Найти в Дзене
Страницы истории

Княгиня Евдокия Голицына – блестящая красавица, хозяйка салона и любительница математики

Одна из самых блестящих женщин начала XIX века, княгиня Евдокия Голицына своей необычной красотой, острым умом и экстравагантным поведением свела с ума многих мужчин. Но сама она осталась верна одному – любимому! Ее называли «принцесса ночи», «княгиня полуночи», «Princesse Nocturne», а ее литературный салон посещали самые выдающиеся и передовые люди эпохи.

Княгиня Евдокия Голицына
Княгиня Евдокия Голицына

Наследница ногайских ханов

В необычной красоте Евдокии Голициной прослеживаются азиатские черты, что не удивительно. Ведь она принадлежала к роду князей Юсуповых, родоначальником которого был Ногайский хан Юсуф-бий. Ее матерью была Александра Борисовна Юсупова, родная сестра крупнейшего коллекционера и мецената, владельца усадьбы Архангельское Николая Борисовича Юсупова. Отец, генерал А.М. Измайлов, был из богатого дворянского рода, берущего начало от знатных рязанских бояр.

Евдокия, или Авдотья, родилась 4 (15) августа 1780 года и была младшей из трех дочерей. Отец девочки умер, когда ей было 7 лет, мать – когда 11, и Евдокия с сестрой Ириной воспитывалась у своего бездетного дяди, сенатора М.М. Измайлова. Дядя дал своим воспитанницам прекрасное домашнее образование.

Стоило юной Евдокии появиться в свете, как она сразу привлекла к себе внимание: красивая, острая на язык, несколько взбалмошная, она сразу стала пользоваться успехом и вокруг нее было много потенциальных женихов. Но судьбу девушки решил император Павел I. Он пожелал, чтобы супругом Евдокии стал князь Сергей Михайлович Голицын. Девушка была в отчаянии: князь хоть и был из самой вельможной ветви Голицыных, богат и имел спокойный, добродушный характер, но он был некрасивый и скучный. Не о таком муже мечтала Евдокия.

Князь Сергей Михайлович Голицын
Князь Сергей Михайлович Голицын

Девушке очень не хотелось становиться женой этого «жалкого и ничтожного человека», но пойти против воли императора было просто немыслимо. Поэтому Евдокии пришлось подчиниться, и в 1799 году сыграли свадьбу. Правда, отношения между супругами не сложились с первого дня, точнее – с ночи. Евдокия сразу же показала свой строптивый характер: она просто заперлась и не пустила в комнату супруга.

Уже в следующем году Голицын впал в немилость у императора и ему с женой пришлось уехать в Дрезден. Еще через год, после убийства Павла I, Голицын собрался назад в Россию, но молодая жена категорически отказалась ехать с ним. Она заявила, что брак их был вынужденным, поэтому сейчас, в новых условиях, она больше не желает жить с ним. Голицын уехал, а Евдокия с сестрой Ириной и ее маленьким сыном осталась. Несколько лет она провела за границей, удивляя европейское общество своей необычной красотой и экстравагантным поведением.

Русский дипломат Александр Булгаков после встречи с Евдокией Голицыной в 1803 году так писал:

«На сих днях приехала сюда княгиня Голицына. Она прекрасна: чёрные волосы, чёрные брови и чёрные глаза, зубы диковинные, рот, осанка прекрасны, хотя и дурно держится, только нос нехорош; одевается, говорит, смотрит — всё странно и не так, как другие. Весь Неаполь о ней говорит: она похожа на принцессу моей души; все здешние красавицы от неё упали и приуныли».

Княгиня Евдокия Голицына
Княгиня Евдокия Голицына

Единственная любовь

В Европе Евдокия Голицына повстречала свою истинную любовь. Им оказался флигель-адъютант Александра I князь Михаил Петрович Долгоруков. Он был красив и любезен, обладал острым умом и при этом был рассудительным. Они очень подходили друг другу и их чувства были взаимными. Они очень хотели пожениться – но супруг Евдокии, князь Голицын, так и не дал ей развода. Евдокия отомстила через много лет, когда Голицын сам влюбился и попросил у Евдокии развод. Но теперь уже она отказала ему в этом.

Евдокия с Долгоруковым и без бракосочетания были счастливы, прожив вместе несколько лет. Она иногда приезжала в Россию – ведь Долгоруков находился на императорской службе. Но в основном они путешествовали по Европе, так как дома их, невенчанных, не принимали вместе в свете.

Князь Михаил Петрович Долгоруков
Князь Михаил Петрович Долгоруков

Их любовь закончилась трагически: в 1808 году генерал князь Михаил Долгоруков был убит ядром в бою со шведами. Для Евдокии Голицыной это было огромным ударом. Память о своем возлюбленном она сохранила до конца жизни.

Хозяйка литературного салона

Потеряв любимого, Евдокия Голицына вернулась в Россию и, по примеру жизни в Париже, открыла литературный салон, в котором царила свободная и непринуждённая атмосфера. В ее доме на улице Миллионная, д.30, собирался избранный круг друзей, а среди приглашенных были самые яркие знаменитости – как отечественные, так и гастролирующие. Как писал князь П.А. Вяземский:

«По вечерам немногочисленное, но избранное общество собиралось в этом салоне — хотелось бы сказать: в этой храмине, тем более что и хозяйку можно было признать не обыкновенной светской барыней, а жрицей какого-то чистого и высокого служения…»

Особенностью салона княгини Голицыной было то, что свои двери он открывал для гостей после десяти часов вечера. Связано это было с тем, что когда-то французская ясновидящая мадам Ленорман предсказала, что Евдокия умрет ночью. С тех пор она перешла на ночной образ жизни – спала днем, потом наносила визиты, а ближе к ночи принимала гостей у себя. Эта особенность еще больше подчеркивала экстравагантность княгини и привлекала гостей.

