Кто из нас не видел русского былинного богатыря. Огромный воин в кольчуге, с длинными, светлыми волосами, перетянутыми простой или украшенной вышивкой повязкой. Именно этот облик известен любому, кто хоть немного знаком с "настоящей историей Руси" (ТМ). Да и почтенные мастеровые, пахари, или кузнецы выглядят для нашего современника примерно так же. Длинные волосы, перетянутые узкой тесьмой, ну просто для того, чтобы пот не заливал глаза, белая рубаха и мудрый задумчивый взгляд.
С викингами, кстати, ситуация ровно та же. Хирдман, дружинник или даже берсеркер просто обязан носить длинные волосы, перетянутые кожаным ремешком или повязкой. Впрочем, повязка эта у него, согласно общественному мнению, должна быть малостираной, а волосы - косматыми и немытыми. Ну просто потому, что все знают о том, что длинные волосы - это не просто волосы, но еще и показатель мужественности. А повязка на них, вышитая руками жены или невесты, так и вовсе считалась магический оберег.
Ну что тут сказать. Если бы вот такой вот архетипичный витязь, так знакомый нам по былинам, мифам и современному кинематографу, появился в дружине какого-нибудь вождя или короля, то у собратьев по военному ремеслу немедленно образовалось бы к нему некоторое количество вопросов. Более того, он подвергся бы жесточайшим насмешкам, ставящим под сомнение его мужественность со стороны самых быстрых на язык воинов. А при некотором невезении, вся эта история вообще могла бы закончиться поединком. Почему? Давайте разбираться.
И первой причиной этого послужила бы та самая повязка на волосы, которую так любит современный кинематограф и все наши любимые неоязычники поголовно. То, что видится нам элементом мужественного образа, на самом деле таковым не является. Это исключительно женский элемент одежды, называемый в Северной и Западной Европе "филлет" а в русских землях носящий название "очелье".
Основной функцией такой повязки было удержание женского головного платка, убруса или даже мафория, если дело происходило в Византии. Дело в том, что без такой вот фиксации все подобные головные уборы на голове совершенно не держаться. Особенно в том случае, если у их хозяйки длинные гладкие волосы, так характерные для жителей земель, окружающих Старую Ладогу, а так же в Северной и Западной Европе.
Второй основной задачей филлета было, конечно, украшение и без того прекрасной девы. Вообще, если говорить о раннем Средневековье, основная масса украшательства женского костюма приходилась на верхнюю его часть. Ну просто потому, что на все, что ниже пояса, смотреть было попросту неинтересно. Глухая рубаха, хангерок или платье в пол, не оставляли никакого полета фантазии и вынуждали сильный пол концентрировать свое внимание где-то в районе лица.
И вот на этом, в общем-то, ограниченном пространстве, нужно было выложиться на все сто. Сделав все, на что может упасть взор потенциального жениха или просто дорогого гостя, максимально красивым и богато выглядящим. Делалось это не только для того, чтобы предъявить каждому, кто готов был смотреть, достаток семьи. Немаловажным так-же считалось показать, что мастерство вот этой конкретной прекрасной девицы в деле вышивания, прядения и вообще домашнего хозяйства велико, да и понятие красоты ей не чуждо.
Как и платки, что делались обычно из более дорогого и тонкого материала хорошего крашения, чем прочая одежда, филлет женщины так же должен был выглядеть максимально хорошо. Обычно их делали из шелка или другой дорогой привозной ткани и украшали не только вышивкой (что, кстати, до сих пор так и не доказано), но и тесьмой из тонкой серебряной проволоки (а вот такие находки совершенно точно есть). В славянских же землях очелье, кроме своих основных задач, служило еще и для подвески височных колец - украшения, по мнению наших предков, для женщин совершенно необходимого, и чрезвычайно красивого.
Одним словом, если говорить об эпохе раннего Средневековья, то мы можем совершенно точно сказать, что очелье являлось в первую очередь легко узнаваемым женским предметом одежды. А еще по совместительству украшением. И даже иногда немного ювелирным изделием. И в любом своем виде к мужчине, а тем более к мужчине воинского сословия, отношения оно не имело в принципе никакого.
