Итак, завершаем разговор о повести А.К.Толстого «Упырь».
Я уже упоминала, что есть в ней своего рода «нестыковки». И в первую очередь, как мне представляется, касаются они образа Рыбаренко. А если ещё конкретнее, то его связи с бригадиршей Сугробиной.
В конце повести мы узнаём, что он её незаконнорождённый сын, хотя самому ему это неизвестно. Его отношение к бригадирше с самого начала поражает. Вспомним первую встречу с ним: Руневскому «бросился в глаза человек, по-видимому, ещё молодой, но бледный и почти совершенно седой. Он стоял, прислонясь к камину, и с таким вниманием смотрел в один угол залы, что не заметил, как пола его фрака дотронулась до огня и начала куриться».
Дальше будет знаменитый разговор («Мне только странно, что на сегодняшнем бале я вижу упырей») и недвусмысленная характеристика бригадирши: «Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждёт случая, чтобы насытиться человеческою кровью». Позднее сам он объяснит: «Меня рассердили проклятые упыри. Да, впрочем, и было за что сердиться, я никогда не видывал такого бесстыдства».
Но тут же – отзыв уже о нём, сделанный бригадиршей: «Он родом малороссиянин и из хорошей фамилии, только он, бедняжка, уж три года, как помешался в уме. А всё это от модного воспитания. Ведь кажется, ещё молоко на губах не обсохло, а надо было поехать в чужие краи! Пошатался там года с два, да и приехал с умом наизнанку». Конечно, никак не похоже на слова матери о сыне.
Вроде бы на протяжении повести мать и сын нигде, как сказали бы сейчас, «не пересекаются», однако он знаком с её библиотекой: от Клеопатры Платоновны мы услышим о «древней хронике фамилии Ostoroviczy, которая находится здесь в библиотеке», и о том, что именно оттуда Рыбаренко «извлёк» балладу с пророчеством (и очень интересно добавление: «После того, как вы её прочитали, Марфа Сергеевна мне приказала сжечь свою рукопись». А раз хроника всё же находится в библиотеке, выходит, Клеопатра Платоновна приказа не исполнила?)
Безумен ли Рыбаренко? Что психически неуравновешен, несомненно: сама его страшная гибель это подтвердит. Владимир заметит, что он сошёл с ума через несколько дней после посещения таинственной виллы («Впрочем, ему, надобно отдать справедливость, было от чего помешаться»). Что значат его слова об упырях? Истина это или его фобия? Вопрос остаётся открытым… Вспомним его же слова: «Послушайте человека, узнавшего на опыте, что значит пренебрегать вещами, коих мы не в состоянии понять и которые, слава Богу, отделены от нас тёмной, непроницаемой завесой. Горе тому, кто покусится её поднять! Ужас, отчаянье, сумасшествие будут наградою его любопытства. Да, любезный друг, я тоже молод, но волосы мои седы, глаза мои впалы, я в цвете лет сделался стариком — я приподнял край покрывала, я заглянул в таинственный мир».
В комментариях отметили, что пророчество сбылось не полностью, так как Рыбаренко – не последняя жертва преступной любви, а будут ещё потомки и у Даши, и у Софьи. Что сказать на это? Во первых строках (как в старину говорилось), хочу заметить, что «госпожа Фрышкина» вряд ли является потомком Сугробиной. Слова комментатора, что «бабушка-упырь пила кровь одной из дочерей и одной из внучек и брезговала другой дочерью и внучкой» не точны: вспомним хотя бы, что мать Софьи зовут Федосьей Акимовной, а покойный бригадир был Игнатий Савельевич (имя, как мне кажется, отсылает к фонвизинскому герою, тот Игнатием Андреичем звался). Мне всегда казалось, что тётка эта – по отцовской линии (об отце Даши мы ничего не знаем). А во-вторых, как верно заметил другой комментатор, любовь и Даши, и Софьи (если она, конечно, вообще способна любить) никак нельзя назвать преступной: обе они состоят в законном браке. А вот Рыбаренко рождён действительно в незаконной связи, которая в ту пору почиталась преступной. Ну, а два других условия пророчества («пока замуж портрет не пойдёт, невеста из гроба не встанет») сбылись полностью: «Кольцо, которым обручалась Даша, есть то самое, которое дон Пьетро подарил своей невесте; а разве Даша не живой портрет Прасковьи Андреевны?» - скажет Клеопатра Платоновна; а то, что Даша спаслась, наверное, вполне можно назвать «восстанием из гроба».
