Як-18 — советский учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1945-46 годах в ОКБ Яковлева для замены УТ-2 в качестве основного самолёта первоначального обучения в ВВС, гражданской авиации и авиаклубах. Первый полёт совершил 6 мая 1946 года.
Як-18 «родился» из опытного самолёта УТ-2Л, у которого деревянный каркас заменили на дюралевый, а шасси сделали убираемым. Двигатель остался прежним — М-11, лишь заменён на форсированный вариант М-11ФР.
Сам А.С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» так писал об Як-18:
Как прямой продолжатель учебного самолёта УТ-2, Як-18 образца 1946 года стал первым самолётом для большинства летчиков, начинавших свой путь в авиацию после войны. Предельная простота и неприхотливость этой машины с мотором М-11ФР мощностью 150 лошадиных сил сочеталась с высокой надежностью и хорошими лётными данными.
Як-18 первой модификации (с хвостовым колесом) строились на авиазаводе № 272 в Ленинграде, № 135 в Харькове и № 116 в Арсеньеве, всего до 1955 года было выпущено около 3500 самолётов.
Впоследствии было создано несколько модификаций самолёта: Як-18А, Як-18У, Як-18П, Як-18Т и др., которые были построены в количестве нескольких тысяч экземпляров.
В России и за рубежом осталось немало Як-18 в частных руках, которые до сих пор находятся в лётном состоянии.
Однако, сегодняшний рассказ будет не про самолёт Як-18 вообще, а про конкретный борт с зав.н. 1163320, построенный 17 марта 1951 года на авиазаводе № 166 в Семёновке (ныне Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»). Самолёт служил в ДОСААФ СССР. За семь лет службы прошёл 5 капитально-восстановительных ремонтов, налетал 2127 часов, в том числе 490 часов после последнего ремонта. В ноябре 1958 года был списан и передан из московской авиарембазы (ныне Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ — МАРЗ) в только что основанный музей ВВС в Монино. Это один из первых экспонатов музея.
Первое время самолёт размещался в зале-ангаре № 6
Но музей довольно быстро пополнялся экспонатами, поэтому Як-18 выставили на улицу, несмотря на его полотняную обшивку.
Самолёт установили во дворе музея рядом с «собратом» Як-18У, который отличается наличием носовой ноги шасси.
По всей видимости, самолёт дважды попадал в короткие эпизоды советских кинофильмов. Первым был знаменитый «Им покоряется небо» (1963 года), где Як-18 был выставлен на монинском аэродроме вместе с По-2, Ла-11, Як-12 и Ил-10М.
Второй — «Случай с Полыниным» 1970 года.
На улице самолёты Як-18 простояли недолго. Для пущей сохранности их убрали в закрытый для посетителей ангар № 7. Лишь в 1990-е годы обычные гости музея смогли увидеть их, когда в ангаре недолго работала экспозиция «Учебные и спортивные самолёты». После её закрытия доступ к самолёту имели лишь сотрудники музея и волонтёры.
Волонтёры каждый год ухаживали за самолётом по мере сил. На фото волонтёры Мария Лахтинен и Ирина Гаврикова мягко очищают самолёт от пыли.
18 сентября 2010 года волонтёры выкатили Як-18 на улицу и помыли.
Следующий шаг в судьбе самолёта произошёл в 2012 году, когда в музее началась масштабная работа по подготовке к празднованию 100-летия ВВС. На спонсорские средства «Рособоронэкспорта» бригада маляров ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева покрасила все экспонаты этой фирмы в музее (кроме Як-42). Был покрашен и Як-18.
К 14 мая самолёт был готов.
Затем волонтёры выкатили самолёт на открытую стоянку, где всё лето 2012 года проходила выставка учебной и спортивной авиации.
Як-18 разместили между Як-11 и Як-18У.
По окончании сезона самолёты были возвращены в ангар № 7 и упакованы в защитную плёнку и брезент.
Летом 2014 года Як-18 открывал ряд самолётов на открытой площадке в рамках более узкой выставки, посвящённой только ОКБ Яковлева.
С 2014 года Як-18 непрерывно находится на хранении в ангаре № 7 и ждёт своего часа.
В настоящее время ангар № 7 закрыт на ремонт, по окончании которого внутри должна открыться экспозиция лёгких, учебных и спортивных самолётов. Тогда Як-18 наконец снова станет доступным для обычных посетителей музея.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!