Найти в Дзене

Урок зоологии. Типы развития насекомых

В начале этого урока рассказываю «анекдот из жизни». Со мной действительно произошла такая история. Делали ремонт, и в какой-то момент рабочие начали расчищать на потолке кухни шов между плитами. А там обнаружились какие-то овальные образования, напоминающие коконы шелкопрядов. Скорее всего, это были застывшие пузыри краски. Но рабочие безапелляционно заявили: «Это куколки тараканов!»

Слайд из презентации
Слайд из презентации

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

На что моя сестра-школьница ответила: «Да, вот что значит зоологию в школе прогуливать!»

Материал по теме «Типы развития насекомых» довольно простой. Всего-то и надо понять, что полное превращение идет в четыре этапа, а неполное — в три, без куколки. Кроме того, в курсе пятого класса, а кое-где и в курсе окружающего мира это уже изучалось. Поэтому можно насытить урок разнообразием насекомых и провести устную проверку знаний в его начале.

Монологи в качестве проверки знаний ушли в прошлое. Большинство детей не может пространно говорить (не случайно ввели экзамен, на котором шестнадцатилетние взрослые люди должны описать картинку в десяти предложениях — большинству это сложно), остальным скучно. В общем, потеря времени. Поэтому прошу составить краткие ответы на следующий вопрос с подвопросами:

Сформулируйте значение каждого из признаков приспособленности насекомых к условиям жизни:

  • наличие 1-2 пар крыльев и 3 пар ног (способность к полету и передвижению по различным поверхностям)
  • разделение тела на голову, грудь и брюшко (подвижность головы и брюшка)
  • разнообразие ротовых органов (питание разными видами пищи)
  • наличие сложных и простых глаз, а также усиков (хорошая ориентация в пространстве)
  • мелкие размеры тела (возможность жить в местах, недоступных другим животным, возможность прятаться)
  • трахейное дыхание (способность жить на суше и дышать атмосферным воздухом)
  • крупный надглоточный нервный узел (наличие сложных рефлексов и инстинктов)

Дальше можно обсудить «факт», который журналисты-шутники любили (а может, и сейчас любят) размещать в разных развлекательных газетках. Якобы где-то (Чернобыль, Фукусима, атолл Бикини, обратная сторона Луны) найдено насекомое размером с кошку (овчарку, лошадь) — спасайся, кто может, потому что челюсти у него размером с бензопилу.

Собственно, школьники должны составить ответ, почему таких насекомых быть не может, применив знания о трахейной системе дыхания. Даже несмотря на постоянные движения брюшка, вентиляция трахей весьма условна и на большую глубину воздух просто не пойдет.

Обязательно ставлю плюсик ученику, который вспомнит о существовании гигантских стрекоз каменноугольного периода. И пятерку тому, кто объяснит этот феномен. Уровень кислорода был выше: растений много, а дышать особо было некому.

Тот же вопрос (о трахейном дыхании), только в профиль:

Почему у насекомых кровь (гемолимфа) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа?

Для перехода к теме урока применяю вопрос:

Как происходит развитие животных, например, кишечнополостных или моллюсков? Ученики должны вспомнить, что через личинку. Даем определение личинки: это детская фаза развития животного, не имеющая сходства со взрослой особью. Неканонично, но понятно.

Дальше рассматриваем типы развития: с полным превращением и неполным превращением. И, чтобы два раза не вставать, сразу же даем примеры отрядов насекомых с тем или иным типом превращения. Предпочтительно, чтобы ученики сами нашли примеры. Допустим, на столах лежат карточки с рисунками — циклы развития 8-10 отрядов. Школьники рассматривают их, находят/не находят стадию куколки и относят отряд к той или иной группе.

Подробное знакомство с отрядами либо задается на дом в качестве дополнительного чтения, либо выносится на отдельный урок, если есть время. Можно, например, дать урок «Полезные насекомые» и качественно рассмотреть на нем Перепончатокрылых (пчелы, муравьи) и Чешуекрылых (тутовый шелкопряд).

Опорный конспект к этому уроку я публиковала в предыдущем материале:

Гораздо важнее рассмотреть вопрос о смысле развития с превращением. Действительно, зачем так сложно, когда можно гораздо проще? Есть же масса животных с прямым развитием, у которых детеныш просто растет, не меняя при этом кардинально своей анатомии. Люди, например)

Здесь нужно вспомнить «интригу» первого урока по теме «Членистоногие», которая заключалась в том, что этих животных на Земле больше, чем всех остальных вместе взятых. Значит, развитие с превращением как-то работает на выживаемость. А как?

Ученики могут привести следующие доказательства:

  • разные стадии насекомых могут жить в разных экологических нишах (бабочки) и даже в разных средах (стрекозы, комары);
  • употреблять разную пищу (те же бабочки)
  • на стадии куколки многие насекомые пережидают неблагоприятные условия.

А вы как даете урок по типам развития насекомых? Делитесь в комментариях.

***

Также на канале:

Биология
8125 интересуются