, 102-мм пушками и 76-мм зенитками. Корабли имели высокую скорость хода, но при огромных размерах несли очень легкую броню. Они оказались настолько неудачными в роли артиллерийских кораблей, что в феврале 1919 г. их вывели в резерв и перевели в учебные суда. А в 1920-м решили переоборудовать оба корабля в авианосцы по образцу «Фьюриеса». Но разработка проекта затянулась: перестройка «Глориеса» началась лишь в феврале 1924 года, а «Корейджеса» — в июне; так же долго тянулась и их перестройка.
Вступившие в строй как авианосцы «Корейджес» (1928 г.) и «Глориес» (1930 г.) по своей конструкции были аналогичны «Фьюриесу». но внешне существенно отличались от предшественника палубным «островом» с внушительной дымовой трубой. Другим конструктивным отличием была увеличенная до длины нижнего ангара длина верхнего, что позволило принимать на несколько самолетов больше, чем у прототипа. Но число самолетоподъемников и их размеры остались такими же.
В 1930 г. «Корейджес» получил 4 новых аэрофинишера, обеспечивавших посадку самолетов весом до 5 тонн с посадочной скоростью 110 км/ч. Вскоре такие аэрофинишеры стали применять на всех британских авианосцах, а за ними – и на авианосцах в других странах. В 1935 г. на обоих кораблях установили по две катапульты, разгонявшие самолеты весом в 3.650 кг до скорости 100 км/ч; правда, предназначались они лишь для запуска гидросамолетов. Вооружение, как и на других ранних авианосцах неоднократно менялось; окончательный вариант (для «Глориеса») указан выше в ТТХ. Радаров эти корабли не имели, но «Корейджес» первым в британском флоте получил радиомаяк для наведения самолетов.
Служба авианосцев
«Корейджес»
поначалу нес службу в Средиземном море, а в августе 1930 г. вошел в состав Флота метрополии. В августе 1935 г. в связи с итало-абиссинской войной «Корейджес» вернулся в Средиземноморье, но уже в ноябре встал на ремонт, по окончании которого в середине 1936 г. корабль вывели в резерв. До августа 1938 г. он использовали в качестве учебного авианосца.
После начала войны с Германией «Корейджес» вышел в Северную Атлантику. Через полмесяца после начала боевых действий - 17 сентября 1939 г. - самолеты авианосца вели поиск немецких подводных лодок юго-западнее Ирландии. При этом в районе острова Ян Майей не замеченная с воздуха подлодка U-29 сумела занять выгодную позицию и атаковать авианосец в момент выполнения маневра для принятия самолета.
«Корейджес» был поражен двумя торпедами в среднюю часть левого борта в районе машинного и котельного отделений. Корабль затонул в течение 15 минут после атаки; потери экипажа составили 514 человек (более 700 были спасены эсминцами сопровождения). «Корейджес» стал первым крупным боевым кораблем, погибшим во Второй мировой войне.
«Глориес»
после вступления в строй служил в составе Средиземноморского флота; 1 апреля 1931 г. он столкнулся с французским лайнером «Флорида» и до сентября устранял повреждения на Мальте. С мая 1934 по июль 1935 гг. прошел ремонт и модернизацию в Англии.
После начала войны «Глориес» в октябре 1939 г. был переброшен через Суэцкий канал в Индийский океан на поиски немецкого рейдера «Адмирал граф Шпее»; после неудачи вернулся в декабре в Средиземное море. В апреле 1940 г. отозван в состав Флота метрополии для обеспечения воздушного прикрытия британских войск, высадившихся в Норвегии. 24 апреля его самолеты атаковали немецкие цели в Тронхейме. Высадив бортовые эскадрильи на норвежские аэродромы, «Глориес» несколько раз возвращался в Скапа-Флоу за новыми партиями самолетов, выполняя «челночные рейсы» по доставке в Норвегию авиации 1, 18 и 26 мая.
С началом эвакуации из Норвегии проигравших немцам битву британских войск «Глориес» 7 июня принял на борт более двух десятков армейских истребителей «Гладиатор» и «Харрикейн» (первая в истории удачная посадка скоростных «Харрикейнов», правда утяжеленных для торможения 7-кг мешками с песком, на палубу авианосца). Но уйти в Англию он не успел. В 15 часов 45 минут 8 июня его обнаружили германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Противопоставить этим кораблям «Глориес» ничего не мог: его штатные торпедоносцы «Суордфиш» со сложенными крыльями покоились во внутренних ангарах, а палуба была забита сухопутными истребителями, не способными быстро взлететь. Правда, сопровождавшие авианосец эсминцы «Ардент» и «Акаста» поставили дымовую завесу, и попытались атаковать линкоры торпедами, однако те успешно уклонились от торпедных залпов, и артогнем потопили «Ардент».
Поставленная эсминцами дымовая завеса не спасла «Глориес»: в 16.32 «Шарнхорст» остановил авианосец снарядами, выпущенными по показаниям радаров (попадания вызвали пожар на палубе, а повреждение котлов привело к падению давления пара). Это позволило «Шарнхорсту» сблизиться с беззащитным подбитым кораблем, и расстрелять его с дистанции, для морского боя считающейся «почти в упор». После нескольких залпов с близкого расстояния, произведенных с 17.20 до 17.40, «Глориес» в 18.10 затонул; а через 10 минут был отправлен на дно и пытавшийся поразить «Шарнхорста» торпедами эсминец «Акаста», до конца защищавший свой авианосец.
Тонущий авианосец успели покинуть (по оценкам выживших) около 900 человек. Однако получивший все же торпеду с «Акасты» «Шарнхорст» отошел для ремонта, не спасая выживших, а англичане узнали о гибели авианосца только через сутки из сообщения немецкого радио. Поэтому спасением британских моряков занялись спустя много часов лишь случайно оказавшиеся на месте катастрофы два норвежских судна. Им удалось вытащить из воды всего 40 человек (38 с «Глориеса» и 2 с эсминцев сопровождения). Общее число погибших составило: 1.207 человек с «Глориеса» и 312 - с эсминцев…
Начало: 2МВ: авианосцы Великобритании (01). Первые «плавучие гаражи»
Список других статей канала, посвященных морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории