Найти в Дзене
Blackwood history

История заблуждений. Славный воин с подвязкой на голове.

Кто из нас не видел русского былинного богатыря. Огромный воин в кольчуге, с длинными, светлыми волосами, перетянутыми простой или украшенной вышивкой повязкой. Именно этот облик известен любому, кто хоть немного знаком с "настоящей историей Руси" (ТМ). Да и почтенные мастеровые, пахари, или кузнецы выглядят для нашего современника примерно так же. Длинные волосы, перетянутые узкой тесьмой, ну просто для того, чтобы пот не заливал глаза, белая рубаха и мудрый задумчивый взгляд. С викингами, кстати, ситуация ровно та же. Хирдман, дружинник или даже берсеркер просто обязан носить длинные волосы, перетянутые кожаным ремешком или повязкой. Впрочем, повязка эта у него, согласно общественному мнению, должна быть малостираной, а волосы - косматыми и немытыми. Ну просто потому, что все знают о том, что длинные волосы - это не просто волосы, но еще и показатель мужественности. А повязка на них, вышитая руками жены или невесты, так и вовсе считалась магический оберег. Ну что тут сказать. Если бы

Кто из нас не видел русского былинного богатыря. Огромный воин в кольчуге, с длинными, светлыми волосами, перетянутыми простой или украшенной вышивкой повязкой. Именно этот облик известен любому, кто хоть немного знаком с "настоящей историей Руси" (ТМ). Да и почтенные мастеровые, пахари, или кузнецы выглядят для нашего современника примерно так же. Длинные волосы, перетянутые узкой тесьмой, ну просто для того, чтобы пот не заливал глаза, белая рубаха и мудрый задумчивый взгляд.

С викингами, кстати, ситуация ровно та же. Хирдман, дружинник или даже берсеркер просто обязан носить длинные волосы, перетянутые кожаным ремешком или повязкой. Впрочем, повязка эта у него, согласно общественному мнению, должна быть малостираной, а волосы - косматыми и немытыми. Ну просто потому, что все знают о том, что длинные волосы - это не просто волосы, но еще и показатель мужественности. А повязка на них, вышитая руками жены или невесты, так и вовсе считалась магический оберег.

Ну что тут сказать. Если бы вот такой вот архетипичный витязь, так знакомый нам по былинам, мифам и современному кинематографу, появился в дружине какого-нибудь вождя или короля, то у собратьев по военному ремеслу немедленно образовалось бы к нему некоторое количество вопросов. Более того, он подвергся бы жесточайшим насмешкам, ставящим под сомнение его мужественность со стороны самых быстрых на язык воинов. А при некотором невезении, вся эта история вообще могла бы закончиться поединком. Почему? Давайте разбираться.

Эталонный витязь. Как мы его видим.
Эталонный витязь. Как мы его видим.

И первой причиной этого послужила бы та самая повязка на волосы, которую так любит современный кинематограф и все наши любимые неоязычники поголовно. То, что видится нам элементом мужественного образа, на самом деле таковым не является. Это исключительно женский элемент одежды, называемый в Северной и Западной Европе "филлет" а в русских землях носящий название "очелье".

Основной функцией такой повязки было удержание женского головного платка, убруса или даже мафория, если дело происходило в Византии. Дело в том, что без такой вот фиксации все подобные головные уборы на голове совершенно не держаться. Особенно в том случае, если у их хозяйки длинные гладкие волосы, так характерные для жителей земель, окружающих Старую Ладогу, а так же в Северной и Западной Европе.

Второй основной задачей филлета было, конечно, украшение и без того прекрасной девы. Вообще, если говорить о раннем Средневековье, основная масса украшательства женского костюма приходилась на верхнюю его часть. Ну просто потому, что на все, что ниже пояса, смотреть было попросту неинтересно. Глухая рубаха, хангерок или платье в пол, не оставляли никакого полета фантазии и вынуждали сильный пол концентрировать свое внимание где-то в районе лица.

Но откуда на нем женский предмет гардероба?
Но откуда на нем женский предмет гардероба?

И вот на этом, в общем-то, ограниченном пространстве, нужно было выложиться на все сто. Сделав все, на что может упасть взор потенциального жениха или просто дорогого гостя, максимально красивым и богато выглядящим. Делалось это не только для того, чтобы предъявить каждому, кто готов был смотреть, достаток семьи. Немаловажным так-же считалось показать, что мастерство вот этой конкретной прекрасной девицы в деле вышивания, прядения и вообще домашнего хозяйства велико, да и понятие красоты ей не чуждо.

Как и платки, что делались обычно из более дорогого и тонкого материала хорошего крашения, чем прочая одежда, филлет женщины так же должен был выглядеть максимально хорошо. Обычно их делали из шелка или другой дорогой привозной ткани и украшали не только вышивкой (что, кстати, до сих пор так и не доказано), но и тесьмой из тонкой серебряной проволоки (а вот такие находки совершенно точно есть). В славянских же землях очелье, кроме своих основных задач, служило еще и для подвески височных колец - украшения, по мнению наших предков, для женщин совершенно необходимого, и чрезвычайно красивого.