Нет, наверняка и в те далёкие времена, среди мужчин находились оригиналы, готовые выйти в "свет" в таком виде. Вот только выглядело бы это ну, примерно так же, как если бы нынешний офицер явился на работу в чулках, подвязках и туфлях на высоком каблуке. Не все бы поняли. А учитывая простоту нравов того времени, чем бы закончился подобный перфоманс для славного воина, я, например, предсказать не берусь.
Но погоди автор, — воскликнет самый образованный читатель, — не может же быть такого, что никто из мужчин того времени не носил на голове повязку. И я немедленно отвечу, конечно же, это так. Мужчины, если говорить о периоде V-XI века действительно одевали себе на голову что-то подобное. Вот только территориально это происходило довольно далеко от Руси и Европы.
В землях Султаната, на арабском Востоке, на южных границах Византии, то есть там, где мужчины носили платки и куфии, с головными повязками все было отлично. Ну просто потому что на суровых и мужественных мужских головах, эти самые платки без дополнительной фиксации держаться ничуть не лучше, чем на прелестных женских головках.
На территории же средневековой Европы все находки подобных головных уборов, найдены в женских захоронениях. И ни одного повода, хоть как-то связать их с мужчиной. А тем более с мужчиной воинского сословия.
Самым же близким к филлетам элементом мужской одежды были простые обручевидные тиары, которые, судя по изображениям, дошедшим до нас, недолгое время использовала знать "варварских королевств". Эти металлические украшенные обручи в дофеодальное время, скорее всего, использовались в качестве "короны на минималках" среди местной аристократии. Ну или просто потому, что это было красиво. В данном вопросе до сих пор нет единого мнения.
Второй похожий на очелье предмет гардероба, распространённый в Европе, - это бурелет. Амортизирующий тканевый обруч, что с XI века в качестве компенсирующей вкладки под шлем одевался на кольчужный койф. И служил, кстати, он не только для того, чтобы удар копья или большого топора ощущался немного приятнее, но и для фиксации этого самого койфа на рыцарской голове.
Вот только, как понятно, и тиары варварской аристократии, и намного поздние бурелеты к известному и привычному нам образу пришлого викинга или нашего родного богатыря, которого непонятно зачем украсили предметом женского гардероба, отношения, в общем, не имеют никакого.
Секундочку, — тут же возразит самый недоверчивый читатель, — но есть же еще и формальная логика. Каждому понятно, что подобная повязка отлично служит для удерживания длинных волос, и было бы глупо считать что мужчины того времени не использовали подобную, крайне удобную, простую и дешёвую конструкцию.
И, казалось бы, в подобном утверждении есть своя правда. Но нет. Внимательно исследуя средневековые источники, мы можем совершенно точно сказать, что со времен "варварских королевств" и до самой "эпохи рыцарей" в Европе длинные волосы для мужчины, а тем более мужчины воина, были редкостью. Несмотря на совершеннейшее засилье длинноволосых викингов, русичей и их противников в современных фильмах и играх, подавляющее большинство источников говорит нам строго об обратном.
По большому счету, за все шесть веков, что длилось раннее Средневековье, мы имеем невероятное количество изображений воинов с короткой стрижкой и три хоть как-то достоверных массива о том, что длинная прическа была не чужда и мужчинам. И первый из этих источников - это, конечно, скандинавские саги.
В них с некоторой частотой фигурируют разные герои, носящие прозвище "Длинноволосый" или "Прекрасноволосый". Вот только это как раз и является лучшим доказательством того, что длинные волосы, даже в северных землях являлись настолько нечастым явлением, что служили вполне себе узнаваемым отличительным признаком для легендарного героя, попавшего в сагу.
Вторым серьезным аргументом, говорящим о том, что воинское сословие раннего Средневековья действительно носило длинные волосы, является большой массив документов франков, говорящих об их правящем доме Меровингов. Название которого, в общем-то, и переводятся как "длинноволосые". И, казалось бы, вот оно, неопровержимое доказательство. Но. Нет. Начав изучать их, очень быстро понимаешь, что длинноволосость в данном случае - это чистой воды показатель благородства высшей аристократии. Именно знатность и близость родства к потомкам мифического основателя королевского дома Меровея и регулировало длину волос. Чем знатнее был франк и чем более близким родственником он был правящей семье, тем длиннее волосы разрешалось ему носить.
