Историю добычи торфа в Магаданской области в 30-е годы и во время Великой Отечественной войны за 10 минут читайте на ЛюдиКолымы.рф. Рассказываем в материале вместе с КолымаСтори.
Не пропусти свежие новости. Нажми, чтобы подписаться
Первые десятилетия становления, строительства и работы Дальстроя главным «стратегическим» материалом на территории Колымы была лиственница. Из неё строились жилые дома и производственные сооружения, она служила основным материалом для крепления в штольнях рудников и строительства промприборов, её использовали для строительства ряжей пирсов и клетей на Колымской трассе. Лиственница обеспечивала выработку электроэнергии и сжатого воздуха локомобилями, дарило живительное тепло, сгорая в топках котельных, в печах и буржуйках.
И платила за это высокую цену — расстояние от трассы, рудников и посёлков до ближайших лесных массивов стремительно увеличивалось.
Так, если в 1939 году в Северном горнопромышленном управлении заготовка и вывозка древесины до места потребления производилась на расстоянии в среднем 30–35 км, то в 1940 году это расстояние должно было уже возрасти до 60 км.
Вырубались большие массивы тайги, обезлесивались целые районы, там, где раньше шумели вековые лиственницы, порой не оставалось и пней, которые тоже в суровые колымские зимы дарили тепло людям.
Альтернативой дровам в качестве топлива могли послужить уголь, торф и мох.
Разработка и освоение угольных месторождений началась в конце 30-х — начале 40-х годов (Хасынские, Эльгенские и Аркагалинские месторождения) и с их помощью в большей мере была решена проблема с топливом для близлежащих рудников и посёлков.
Угольная промышленность Колымы находилась уже на такой стадии развития, что могла бы обеспечить в основном всю потребность горных управлений. Но ограниченные возможности автотранспорта не позволяли удовлетворить и сотой доли потребности.
Угольные районы были расположены вдали от горных управлений. Вряд ли было целесообразным расходовать бензин на перевозку угля и платить при этом около 1,53 копеек за тонно-километр.
А что оставалось тем приискам и поселениям, от которых лесные массивы и угольные месторождения находились на значительном расстоянии? Учитывая возможности автотранспорта тех лет, доставка угля и леса в этом случае делала их «золотыми».
На заготовку и вывозку сотен тысяч кубометров дров приходилось затрачивать огромные людские и материальные ресурсы, и без того лимитирующие производственную и хозяйственную деятельность.
Усиливающийся топливный кризис заставил обратить внимание руководителей Дальстроя и горнопромышленных управлений на торф, которого на Колыме хватало.
Нельзя сказать, что Колыма была в числе первопроходцев в деле становления торфодобычи в СССР, торф в России начали добывать ещё в XVIII веке. Но добыча торфа в условиях вечной мерзлоты и короткого лета со своими климатическими особенностями — этим никто похвастаться не мог. Технологии и механизация, которые с успехом работали в центральных районах страны, на Колыме могли оказаться бесполезными. Надо было всё начинать с нуля.
Вынужденными первопроходцами в деле добычи торфа и его применения стали Управление автотранспорта (УАТ) и Северное горнопромышленное управление (СГПУ). Лесных массивов рядом с посёлками и базами автотранспортников практически не осталось, месторождения угля были далеко, всё то же самое можно сказать и о районе расположения и работы объектов СГПУ.
Первые попытки
Известно, что одним из первых промышленную добычу торфа летом 1938 года, правда, кустарным способом, начало производить Управление автотранспорта в районе кирпичного завода УАТ (правый берег реки Колымы). Было добыто и уложено в штабели около 5 000 кубометров торфа. Позднее в этих местах, будет организовано предприятие «Торф № 1 Спорное».
В зиму 1938–1939 года добыча торфа рядом с Тасканской электростанцией (ТЭС-1) велась силами коллектива электростанции. Впоследствии здесь был организован и длительное время вёл добычу торфа «Тасканторф».
Северное управление
Проведённые на стане Хатыннах и прииске имени Водопьянова опыты по сжиганию торфа в различных видах топок с целью использования его в промышленных масштабах дали вполне положительные результаты.