А это вариант из земель Старой Ладоги. Красиво. душевно.
А это вариант из земель Старой Ладоги. Красиво. душевно.

Одним словом, если говорить об эпохе раннего Средневековья, то мы можем совершенно точно сказать, что очелье являлось в первую очередь легко узнаваемым женским предметом одежды. А еще по совместительству украшением. И даже иногда немного ювелирным изделием. И в любом своем виде к мужчине, а тем более к мужчине воинского сословия, отношения оно не имело в принципе никакого.

Нет, наверняка и в те далёкие времена, среди мужчин находились оригиналы, готовые выйти в "свет" в таком виде. Вот только выглядело бы это ну, примерно так же, как если бы нынешний офицер явился на работу в чулках, подвязках и туфлях на высоком каблуке. Не все бы поняли. А учитывая простоту нравов того времени, чем бы закончился подобный перфоманс для славного воина, я, например, предсказать не берусь.

Что??? Что ту твообще происходит?
Что??? Что ту твообще происходит?

Но погоди автор, — воскликнет самый образованный читатель, — не может же быть такого, что никто из мужчин того времени не носил на голове повязку. И я немедленно отвечу, конечно же, это так. Мужчины, если говорить о периоде V-XI века действительно одевали себе на голову что-то подобное. Вот только территориально это происходило довольно далеко от Руси и Европы.

В землях Султаната, на арабском Востоке, на южных границах Византии, то есть там, где мужчины носили платки и куфии, с головными повязками все было отлично. Ну просто потому что на суровых и мужественных мужских головах, эти самые платки без дополнительной фиксации держаться ничуть не лучше, чем на прелестных женских головках.

На территории же средневековой Европы все находки подобных головных уборов, найдены в женских захоронениях. И ни одного повода, хоть как-то связать их с мужчиной. А тем более с мужчиной воинского сословия.

А вот с женщиной - можем.
А вот с женщиной - можем.

Самым же близким к филлетам элементом мужской одежды были простые обручевидные тиары, которые, судя по изображениям, дошедшим до нас, недолгое время использовала знать "варварских королевств". Эти металлические украшенные обручи в дофеодальное время, скорее всего, использовались в качестве "короны на минималках" среди местной аристократии. Ну или просто потому, что это было красиво. В данном вопросе до сих пор нет единого мнения.

Второй похожий на очелье предмет гардероба, распространённый в Европе, - это бурелет. Амортизирующий тканевый обруч, что с XI века в качестве компенсирующей вкладки под шлем одевался на кольчужный койф. И служил, кстати, он не только для того, чтобы удар копья или большого топора ощущался немного приятнее, но и для фиксации этого самого койфа на рыцарской голове.

Вот только, как понятно, и тиары варварской аристократии, и намного поздние бурелеты к известному и привычному нам образу пришлого викинга или нашего родного богатыря, которого непонятно зачем украсили предметом женского гардероба, отношения, в общем, не имеют никакого.

Шлем с бурелетом. Как-то не очень похоже на очелье.
Шлем с бурелетом. Как-то не очень похоже на очелье.

Секундочку, — тут же возразит самый недоверчивый читатель, — но есть же еще и формальная логика. Каждому понятно, что подобная повязка отлично служит для удерживания длинных волос, и было бы глупо считать что мужчины того времени не использовали подобную, крайне удобную, простую и дешёвую конструкцию.

И, казалось бы, в подобном утверждении есть своя правда. Но нет. Внимательно исследуя средневековые источники, мы можем совершенно точно сказать, что со времен "варварских королевств" и до самой "эпохи рыцарей" в Европе длинные волосы для мужчины, а тем более мужчины воина, были редкостью. Несмотря на совершеннейшее засилье длинноволосых викингов, русичей и их противников в современных фильмах и играх, подавляющее большинство источников говорит нам строго об обратном.

По большому счету, за все шесть веков, что длилось раннее Средневековье, мы имеем невероятное количество изображений воинов с короткой стрижкой и три хоть как-то достоверных массива о том, что длинная прическа была не чужда и мужчинам. И первый из этих источников - это, конечно, скандинавские саги.

В них с некоторой частотой фигурируют разные герои, носящие прозвище "Длинноволосый" или "Прекрасноволосый". Вот только это как раз и является лучшим доказательством того, что длинные волосы, даже в северных землях являлись настолько нечастым явлением, что служили вполне себе узнаваемым отличительным признаком для легендарного героя, попавшего в сагу.

