Главное в этой теме – научиться правильно подбирать проверочные слова. В школьной программе этому навыку посвящено несколько уроков. На примере упражнений из учебника учимся легко и быстро вставлять пропущенные буквы.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Для запоминания:
Задание 142
Как выполнить задание
Нам нужно проверить написание безударных гласных в корне. При произношении эти звуки слышатся нечетко.
Слова, в которых написание выделенных букв надо проверить: гора, листок, врачи, сестра, холмы, свисток. Для этого изменяем форму слова или подбираем однокоренные слова (из данного упражнения), в которых эти гласные являются ударными.
°
Проверочное слово - с ударением в корне, проверяемое – без ударения. Выделяем гласные:
Задание 143
Как выполнить задание
Сообщение:
Безударный гласный звук в корне произносится не внятно: слово гора́ слышится как [гара́]. Поэтому часто возникают сомнения – какой буквой обозначить звук на письме? Чтобы определить правильное написание буквы, следует подобрать проверочное слово. В проверочном слове ударение должно падать на звук, в котором мы сомневаемся.
Подобрать проверочное слово можно двумя способами:
В ударном слоге звук всегда слышится чётко, в нашем примере обозначается буквой О. Во всех однокоренных словах он одинаковый. Поэтому в безударном слоге также пишем букву О.
°
Продолжаем утверждение:
В корне проверяемого и проверочного слов безударный гласный звук обозначается одинаковой буквой.
Проще говоря - во всех однокоренных словах корень слова пишется одинаково.
Такой же смысл заключен в правиле, которое есть в учебнике. Различается только формулировка:
Задание 144
Как выполнить задание
Написание каких букв надо проверить:
- словарь, моряк, листок, лесник, котёнок;
- земля, врачи, следы, стрижи.
Как это сделать: изменить форму слов или подобрать однокоренные слова, в которых на эту букву падает ударение.
°
Изменяем форму слова:
Подбираем однокоренные слова (с нашими словами они имеют разное лексическое значение):
Задание 145
Как выполнить задание
°
Слова, в которых нужно проверить написание безударных гласных в корне:
Св..ча, к..за, гр..чи, м..чи, л..са.
Чтобы определить правильное написание букв, подбираем проверочные слова, в которых на эти звуки падает ударение.
°
Подбираем слова с ударением в корне и вставляем пропущенные буквы:
Задание 146
Как выполнить задание
°
В написании каких букв можно допустить ошибку: цветок, медок, гнездо, дела, своя, земля, горсти́, мила.
Во всех словах гласные в корне являются безударными. При произношении эти звуки слышатся не отчетливо, поэтому при написании можно допустить ошибку и вставить неправильную букву.
°
Чтобы проверить написание сомнительных звуков (букв), подбираем проверочные слова, в которых эти звуки являются ударными и хорошо слышны:
°
Значение пословиц.
Где цветок, там и медок.
Пословица означает: для того, чтобы получить мёд, следует сперва вырастить цветок. В переносном смысле – нужно поработать, приложить усилия, чтобы получить хороший результат или награду.
Осиное гнездо не трогай!
Пословица предупреждает – не лезь туда, где опасно, не связывайся со злыми людьми, не трогай тех, кто может доставить неприятности.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Смысл пословицы в том, что истинная красота человека проявляется в его добрых делах, а не во внешности. Например, очень красивый и нарядно одетый человек может совершать плохие поступки (вор, хулиган, преступник) – разве можно его считать привлекательным и хорошим?
Своя земля и в горсти мила.
Своя земля – это родная земля, кусочек родины. А даже незначительное напоминание о родном доме нам дорого, потому что любой человек всегда с теплом и нежностью вспоминает место, где он родился.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте:
Как второкласснику выполнить задания по теме БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ, часть 1