Было доказано, что торф как топливо вполне приемлем для различных видов топок и может заменить древесину. При этом достигалась весьма значительная экономия людских и материальных средств.
Учитывая это, руководство Северного управления предложило всем начальникам приисков и предприятий немедленно приступить к сбору торфа, с заданием заготовить в 1939 году 400 000 кубометров. Ожидалось, что замена дров этим видом топлива даст экономию в 12,5 миллиона рублей и уменьшит объём перевозок на 6 с лишним миллионов тонно-километров.
Ларюковская химическая лаборатория
В угольном кабинете Ларюковской химической лаборатории проводились опыты с образцами торфа и мха с месторождений, расположенных в разных районах.
По результатам исследований были сделаны выводы, что торф и мох можно сжигать и в коммунальных топках, и в локомобильных. Также было установлено, что торф и мох можно использовать для химической переработки. Не исключалась возможность использования торфа и кокса из него в транспортных газогенераторах, и решение проблемы с литейным коксом.
Управление автотранспорта
Несмотря на довольно успешные работы по добыче торфа в 1938 году, Управление автотранспорта не рассматривало торф как панацею, способную разрешить топливный кризис. И осенью 1939 года вело переговоры о скорейшем форсировании работ по добыче углей в районах действия автобаз, так как крайне нуждалось в твёрдом топливе.
К тому времени в результате проведённых разведок было установлено, что в 14 километрах от посёлка Спорного и рядом с котельной Спорнинской электростанции имеются залежи торфа. Правда, запас этот у котельной был не очень велик, его хватило бы только на 4–5 лет для работы, но зато у 457 километра по обоим берегам реки Оротукан имелись громадные залежи торфа, которые могли обеспечить котельную, электростанцию, посёлок и автобазу на 40–50 лет.
Начало добычи торфа автобазой № 3 УАТ (Спорное) было намечено на 15 июля с тем расчётом, чтобы в период лета и зимы 1939–1940 года дать 30 тысяч тонн воздушного, сухого торфа. Для проведения этих работ были выделены соответствующие работники, а также оборудование и инструмент, но все эти мероприятия остались только на бумаге. Выделенные автобазой 7 рабочих добывали торф ручным способом.
Таскан
Летом 1939 года велась добыча торфа Тасканской электростанцией Северного горного управления (начальник электростанции Евдокимов). Для ускорения работ по добыче торфа политотделом СГПУ были направлены две комсомольские бригады, которые выполняли нормы на 200–250% и выдавали в смену 3,2–4 тонны торфа. Вместе с ними работали ещё около 30 рабочих. Но из-за отсутствия транспорта почти весь добытый торф остался не вывезенным и невысушенным. В результате почти все работы прошли впустую, заготовленный торф долгое время пролежал в болоте и остался невостребованным.
Тем временем, вместо того чтобы обеспечить доставку добытого торфа с участка на электростанцию, представители Тасканского энергокомбината вели переговоры с руководством Дальстроя о снабжении углём Эльгенского месторождения. Пикантность ситуации была в том, что расстояние от электростанции до места добычи угля составляло примерно 90 километров бездорожья. Между тем буквально под боком, в 2 километрах, находились залежи торфа с запасом топлива на 5–7 лет для электростанций.
Несмотря на то, что УАТ и СГПУ в течение года вели добычу торфа на своих территориях и имели определённые успехи в этом направлении, руководство управлений не рассматривало всерьёз торф как средство, которое могло решить проблемы с топливом. Отношение к своим торфоучасткам, мягко говоря, было прохладным. Большая ставка на решение топливного кризиса делалась на привычные виды топлива — древесину и уголь.
Идея промышленного освоения
Промышленной добыче торфа быть! Другого мнения придерживалось руководство Дальстроя. 22 января 1940 года был издан приказ № 79 по ГУСДС о развитии добычи торфа на Колыме.