Вторым серьезным аргументом, говорящим о том, что воинское сословие раннего Средневековья действительно носило длинные волосы, является большой массив документов франков, говорящих об их правящем доме Меровингов. Название которого, в общем-то, и переводятся как "длинноволосые". И, казалось бы, вот оно, неопровержимое доказательство. Но. Нет. Начав изучать их, очень быстро понимаешь, что длинноволосость в данном случае - это чистой воды показатель благородства высшей аристократии. Именно знатность и близость родства к потомкам мифического основателя королевского дома Меровея и регулировало длину волос. Чем знатнее был франк и чем более близким родственником он был правящей семье, тем длиннее волосы разрешалось ему носить.

Кстати, длину их вполне себе регулировали на законодательном уровне. Как и статус подобной аристократии в обществе. Да что там говорить, длиной волос регламентировались даже штрафы за убийство или оскорбление человек. И чем длиннее они были, тем эти самые штрафы были серьезнее.

  • XXIV. Об убийстве мальчиков
    § 1. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно, и будет уличен, присуждается к уплате 600 солидов.
    Приб. 2-е. Если кто осмелится остричь свободного длинноволосого мальчика без согласия его родителей, и будет уличен, присуждается к уплате 45 солидов.

И вот тут, мне кажется, масштаб, важность регуляции длины волос у франков, становится предельно понятен. За нанесение оскорбления благородной семье в виде укорачивания волос ребенка, штраф был, на секундочку, всего в 12 раз меньше, чем за убийство этого же ребенка. Ну какие, скажите, в таких условиях, могут быть длинные волосы у простых или даже не очень простых воинов?

И в конце эпохи викингов тоже.
И в конце эпохи викингов тоже.

Третьим и последним доказательством существования длинноволосых мужчин того времени служат немногочисленные источники с крайне спорными изображениями, детали которых частично утеряны, вроде мужской головы на телеге из Осберга. Но в общем, даже если не придираться к недостаточной доказательной базе, их количество настолько мало на общем фоне изображений и барельефов воинов с короткими прическами, что можно смело сказать, что длинноволосый воин во все времена раннего и начала классического Средневековья был скорее редкостью и экзотикой, чем привычным делом.

И вот еще что. Длинноволосыми изображались также ангелы и короли. Но тут, конечно, была прямая библейская аллюзия на божественное помазание. И вот эта конкретная история к мужчинам и воинам Средневековья отношения не имела вообще никакого.

Одним словом, если копнуть чуть поглубже, привычный нам с детства лубочный образ длинноволосого русского витязя, былинного пахаря, кузнеца или даже викинга к реальному Средневековью отношение имеет чуть менее чем никакое. Чаще всего эти славные парни были коротко стрижены или даже совсем бриты наголо, а на голове вместо женского непотребства носили нормальные шапки. Ну, или шлема, если война пришла на их порог. Да и выражение лица обычно имели такое, что любой враг, завидев такого прекрасного человека за два лучных перестрела, немедленно начал думать о двух вещах: как бы поскорее сбежать и на месте ли его любимый кошель с серебром.

А этот вообще лысый.
А этот вообще лысый.

Но откуда же тогда взялись все эти образы? Ну, в первую очередь, конечно же, из значительно более позднего времени. Вернее, из церковных изобразительных источников начала позднего Средневековья. Та самая традиция, что предписывала рисовать лики ангелов и королей строго определенным образом, к XIV - XVI веку стала модной не только в Европе, но и в русских землях. И на страницах книг, иконах и даже на статуях, что изображали древних королей и героев, у них на головах волшебным образом стали удлиняться волосы и появляться всякие непотребства.

Заполировала это русско-византийская традиция иконописи. Благодаря которой к концу XIX века привычный образ благородного воина, смотрящего вдаль с поволокой, сложился окончательно. Осталось добавить несколько мелких деталей. Вроде высокого открытого лба, особым образом нарисованного доспеха ну и превратить нимбы, короны и обручи, что все еще попадались в старых книгах, в повязки, кожаные шнуры и грубое вервие. Носить которое, пристало настоящим воинам и святым.

Последним же элементом мозаики, как ни странно, стало сравнительно уже недавнее движение хиппи, сделавшее невероятно популярным "хайратник", тканевый или плетеный обруч, который был одинаково необходим как мальчикам, так и девочкам. Ведь волосы и у тех, и у других были такой длины, что исчезнувшим в пучине веков Меровингам оставалось бы только бы завистливо вздыхать, глядя на них.

Так-то образ отличный. Но с исторической точки зрения совершенно неправдопадобный.
Так-то образ отличный. Но с исторической точки зрения совершенно неправдопадобный.

И вот после всего этого не стать популярным у этого образа, собранного из гремучего коктейля иконописных воинов и святых, исторической литературы XVI-XVII века и повальной молодежной моды "а-ля народный стиль" не было ни единого шанса. А то, что он не имеет вообще никакого отношения к истории. Ну, честное слово, нельзя же быть таким занудой. Такие дела.