В начале этого урока рассказываю «анекдот из жизни». Со мной действительно произошла такая история. Делали ремонт, и в какой-то момент рабочие начали расчищать на потолке кухни шов между плитами. А там обнаружились какие-то овальные образования, напоминающие коконы шелкопрядов. Скорее всего, это были застывшие пузыри краски. Но рабочие безапелляционно заявили: «Это куколки тараканов!»
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
На что моя сестра-школьница ответила: «Да, вот что значит зоологию в школе прогуливать!»
Материал по теме «Типы развития насекомых» довольно простой. Всего-то и надо понять, что полное превращение идет в четыре этапа, а неполное — в три, без куколки. Кроме того, в курсе пятого класса, а кое-где и в курсе окружающего мира это уже изучалось. Поэтому можно насытить урок разнообразием насекомых и провести устную проверку знаний в его начале.
Монологи в качестве проверки знаний ушли в прошлое. Большинство детей не может пространно говорить (не случайно ввели экзамен, на котором шестнадцатилетние взрослые люди должны описать картинку в десяти предложениях — большинству это сложно), остальным скучно. В общем, потеря времени. Поэтому прошу составить краткие ответы на следующий вопрос с подвопросами:
Сформулируйте значение каждого из признаков приспособленности насекомых к условиям жизни:
- наличие 1-2 пар крыльев и 3 пар ног (способность к полету и передвижению по различным поверхностям)
- разделение тела на голову, грудь и брюшко (подвижность головы и брюшка)
- разнообразие ротовых органов (питание разными видами пищи)
- наличие сложных и простых глаз, а также усиков (хорошая ориентация в пространстве)
- мелкие размеры тела (возможность жить в местах, недоступных другим животным, возможность прятаться)
- трахейное дыхание (способность жить на суше и дышать атмосферным воздухом)
- крупный надглоточный нервный узел (наличие сложных рефлексов и инстинктов)
Дальше можно обсудить «факт», который журналисты-шутники любили (а может, и сейчас любят) размещать в разных развлекательных газетках. Якобы где-то (Чернобыль, Фукусима, атолл Бикини, обратная сторона Луны) найдено насекомое размером с кошку (овчарку, лошадь) — спасайся, кто может, потому что челюсти у него размером с бензопилу.
Собственно, школьники должны составить ответ, почему таких насекомых быть не может, применив знания о трахейной системе дыхания. Даже несмотря на постоянные движения брюшка, вентиляция трахей весьма условна и на большую глубину воздух просто не пойдет.
Обязательно ставлю плюсик ученику, который вспомнит о существовании гигантских стрекоз каменноугольного периода. И пятерку тому, кто объяснит этот феномен. Уровень кислорода был выше: растений много, а дышать особо было некому.
Тот же вопрос (о трахейном дыхании), только в профиль:
Почему у насекомых кровь (гемолимфа) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа?
Для перехода к теме урока применяю вопрос:
Как происходит развитие животных, например, кишечнополостных или моллюсков? Ученики должны вспомнить, что через личинку. Даем определение личинки: это детская фаза развития животного, не имеющая сходства со взрослой особью. Неканонично, но понятно.
Дальше рассматриваем типы развития: с полным превращением и неполным превращением. И, чтобы два раза не вставать, сразу же даем примеры отрядов насекомых с тем или иным типом превращения. Предпочтительно, чтобы ученики сами нашли примеры. Допустим, на столах лежат карточки с рисунками — циклы развития 8-10 отрядов. Школьники рассматривают их, находят/не находят стадию куколки и относят отряд к той или иной группе.
Подробное знакомство с отрядами либо задается на дом в качестве дополнительного чтения, либо выносится на отдельный урок, если есть время. Можно, например, дать урок «Полезные насекомые» и качественно рассмотреть на нем Перепончатокрылых (пчелы, муравьи) и Чешуекрылых (тутовый шелкопряд).
Опорный конспект к этому уроку я публиковала в предыдущем материале:
Гораздо важнее рассмотреть вопрос о смысле развития с превращением. Действительно, зачем так сложно, когда можно гораздо проще? Есть же масса животных с прямым развитием, у которых детеныш просто растет, не меняя при этом кардинально своей анатомии. Люди, например)
Здесь нужно вспомнить «интригу» первого урока по теме «Членистоногие», которая заключалась в том, что этих животных на Земле больше, чем всех остальных вместе взятых. Значит, развитие с превращением как-то работает на выживаемость. А как?
Ученики могут привести следующие доказательства:
- разные стадии насекомых могут жить в разных экологических нишах (бабочки) и даже в разных средах (стрекозы, комары);
- употреблять разную пищу (те же бабочки)
- на стадии куколки многие насекомые пережидают неблагоприятные условия.
А вы как даете урок по типам развития насекомых? Делитесь в комментариях.
***
Также на канале: