Количество безударных гласных в корне, написание которых нужно проверять, просто неисчерпаемо. Разбираем еще несколько упражнений – ищем проверочные слова. Надеюсь, эти бесчисленные «проверки» помогут детям хорошо запомнить хотя бы самые простые «корни», и проблема «какую букву вставить» исчезнет сама собой.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 152
Как выполнить задание
В образце проверочные слова подобраны двумя способами:
Изменением формы слова – первая и вторая пары слов.
Подбором однокоренного слова – третья пара.
В первой паре слова (и проверочное, и проверяемое) отвечают на вопрос что?
Во второй паре проверяемое слово отвечает на вопрос что делала?, а проверочное – на вопрос что делал?
Третья пара: проверяемое слово отвечает на вопрос как?, проверочное – какой?
°
Подбираем проверочные слова по образцу, вставляем пропущенные буквы и отмечаем гласные в корне:
°
Здесь мы видим интересную закономерность: если в проверочных словах ударной гласной является буква ё, то в однокоренных словах безударная гласная, которую мы проверяем – это всегда е.
Задание 153
Как выполнить задание
Слова, в которых пропущена буква Е:
Цветни́к (цве́т), певе́ц (пе́ть), речно́й (ре́ки), лени́вый (ле́нь), встреча́ть (встре́ча), бежа́ть (бе́г), лепи́ть (ле́пка).
Слова, в которых пропущена буква И:
Лине́йка (ли́ния), грибни́к (гри́б), крикли́вый (кри́к), свисте́ть (сви́ст), число́ (чи́сла), писа́ть и письмо́ (пи́шет).
Какую букву вставлять – Е или И – мы определили с помощью проверочных слов (в скобках).
Задание 154
Как выполнить задание
Слова, в которых пропущена буква А:
Малы́ш (ма́ленький), глазо́к (гла́з), в шкафу́ (шка́ф), шага́ть (ша́г), красне́ть (кра́сный), трави́нка (тра́вы), врачи́ (вра́ч).
Слова, в которых пропущена буква О:
Кольцо́ (ко́льца), столо́вая (сто́л), солёный (со́ль), морско́й (мо́ре), большо́й (бо́льше), корми́ть (ко́рм), окно́ (о́кна).
Какую букву вставлять – А или О – мы определили с помощью проверочных слов (в скобках).
Задание 155
Как выполнить задание
°
Подчёркиваем буквы, написание которых нужно проверять:
°
Слова с безударным гласным звуком в корне и проверочные слова к ним:
Скворцы́ – скво́рушка, змея́ – зме́и, птенцо́в – пте́нчик, колю́чие – ко́лется, живу́т – жи́ть.
Задание 156
Как выполнить задание
Примеры заголовков текста: Осеннее утро, Утро в лесу, Осень, Лесная прогулка, В сентябре, Сентябрь в лесу, Ранняя осень.
°
Проверяем написание пропущенных букв в словах. Для этого подбираем проверочные слова, в которых безударные гласные становятся ударными:
Мы вставили в слова именно эти буквы, потому что проверили их ударением.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте по теме:
Как второкласснику выполнить задания по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 1
Готовые задания для второго класса по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 2
Делаем домашнюю работу без ошибок по теме правописание БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ, часть 3