В шесть часов утра уже было светло, но тримаран, скрытый за высоким обрывом мыса Кастрикум, всё ещё оставался в тени. Пока команда досматривала последний сон, я решила прогуляться вдоль берега. Никогда не знаешь, какой сюрприз выбросит море. Начавшийся отлив оставил на линии прибоя толстый слой водорослей вперемешку с мелкой сардиной.
Посреди серой горы плавника зазывно поблёскивал оранжевый бок надувного балбера... Первые лучи солнца осветили выемку утёса и… Призыв: «Быстрей, быстрей! Тримаран толкать! Вода уходит!» — вытряхнул меня из нирваны.
На ночь мы встали у края плоского рифа, и сейчас пришлось основательно потрудиться, чтобы протащить судно на глубину — привычная плата за полноценный сон.
Погода отличная, а от западного ветра, обещанного прогнозом, мы укроемся на океанской стороне Урупа. Осталось лишь обойти цепочку островков Таира, протянувшуюся от Кастрикума в том же северо-восточном направлении, что и Уруп.
Сложенные из базальтовых призм, острова Таира настолько живописны, что я посвятила им отдельный рассказ. Поэтому сейчас лишь добавлю, что название архипелага японское (в переводе — «плоские острова»), а в 2012 и 2019 годах островкам были присвоены собственные имена. Листайте галерею.
Тримаран обогнул архипелаг Таира, и мы сразу ощутили на себе холодное дыхание Курильского течения. Несмотря на солнечный день, все ринулись в рубку утепляться)). Миновав океанское побережье полуострова Кастрикум, капитан начал выбирать место для стоянки.
Однако вплоть до мыса Хива берег был почти ровным, а редкие небольшие бухточки беспрепятственно бил океанский накат.
А за мысом Хива стоял плотный туман, в котором без навигатора двигаться было невозможно. Подумать страшно, как столетия назад ходили в здешних водах русские первопроходцы… Как в туманном июне 1768 года сумел выбрать для зимовки самую укрытую бухту на острове сотник Иван Чёрный? Дата вспомнилась неспроста: мы заходили в самую прославленную бухту Урупа – Алеутку. Шли как ёжики в тумане, не видя ни берега, ни входных мысов. Наконец метрах в пятидесяти проступила линия прибоя и, о чудо! широкое устье спокойной реки без входного бара!
Через час туман рассеялся, и стало понятно почему Алеутка (тогда Ванинау) так приглянулась русским поселенцам.
Буквально через год после Чёрного здесь побывали промысловики купца Протодьяконова, а в 1776 году в Алеутке под эгидой купца Лебедева-Ласточкина появились первое русское поселение, впоследствии названное Курилороссией. Судьба посёлка была непростой, но самое главное, что Россия уже тогда обосновалась на южных Курильских островах.
Так же, как байдары XVIII века, нас приютило тихое и приглубое устье Алеутки, а бухта защитила от морской волны.
Ночь прошла на редкость безмятежно.
Часть 1 Часть 2. Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 10
Продолжение следует
Выражаю признательность авторам книги "Топонимика и состав Курильской островной гряды" Андрею Валентиновичу Бражнику, Сергею Алексеевичу Пономарёву за помощь в уточнении местоположения недавно названных островов.
Возможно, вам также будет интересно:
Группа «Путешествия с Финвалом» со статейным форматом есть и в Одноклассниках, а в Телеграм – ежедневные посты и неформальное общение.
Пишите комментарии, задавайте вопросы, а если захотите найти другие, рассказы - они в навигаторе, рассортированы по рубрикам со ссылками: