Найти в Дзене

27 задание ЕГЭ-2025 по русскому языку будет уникальным и неповторимым? Отвечает Роман Дощинский!

Оглавление

Р.А. Дощинский во время видеоконсультации по вопросам Единого государственного экзамена по русскому языку 14 октября 2024 года сказал, что формулировка задания 27 к сочинению ЕГЭ по русскому языку будет уникальной к каждому варианту!

Так, формулировка проблемы для каждого варианта станет индивидуальной и не будет повторяться из варианта в вариант.
https://vk.com/video-36510627_456240878
https://vk.com/video-36510627_456240878

Из этого следует, что обозначенная проблема не повторится ни в одном из текстов КИМ по русскому языку. Возможно ли такое?

Роман Анатольевич Дощинский - руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку.

Основные положения выступления Р.А. Дощинского по вопросу подготовки в 2025 году к сочинению ЕГЭ по русскому языку следующие:

1. Это сочинение-рассуждение на основе опорного текста.

Выпускник в при определении позиции автора и комментария к ней опирается только на текст, который содержится в контрольных измерительных материалах.

Далее Р.А. Дощинский отмечает:

2. Мы сохраняем ключевые понятия, как, например, проблема, которую поставил автор исходного текста, авторская позиция, комментарий и набор терминов, связанных с комментарием (пример-иллюстрация, пояснение, указание смысловой связи), обоснование собственного мнения.

Да, в структуре сочинения сохранились те же самые понятия, что были в прошлые годы. Отличия заключаются в следующем:

  • Пример из текста называется теперь не примером-аргументом, а примером-иллюстрацией.
  • Выпускник не анализирует логическую связь, а поясняет ее.
  • Комментирует он не проблему, сформулированную самостоятельно, а позицию автора по уже заданной в задании 27 проблеме.
3. Проблему, которую поставил автор текста, экзаменуемому не надо формулировать самим. Она будет предложена в самом 27 задании. Таким образом, 27 задание будет уникальным, неповторимым для каждого варианта, потому что в каждом варианте свой макротекст. Так, формулировка проблемы для каждого варианта станет индивидуальной и не будет повторяться из варианта в вариант.

Здесь немного непонятно: раньше тоже был в каждом варианте КИМ свой текст. Проблему выпускники должны были найти каждый в своем тексте. В чем же разница?

Решила посмотреть, как же сейчас формулируется 27 задание в сборниках по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Вам напоминает формулировка темы итогового сочинения по литературе?
Вам напоминает формулировка темы итогового сочинения по литературе?

Формулировка 27 задания явно напоминает темы итогового сочинения по литературе. А как Вы считаете?

Далее Р.А. Дощинский говорит:

4. До этого у нас была стандартизированная формулировка 27 задания. И первая причина, почему разработчики пошли на такой шаг, заключается как раз в том, чтобы воссоединить двух субъектов: пишущего и эксперта. Мы не должны создавать ни для кого проблем: эксперт должен оценивать не всё, что придумал экзаменуемый, а исходить из того, как ученик показывает авторский коридор, который нам предлагает писатель, человек, кто создавал исходный текст и задумывал ту или иную концепцию для этого текста. Мы должны двигаться в едином ключе: эксперт и экзаменуемый.

Вопрос: "До этого года экзаменуемые писали так, что эксперты их не понимали?" Как же тогда они оценивали работы учеников? Непонятно.

В этой же видеоконсультации Р.А. Дощинский говорит о том, что проблемы, которые до этого года формулировали ученики самостоятельно, входят в довольно-таки ограниченный круг "вечных" проблем, и поэтому мало было оригинальных работ, где был бы виден полет мысли, умение выражать себя.

Я так думаю, что здесь кроется желание разработчиков КИМов сократить возможность для несамостоятельного написания сочинения. В ответах на вопросы в прямом эфире тот же Р.А. Дощинский подтверждает это, объясняя, что несамостоятельность - это не только прямое списывание из интернета, но и вставка в работы заученных наизусть отрывков сочинений и т.п.

Роман Анатольевич по поводу последнего замечает, что если эксперты при проверке сочинений заподозрят экзаменуемого в несамостоятельности, то работа будет оценена 0 баллов автоматически по всем десяти критериям. Тогда следует вопрос: как эксперты будут доказывать НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ при написании сочинения?

Р.А. Дощинский отвечает так: "Конечно, не все работы будут проверены программой на выявление плагиата, а только те, которые покажутся экспертам несамостоятельными".

5. Исходя из первого изменения в задании, была скорректирована формулировка КОММЕНТАРИЯ. Отныне экзаменуемый КОММЕНТИРУЕТ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ.
Теперь мы открыли самую главную составляющую комментария: дать нам представление, каковы авторские намерения:
- о чем думал автор, когда создавал текст,
- почему он так строит сюжет,
- почему он так сталкивает героев,
- почему он подбирает то или иное слово к характеристике персонажа, героя.
Все это теперь - задача комментария: вскрыть авторские намерения, открыть подтекст, то есть то, что, может быть, не лежит на поверхности.
6. При пояснении примера-иллюстрации экзаменуемый должен использовать слова: автор подчеркивает, автор отмечает и т.п.
Фигура автора теперь логически ложится на комментарий, потому что четко сформулирована задача для экзаменуемого: прокомментировать авторскую позицию, показать, как текст подсказал именно такую формулировку.
7. Далее относительно смысловой связи: термин "поясните" более соответствует задачам комментария.
Теперь нет иного пути, кроме того, чтобы пояснить нам логическую связь, которую выбрал экзаменуемый: пишешь "противопоставлены два примера" поясни, что именно противопоставлено в подобранных примерах. Пишешь "второй пример дополняет", поясни, чего такого не было в первом примере и что было добавлено во втором для создания целостного образа персонажа.
8. За обоснование собственного мнения отныне дается 2 балла. Сами задачи, которые мы поставили ранее, сохраняются:
- тезис приведи,
- обоснуй его,
- привлеки обязательно в обоснование пример-аргумент из своего жизненного, читательского или историко-культурного опыта.
9. Теперь у нас есть основание более дифференцированно подойти к работам экзаменуемых: 0-1-2 балла.
Тот экзаменуемый, который выполнил все задачи, поставленные перед ним при выражении собственного мнения, тот получит 2 балла. Тот, кто обошелся общими словами и все-таки не достиг уровня примера-аргумента, получит 1 балл.

Кроме этого, Роман Дощинский сказал, что формулировка задания 27 заканчивается так: сочинение должно быть написано в соответствии с нормами современного русского литературного языка. И все слова в понятии "НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" актуальны в вопросе содержания сочинения ЕГЭ.

Понравился материал — поставьте лайк! И подписывайтесь на мой канал!