Конечно, и ещё что-то непонятное останется – те же самые две магические доски, к примеру. Кто-то объяснил это поспешностью и небрежностью молодого автора, но может быть, это просто для придания повествованию ещё бо́льшей таинственности?
***************
И, наверное, нужно сказать хоть несколько слов о фильме, поставленном по произведению. Напомню: снят в 1991 году режиссёром Е.М.Татарским, назван «Пьющие кровь». Отзывы о нём встречала, в основном, положительные как об очень «атмосферном» фильме.
Атмосфера, бесспорно, есть. Хотя не могу присоединиться к восторгам, относящимся к музыке: возможно, она и подходит в данном случае, но уж очень «не моя».
Но вот чего никак не могу принять, так это своевольства авторов фильма. Понять могу многое: очень хотелось снять в роли Сугробиной (у них все её именуют генеральшей) Марину Влади – и сняли. Бесспорно, она хороша. Но весь её облик слишком уж европейский, а лёгкий акцент (вкупе с изысканными нарядами) ещё более подчёркивает это.
И появляются в фильме сцены с ней в Италии, где именно её станет молить о помощи Пеппина, а затем в видениях Рыбаренко будет прямо сцена «чёрной мессы» (где Пеппина станет жертвой), а потом, уже в реальности, сообщат о смерти Сугробиной, причём сообщат Владимиру, который, опять же в видениях, в неё стрелял (и тут уже непонятно его дальнейшее поведение). Кстати, о родственных узах Рыбаренко с бригадиршей (или, если угодно, генеральшей) в фильме нет ни слова, и седины его нет, и безумным он никак не выглядит... Но зато его судьбой авторы фильма распорядятся очень своевольно: он поедет в имение бригадирши с письмом от Руневского, чтобы иметь возможность охранять девушку, но хозяйка не захочет его принять. Поговорить с Дашей ему удастся, и даже заполучит он пресловутую книгу, но пришедший звать его к ужину лакей найдёт гостя в кресле мёртвым, и с книгой в руках.
А вот Д.Ю.Банионис в роли Теляева показался мне очень даже интересным. Я не знаю, кто дублировал актёра, но звучит он очень по-русски:
Достаточно удачной и убедительной, как мне думается, получилась и пара влюблённых героев.
А вот теперь к главному, что не позволяет мне восхищаться фильмом. И это не непонятно откуда и зачем взявшиеся сцены в игорном доме и не додумывание биографии Руневского (он в фильме стал офицером, приехавшим с Кавказа), а совершенно переделанный конец.
Руневского привезут в дом бригадирши по его просьбе (ещё раз увидеть Дашу!), и Клеопатра Платоновна будет усиленно просить доктора распорядиться, чтобы девушка безотлучно находилась при раненом (вопреки всем правилам приличия того времени), и именно в это время добьётся у неё Руневский рассказа об участи Рыбаренко.
Но бабушка распорядится, чтобы, воспользовавшись улучшением состояния любимого, Даша ушла спать. И тогда разыграется сцена вампиризма. Доска, правда, разобьётся, но прежде в комнату ворвутся и раненый Руневский, и его друзья с пистолетами. И старуха погибнет, успев всё же приложиться к шее девушки.
А вот потом будет вроде бы вполне благополучный финал: Руневский уезжает вместе с Дашей навстречу новой жизни. Но, прощаясь с Клеопатрой Платоновной, девушка скажет: «Мы вернёмся ещё сюда. Мы обязательно вернёмся», - и мы увидим, как после поцелуя со счастливым женихом зажжётся зловещий красноватый огонёк в её глазах, а улыбка вдруг станет какой-то «упырячьей». У Толстого победят светлые силы. Да, есть поверье, что укушенный вампиром сам станет пить кровь (и в фильме это прозвучит), но в повести ни Рыбаренко, ни Даша сонмище упырей не пополняют. В фильме же «пьющие кровь» восторжествуют. Возможно, это связано со временем, когда он снимался, но всё же такое прочтение классического произведения я принять не смогла…
***************
Чуть раньше я просила уважаемых читателей не писать в комментариях о фильме – всё это из-за того, что не хотела забегать вперёд. Прошу прощения и благодарю за внимание к моей просьбе (теперь уже «недействительной»)
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале
"Оглавление" по циклу здесь
Навигатор по всему каналу здесь