Под личную ответственность начальника Дальстройугля Жилкина Управлению автотранспорта, Северному, Западному, Южному и Юго-Западному управлениям было предложено организовать в 1940 году широкую добычу торфа. Общее руководство и контроль за ходом добычи торфа Главное управление возлагало на Жилкина. Всего планировалось заготовить к зиме 1940–1941 годов не менее 105 тысяч тонн торфа, из которых 35 тысяч приходилось на Управление автотранспорта.
Тасканский торфоучасток передавался из СГПУ в ведение Дальстройугля с 1 февраля 1940 года со всем имуществом и людьми. Этому участку предстояло стать опытным — здесь намечалось испытывать новые методы добычи торфа и устанавливать наиболее эффективные в условиях Колымы. Для развёртывания работ Дальстройуглю было выделено 400 человек рабочей силы. Этим же приказом начальнику Отдела капитального строительства Главного управления Дальстроя Раевскому предписывалось выделить управлениям необходимые капиталовложения по добыче и разведке торфа.
Стоит отметить, что руководство Дальстроя не ограничилось приказом № 79 о развитии добычи торфа на Колыме. До начала торфосезона 1940 года был выпущен ряд приказов и распоряжений на эту тему. Так, 11 апреля 1940 года был издан приказ № 356 по ГУСДС, в котором говорилось об обеспечении плана торфодобычи в 1940 году и подготовке на последующие сезоны. В частности, в этом приказе были прописаны меры по разведке территории Колымы на торф для обеспечения объёмами торфодобычи на последующие годы. Для этого начальнику ГРУ Цареградскому предписывалось дать соответствующие указания РайГРУ, чтобы те в план своих работ включали попутную разведку торфяных месторождений с описанием объёмов залежей и качества торфа.
Была составлена временная инструкция по эксплуатации торфяных месторождений Дальстройуглём, которая была утверждена приказом № 356 руководства Дальстроя для использования горнопромышленными управлениями в 1940 году. В связи с отсутствием необходимых механизмов добычу торфа было принято в основном производить резным способом. Этим же приказом предписывалось немедленно приступить к подготовительным работам, обеспечивающим план добычи торфа в 1940 году. Срок окончания подготовительных работ был установлен не позднее 10 мая 1940 года. Продолжительность сезона торфодобычи была установлена с 16 мая по 5 августа, а сушку и уборку предписывалось закончить к 10 сентября 1940 года.
Весь необходимый инструмент для резки торфа, а также транспортные устройства, согласно приказу, планировалось изготовить на местах не позднее 10 мая. Также было дано указание всем горным управлениям при вскрышных работах, независимо от времени года, обнаруженную торфяную массу транспортировать на специально выделенные места для дальнейшей разработки её на топливо.
Магадан
В Магадане лавры первенства в поисках и добыче торфа были у Промкомбината № 1 и Местпрома. К весне 1940 года Местпромом были проведены предварительные работы по исследованию торфяного массива, расположенного в притеррасной полосе левого берега реки Магаданки. Данные анализа торфа установили промышленное значение этого участка с точки зрения запасов торфа и качественной характеристики.
Зимой 1939–1940 годов технические руководители Промкомбината искали глину — сырьё для проектируемого кирпичного завода. При поисках глины были найдены значительные запасы торфа. Для Промкомбината, нуждающегося в дешёвом топливе, это явилось ценной находкой. Залежи, найденные на площади 50 гектаров, исчислялись в 28–30 тысяч тонн высококачественного торфа. Обнаруженный торф предполагалось использовать для обжига кирпичей и для отопления помещений.
Приказом по Главному управлению Дальстроя план торфозаготовок для Западного управления определён в количестве 7 000 тонн воздушно-сухого торфа. В целях развёртывания торфодобычи в мае 1940 года на Западе были организованы два торфопредприятия в Чай-Урьинской долине: на прииске имени Чкалова и на прииске «Фролыч».
Основным методом добычи торфа в 1940 году был резной, что в свою очередь диктовало свои условия торфодобытчикам. Этот способ добычи торфа был ручным и подразумевал обеспечения рабочей силой в необходимом объёме.
Такой вид добычи торфа требовал максимального развёртывания фронта работ, обеспечивающий обнажение большой поверхности, подверженной воздействию солнечных лучей, ибо резка мёрзлого грунта заведомо была неэффективной. Резной метод добычи также обуславливал и начало сезона торфодобычи и его протяжённость, не более 2 месяцев на Колыме.
Всё вышесказанное наводило торфоразработчиков на мысли о переходе с резного на фрезерный вид добычи, который исключал необходимость ожидания оттаивания грунта в толщину кирпича. Применение этого способа позволило бы увеличить сезон добычи торфа и сдвинуть его начало, а также давало возможность для механизации самого процесса. Однако в свою очередь фрезерный тип добычи торфа также имел свои недостатки, с которыми дальстроевцам пришлось столкнуться при его внедрении.
Основным препятствием для выполнения плана по добыче торфа было отсутствие постоянного контингента рабочей силы. В решающие дни торфодобычи и сушки — в августе и первой половине сентября 一 рабочая сила была совершенно снята.
В конце 1941 года руководством Дальстроя были утверждены и переданы на места для исполнения контрольные цифры по добыче торфа в 1942 году. План торфодобычи предусматривал внедрение механизированного способа — фрезерного. Ввиду того что предприятие «Торф № 1» в Спорном являлось одним из крупнейших на Колыме, новый способ добычи торфа решено было опробовать здесь.
В сезон 1942 году впервые на Колыме должны были выйти на поля Спорнинского и Тасканского торфопредприятий фрезерные машины по добыче торфа. Однако ни УАТ, ни Тасканский энергокомбинат, не установили новую технику и не проверили готовность к пуску. Не были подготовлены и гусеничные тракторы к ним. Отсутствовало необходимое оборудование и инструменты для нового способа добычи, которое должны были изготовить торфопредприятия: ворошильные грабли, валкователи, лопаты и другое.
Шла Великая Отечественная война, и максимальное использование местного топлива становилась одной из стратегических задач Дальстроя для обеспечения основной деятельности.
Но в 1942 году торф в качестве топлива использовался чрезвычайно мало. Из всего добытого торфа по Колыме, к концу 1942 осталось несожженными 29,5 тысячи тонн. Перспективы по разработке топлива, намечавшиеся в 1942 году, до рабочего состояния были практически не доведены. Торф, как топливо для газогенераторов, так и остался на уровне экспериментов, хотя испытания дали положительные результаты.
Учитывая трудоёмкость ручного резного способа разработки торфомассивов, применяемого в Дальстрое, на Колыму были выписаны 7 фрезерных машин и 5 полировочных барабанов.
1943 год был лебединой песней в торфодобыче на Колыме. По итогам года можно говорить о том, что в 1943 году происходит сворачивание работ по промышленной добыче торфа. Были сокращены должности старших инженеров по торфу в горных управлениях и в ГУСДС. Руководство работой торфяных предприятий было свёрнуто. Были закрыты все торфяные участки добычи с незначительным масштабом добычи торфа, продолжили своё существование только крупные предприятия — Тасканторф и «Торф № 1» (Спорное). Но и у оставшихся на плаву ведущих торфопредприятий перспективы дальнейшей работы оптимизма не внушали.
По итогам 1943 года значительно снизил добычу торфа один из ведущих предприятий Дальстроя — Тасканторф. В 1944 году ожидалось дальнейшее сокращение добычи торфа на другом ведущем предприятии — «Торф № 1», в связи с переподчинением и уменьшением спроса на торф у потребителей.
Таким образом, можно говорить, что в период 1943–1944 годов происходит снижение объёмов добычи крупнейшими торфопредприятиями Дальстроя. Причём основными причинами стали:
— снижение спроса на торф у основных потребителей;
— высокая себестоимость продукции;
— сокращение объёмов добычи, в первую очередь связанной с нехваткой рабочей силы.
В 1953 году велось проектирование предприятия по добыче торфа с максимально возможной механизацией. К строительству намеревались приступить в течение того же года. Но эти намерения дальше совещаний и проектов так и не пошли.