Продолжаем подробный разбор заданий из учебника: помогаем детям найти однокоренные проверочные слова для безударных гласных и правильно вставить все пропущенные буквы.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 147
Как выполнить задание
Подбираем проверочные слова, в которых безударная гласная становится ударной.
1
В этих примерах меняем форму слова: из единственного числа во множественное.
2
В этом варианте наоборот – изменяем слова во множественном числе на единственное число.
Задание 148
Как выполнить задание
Чтобы правильно вставить пропущенные буквы, подбираем проверочные слова, в которых ударение падает на гласную в корне:
(На) горе́, (под) горо́й – го́ры, земле́ – зе́мли, глаза́ – гла́з, рога́х – ро́г, спине́ – спи́ны, поясо́к – по́яс, траве́ – тра́вы.
°
Вставляем пропущенные буквы в слова:
На горе шумит, под горой молчит. (Лес)
Орехи в земле, листья на земле. (Картофель)
Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка)
Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица)
°
Определяем главные члены предложения – подлежащее и сказуемое:
Задание 149
Как выполнить задание
В каждой строчке указанные слова имеют одинаковую часть, значение которой является общим для всей группы слов. Эта часть является корнем слов, а значит, что слова в каждой строчке – однокоренные.
°
- Бо́ль, болит, больница – корень (общая часть во всех словах) бол-. В первом слове гласная О в корне стоит под ударением, это слово является проверочным для других однокоренных слов. Значит, пропущенная буква в остальных словах о.
- Сви́ст, свисток, свистеть – корень свист-. Пропущенная буква и.
- Ста́рый, старик, старуха – корень стар-. Пропущенная буква а.
- Но́чь, ночной, ночевать – корень ноч-. Пропущенная буква о.
- Зе́лень, зелёный, зеленеть – корень зелен-. Пропущенная буква е.
- Зво́н, звонить, звонок – корень звон-. Пропущенная буква о.
°
Вывод: в однокоренных словах корень пишется одинаково.
°
Выделяем корень в словах:
Задание 150
Как выполнить задание
°
Чтобы правильно выбрать букву, к каждому слову следует подобрать проверочное однокоренное слово, где ударение падает на ту букву, в написании которой мы сомневаемся:
ст(е, и)ной – сте́ны – стеной
л(и, е)су – ле́с – лесу
л(и, е)сной – ле́с – лесной
с(е, и)дит – си́дя – сидит
с(о, а)ва – со́вы – сова
тр(о, а)ва – тра́вы – трава
сл(о, а)ва – сло́во – слова
°
Вставляем в текст нужные буквы:
Задание 151
Как выполнить задание
Для проверки подбираем однокоренные слова с ударной гласной. Эти слова обозначают предмет. Проверяемое слово отвечает на вопрос какой?, проверочное – на вопрос что? (кто?)
°
Проверочные слова, подобранные по образцу, с выделением корня:
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте по теме:
Как второкласснику выполнить задания по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 1
Готовые задания для второго класса по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 2