К сожалению, в русском языке есть огромное количество слов, в которых правописание безударных гласных в корне проверить нельзя. Несмотря на все усилия: и однокоренные слова подбираются, и форма слова изменяется – а капризная гласная никак не хочет становиться ударной. И во всех словах слышится невнятно. Что же делать в этом случае? Вы, наверно, удивитесь, но – ничего! Точнее, кое-что сделать все равно придётся – заглянуть в орфографический словарь русского языка, найти там нужное слово и спокойно его переписать. Для этого и созданы словари, чтобы в любой момент люди могли узнать, как без ошибок пишутся самые разные слова.
Однако… Не всегда под рукой найдется словарь. И поэтому все-таки написание слов желательно знать наизусть. А поскольку сразу все слова мы выучить не можем, то лучше делать это постепенно, с помощью заданий из школьного учебника. Для начала неплохо понимать хотя бы то, какие именно слова являются словарными – чтобы не мучиться и не искать к ним несуществующие проверочные. А вместе с этим, рано или поздно, запомнятся и все капризные буквы в корне.
***
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 157
Как выполнить задание
Заголовок стихотворения использован в переносном значении. Жёлтых мышек не бывает. Так автор назвал «бегущие» осенние листочки. Это интересное название очень хорошо их описывает, так и видится множество жёлтеньких, маленьких, шустрых, неуловимых «существ», убегающих от ветра
°
Буквы, написание которых мы можем проверить:
окно́м – о́кна
ветеро́к – ве́тер (первая е)
весели́тся – ве́село, весёлый
притаи́тся – та́йна
листо́чки – ли́ст
бегу́т – бе́г
жёлтые – гласная в корне под ударением.
°
Буквы, написание которых проверить нельзя:
ветеро́к (вторая е)
доро́жка
В однокоренных словах эти буквы также остаются безударными, их написание под сомнением. Как правильно писать эти слова мы можем узнать с помощью словаря.
Задание 158
Как выполнить задание
Все представленные слова являются словарными – в них нельзя проверить правописание безударного гласного звука в корне.
Слова распределены в группы в зависимости от того, какая буква пропущена.
Буква Е:
Тетрадь, берёза, деревня, ветер.
Буква О:
Яблоко, молоко, одежда, посуда.
Буква А:
Капуста, работа, карандаш, сахар.
Буква Я:
Язык, заяц, январь, лягушка.
°
Слова в группах в алфавитном порядке:
Задание 159
Как выполнить задание
°
Название ягоды земляника происходит от слова земля. Потому что ягоды растут очень низко и почти лежат на земле.
Черника – эти ягоды черного цвета. Сок ягод оставляет черные следы на одежде, посуде, а при поедании - в черный цвет окрашиваются пальцы и язык.
Голубика – ягоды покрыты матовым налетом голубоватого оттенка.
Костяника – в отличие от других ягод имеет внутри очень большую косточку.
°
Находим в тексте словарные слова и отмечаем буквы, написание которых надо запомнить:
Задание 160
Как выполнить задание
Словарные слова, обозначающие названия растений. Подчеркиваем буквы, написание которых надо запомнить:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Как второкласснику выполнить задания по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 1
Готовые задания для второго класса по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 2
Делаем домашнюю работу без ошибок по теме правописание БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 3
Как во втором классе выполнить задания по теме правописание БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 4