Кстати, длину их вполне себе регулировали на законодательном уровне. Как и статус подобной аристократии в обществе. Да что там говорить, длиной волос регламентировались даже штрафы за убийство или оскорбление человек. И чем длиннее они были, тем эти самые штрафы были серьезнее.
- XXIV. Об убийстве мальчиков
§ 1. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно, и будет уличен, присуждается к уплате 600 солидов.
Приб. 2-е. Если кто осмелится остричь свободного длинноволосого мальчика без согласия его родителей, и будет уличен, присуждается к уплате 45 солидов.
И вот тут, мне кажется, масштаб, важность регуляции длины волос у франков, становится предельно понятен. За нанесение оскорбления благородной семье в виде укорачивания волос ребенка, штраф был, на секундочку, всего в 12 раз меньше, чем за убийство этого же ребенка. Ну какие, скажите, в таких условиях, могут быть длинные волосы у простых или даже не очень простых воинов?
Третьим и последним доказательством существования длинноволосых мужчин того времени служат немногочисленные источники с крайне спорными изображениями, детали которых частично утеряны, вроде мужской головы на телеге из Осберга. Но в общем, даже если не придираться к недостаточной доказательной базе, их количество настолько мало на общем фоне изображений и барельефов воинов с короткими прическами, что можно смело сказать, что длинноволосый воин во все времена раннего и начала классического Средневековья был скорее редкостью и экзотикой, чем привычным делом.
И вот еще что. Длинноволосыми изображались также ангелы и короли. Но тут, конечно, была прямая библейская аллюзия на божественное помазание. И вот эта конкретная история к мужчинам и воинам Средневековья отношения не имела вообще никакого.
Одним словом, если копнуть чуть поглубже, привычный нам с детства лубочный образ длинноволосого русского витязя, былинного пахаря, кузнеца или даже викинга к реальному Средневековью отношение имеет чуть менее чем никакое. Чаще всего эти славные парни были коротко стрижены или даже совсем бриты наголо, а на голове вместо женского непотребства носили нормальные шапки. Ну, или шлема, если война пришла на их порог. Да и выражение лица обычно имели такое, что любой враг, завидев такого прекрасного человека за два лучных перестрела, немедленно начал думать о двух вещах: как бы поскорее сбежать и на месте ли его любимый кошель с серебром.
Но откуда же тогда взялись все эти образы? Ну, в первую очередь, конечно же, из значительно более позднего времени. Вернее, из церковных изобразительных источников начала позднего Средневековья. Та самая традиция, что предписывала рисовать лики ангелов и королей строго определенным образом, к XIV - XVI веку стала модной не только в Европе, но и в русских землях. И на страницах книг, иконах и даже на статуях, что изображали древних королей и героев, у них на головах волшебным образом стали удлиняться волосы и появляться всякие непотребства.
Заполировала это русско-византийская традиция иконописи. Благодаря которой к концу XIX века привычный образ благородного воина, смотрящего вдаль с поволокой, сложился окончательно. Осталось добавить несколько мелких деталей. Вроде высокого открытого лба, особым образом нарисованного доспеха ну и превратить нимбы, короны и обручи, что все еще попадались в старых книгах, в повязки, кожаные шнуры и грубое вервие. Носить которое, пристало настоящим воинам и святым.
Последним же элементом мозаики, как ни странно, стало сравнительно уже недавнее движение хиппи, сделавшее невероятно популярным "хайратник", тканевый или плетеный обруч, который был одинаково необходим как мальчикам, так и девочкам. Ведь волосы и у тех, и у других были такой длины, что исчезнувшим в пучине веков Меровингам оставалось бы только бы завистливо вздыхать, глядя на них.
И вот после всего этого не стать популярным у этого образа, собранного из гремучего коктейля иконописных воинов и святых, исторической литературы XVI-XVII века и повальной молодежной моды "а-ля народный стиль" не было ни единого шанса. А то, что он не имеет вообще никакого отношения к истории. Ну, честное слово, нельзя же быть таким занудой. Такие дела.