Найти в Дзене

Как второкласснику выполнить задания по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Эта тема одна из самых сложных. И, даже зная все правила, успешно подбирая проверочные слова, дети все равно часто ошибаются при написании безударных гласных. Почему? Потому что в нужный момент они просто забывают сделать проверку или проверяют «не тем» словом. В итоге безударные гласные пишутся «как слышатся».

По теме безударных гласных, на мой взгляд, некоторые задания в учебнике составлены не совсем корректно и, к сожалению, часто только запутывают учеников. Или, говоря простыми словами – дети просто не понимают, что нужно сделать. Однако выполнять упражнения все равно надо. Поэтому поможем второклассникам справиться с этой непростой задачей.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 138

-2

Как выполнить задание

°

Что такое скучная пора: период времени, когда не происходит ничего яркого и интересного, жизнь наполнена тоской, кажется серой и унылой. В стихотворении автор называет скучной порой позднюю осень – облетела с деревьев красочная листва, улетели звонкоголосые птицы. Начались дождливые, пасмурные дни и природа постепенно замирает.

°

Буквы, обозначающие безударные гласные звуки:

-3

Примечание: поскольку в задании нет уточнения, что следует указать гласные только в корне, подчеркиваем все безударные гласные.

Задание 139

-4

Как выполнить задание

Тигр – тигры, берёза – березы.

В этих парах нам представлены слова в единственном и множественном числе – это разные формы слов тигр и берёза. При этом лексическое значение слов в парах не изменяется.

Тигр – тигрята, берёза – берёзовый.

В этих парах слова имеют разное лексическое значение.

°

Пары слов, в которых представлены однокоренные слова:

Тигр – тигрята и берёза – берёзовый.

В каждой паре слова имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение.

°

В первой группе значение каждой пары слов одинаково. Различие - слова в единственном и множественном числе.

Задание 140

-5

Как выполнить задание

°

Что обозначают выделенные слова:

Валы (вал) – земляная насыпь, созданная человеком. Образует высокий холм, который окружает населенный пункт и защищает его от нападений.

Волы (вол) – крупный рогатый скот, домашнее животное, используемое в сельском хозяйстве, бык.

Пары (пар) – испарение, вещество в газообразном состоянии.

Поры́ (пора́, до поры́) – время, определенный срок (например, пора сбора урожая).

Валы и волы: произносятся одинаково - [валы́];

Пары и поры: произносятся одинаково - [пары́].

°

Безударный гласный звук во всех выделенных словах произносится одинаково, но на письме обозначается разными буквами:

Валы – звук [а], буква а;

Волы - звук [а], буква о;

Пары - звук [а], буква а;

Поры - звук [а], буква о.

°

До поры до времени не сеют семени.

Смысл пословицы – любому делу есть своё время. Чтобы не навредить, не стоит слишком торопиться в важных делах.

Задание 141

-6
-7

Как выполнить задание

Формы слов:

Дождь – дожди, глаз – глаза, снег – снега.

Однокоренные слова:

Дождь – дождик – дождливый; глаз – глазки – глазной; снег – снеговик – снегурочка.

°

Обозначаем ударение в словах:

-8
-9

°

Вставляем пропущенные буквы в ударные слоги:

-10

Ударную гласную обозначить легко – она слышится ясно и чётко, поэтому не возникает сомнений, какую букву вставить.

°

Вставляем пропущенные буквы в безударные слоги:

-11
Здесь действует древнее простое правило – безударная гласная в корне проверяется ударением.

А именно: к слову с безударной гласной в корне подбираем проверочное однокоренное слово, в котором эта гласная стоит под ударением:

глазной – гла́з.

Дальше в учебнике начинаются упражнения на подбор проверочных слов, их разберем в следующих статьях.

***

Поэтому подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Готовые упражнения по русскому языку по теме ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