Самолёт Як-12 создан по личному указанию Сталина для замены устаревших легкомоторных самолётов По-2. За основу взят опытный самолёт Як-10, проходивший испытания в 1945 году. Первый полёт Як-12 совершил 20 октября 1947 года.
Всего было выпущено 4992 самолётов Як-12 разных модификаций. В 1955 году лицензию на производство Як-12М и моторов М-14Р приобрела Польша. На заводе PZL в Калиже построили 1054 самолета Як-12М и 137 — Як-12А. В 1958 году польские специалисты на базе Як-12М разработали собственную модификацию — самолет PZL-101A Gawron, которых в 1960-1969 годах выпустили 325 штук. Также лицензионный выпуск Як-12 был освоен в КНР, выпускавшем их под обозначением Shenyang тип 5.
Як-12 применяли в ВВС как санитарный и связной, в ГВФ как пассажирский и почтовый на местных линиях, в аэроклубах — для буксировки планёров и обучения прыжкам с парашютом. Самолёты списали из гражданской авиации в 1972 году, а из ДОСААФ — в 1989 году.
Разумеется, большинству жителей бывшего СССР Як-12 знаком по самолёту из культового фильма «Последний дюйм», снятому в 1958 году по одноимённому рассказу Джеймса Олдриджа. Як-12 играет в нём роль британского самолёта Taylorcraft Auster.
Кстати, снимавшийся в фильме Як-12 сохранился и сейчас находится в Киржаче. Это частный самолёт, летающий с регистрацией RF-00166.
Самолёт модификации Як-12Р оборудовался двигателем АИ-14Р и цельнометаллическим крылом увеличенного размаха. В стандартной загрузке такой самолёт вмещал пилота и двух пассажиров. Всего было построено около 2000 Як-12Р.
В Монино представлен Як-12Р с зав.н. 14410, выпущенный в 1955 году. Эксплуатировался в ВВС СССР, где получил бортовой номер 25 жёлтого цвета. После вывода из эксплуатации передан на военную кафедру МФТИ, как учебное пособие. 11 января 1962 года поступил в музей. Впервые замечен во дворе рядом с вертолётом Як-24.
Возможно, именно он мелькает в эпизоде фильма «Им покоряется небо» (1963 год).
В 1973 году принимал участие в съёмках сериала «Семнадцать мгновений весны», изображая «Шторх».
Всё остальное время находился на хранении в закрытом для посещения ангаре № 7. В 1990-е годы ненадолго был доступен посетителям в рамках экспозиции «Учебные и спортивные самолеты», работавшей в том же ангаре, пока тот не пришёл в аварийное состояние.
Вот такой табличкой был оснащён самолёт, когда находился в экспозиции.
В 1998 году самолёт можно было увидеть в фильме «Страна глухих», где он служил статичной декорацией на фоне.
А в 2007 году с участием самолёта был снят небольшой эпизод телесериала «Диверсант 2: Конец войны».
В июне 2012 года Як-12Р был покрашен силами ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева на спонсорский грант «Рособоронэкспорта», приуроченный к столетию ВВС России.
Сразу после покраски волонтёры выкатили самолёт на открытую стоянку.
Всё лето Як-12 был выставлен на открытой экспозиции музея вместе с другими лёгкими самолётами.
С наступлением осени был снова упрятан в ангар.
Вторая возможность увидеть самолёт у обычных посетителей музея выдалась в 2014 году, когда Як-12 снова выставлялся в линейке самолётов ОКБ Яковлева от Як-18 до Як-130. 24 мая самолёт выкатили из ангара и помыли, и затем поставили в экспозицию.
Однако, после нескольких месяцев на улице были выявлены климатические повреждения полотняной обшивки самолёта, поэтому было решено эту практику прекратить.
22 ноября самолёт закатили обратно в ангар № 7.
Самолёт вот уже 10 лет хранится в закрытом для посетителей ангаре № 7.
В настоящее время ангар № 7 закрыт на ремонт, по окончании которого внутри должна открыться экспозиция лёгких, учебных и спортивных самолётов. Тогда Як-12 может снова стать доступным для обычных посетителей музея.
А я покажу вам редкие фотографии прекрасно сохранившейся кабины этого самолёта, которые простые посетители вряд ли увидят даже после открытия ангара № 7.
Приборная доска лётчика.
Задняя часть кабины.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!