Сам дом Голицыной тоже был особенным и не совсем соответствовал канонам моды. В нем отсутствовали показная роскошь и пышность, зато во всем прослеживался утонченный вкус его хозяйки. А та придавала своему салону еще больше таинственности и привлекательности, когда появлялась перед гостями в необычных нарядах свободного покроя – не земная женщина, а Богиня. Поклонники прозвали ее Пифией.

Княгиня Евдокия Ивановна Голицына
Княгиня Евдокия Ивановна Голицына

В 1806 году салон Голицыной посетила французская актриса Луиза Фюзиль, которая гастролировала в России. Она так описала свои впечатления о хозяйке салона:

«…очаровательная особа, весьма просвещенная, которая много путешествовала; особа, принадлежащая к знатной фамилии; она весьма оригинальна, все делает по-своему…Я нашла, что портрет, который мне нарисовали, отнюдь не преувеличивал ее красоту. Прекрасные полосы, черные, как смоль, такие шелковистые и тонкие, падали локонами на приятно округлую шею; необычайно выразительное лицо было полно очарования; в фигуре и походке ее, весьма грациозной, была какая-то мягкая непринужденность. Когда я увидела ее в саду, она была одета в индийское кисейное платье, которое изящно драпировало ее фигуру. Она никогда не одевалась так, как другие женщины; при ее молодости и красоте эта простота античных статуй шла ей как нельзя более».

Трансформация салона

С течением времени характер встреч в салоне менялся. Поначалу это были собрания близких по духу и интересам людей, которые вели светские беседы, обсуждали литературные, художественные, философские темы, развлекались. Но после начала Отечественной войны 1812 года характер тем изменился. Превалирующие ранее французофильские настроения сменились на «русский дух».

С началом войны Евдокия Голицына показала себя настоящей патриоткой. Она активно занималась благотворительностью, печатала брошюры патриотического содержания, подчеркивала все русское. Так, на бал в Благородном собрании, посвященном окончанию войны, она явилась в русском сарафане и кокошнике, украшенном лаврами. В 1814 году княгиня Голицына представила записку с предложением воздвигнуть на стене Московского кремля памятный знак с изображением знамени и креста в память о героях Отечественной войны.

Поэтому и темы, которые в этот период поднимали в ее литературном салоне, были связаны с русской литературой, культурой. В ее салоне частыми гостями были В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, И.И. Козлов.

В 1817 году в салоне Евдокии Ивановны впервые появился Александр Пушкин. Ему было 18 лет, ей – 37. Но это не стало препятствием для пылкого поэта, который влюбился в хозяйку и стал частым гостем ее вечеров.

Н.М. Карамзин в одном из писем писал:

«Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви...».

Стихи поэт Голицыной все же посвящал, из опубликованных это были «Краев чужих неопытный любитель...», «К***» и «Простой воспитанник природы». В них поэт не только восхищался красотой хозяйки салона, но и освещал царившую в нем атмосферу:

«Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?»

Княгиня Евдокия Ивановна Голицына
Княгиня Евдокия Ивановна Голицына

С 1817 года, когда война в Европе была закончена и русские офицеры вернулись в Россию, впитав «воздух свободы», изменились и интересы в обществе. Литературные темы уже стали не столь актуальны, на первый план вышли политические, социальные, философские вопросы преобразования Российской империи. Темы, обсуждаемые в салоне, касались насущных социально-политических вопросов: освобождение крестьян, просвещение народа, нравственное воспитание, конституционные права. Обсуждались вопросы, касающиеся возможной революции в России. К революционным потрясениям княгиня Голицына относилась крайне негативно, считала революцию торжеством беззакония и хаоса. В ближайшее окружение Евдокии Ивановны в тот период вошли М.Ф. Орлов, П.А. Вяземский, братья С. и Н. Тургеневы, М.С. Воронцов.

После декабрьского восстания 1825 года жизнь в стране опять изменилась, и политические вопросы в салоне княгини практически перестали поднимать. В этот период Евдокия Ивановна увлеклась философией, метафизикой и математикой. В ее салоне, помимо светских людей и литераторов, стали появляться профессора, инженеры. Она настолько увлеклась математикой, что в 1835 году даже выпустила книгу «Анализ силы». Академики книгу, конечно, раскритиковали, но сам факт увлечения княгини математикой вызывает уважение.

Последние годы

Время не щадило блестящую красавицу, и к 50 годам красота Евдокию Голицыну оставила. Один из современников, В.В. Ленц, так писал о ней:

«Старая и страшно безобразная, она носила всегда платья резких цветов, слыла учёной и, говорят, вела переписку с парижскими академиками по математическим вопросам. Мне она показалась просто скучным синим чулком».

В 1840-х годах княгиня Голицына уехала в Париж. Там она продолжила занятия математикой и литературой, стала очень религиозной, а окружающие сомневались в ее умственных способностях.

Княгиня Евдокия Ивановна Голицына скончалась 18 (30) января 1850 года в Петербурге в возрасте 69 лет. Похоронена в Александро-Невской лавре.

Детей у княгини не было.