Найти в Дзене
Артур Одинов

Не колония и не страна. Кому принадлежит огромный кусок земли в Южной Америке?

В Южной Америке 12 государств. Это общеизвестный, неоспоримый факт. Но если внимательный человек решит собственноручно посчитать количество государств на материке, то он с некоторым удивлением обнаружит, что их не 12, а 13. Как же так? Дело в том, что один из объектов на карте это не отдельная страна, а территория другого государства, которое находится далеко в Европе.

Эпоха колониальных империй безвозвратно канула в лету. Что осталось от империй британцев, испанцев, португальцев? Да почти ничего. Так… там несколько островков, тут пара малюсеньких эксклавов. Без слёз на это не взглянешь. Но есть европейская страна, которая ну не то чтобы сохранила свою колониальную империю эпохи расцвета, но сумела оставить за собой довольно внушительные заморские владения. Они достаточно большие, чтобы как минимум их можно было разглядеть на глобусе без помощи лупы. Речь идёт о…

Франция – это не только большая европейская страна, но и обладательница весьма обширных заморских земель.

-2

Наиболее крупные из них Новая Каледония (18 576 км²), Гваделупа (1628 км²), Французская Полинезия (4167 км²). Но главная жемчужина Пятой республики – Французская Гвиана.

Это довольно солидный кусок южноамериканской земли, расположившийся между Суринамом, Бразилией и Атлантическим океаном. Площадь Гвианы 83 534 км². Для сравнения: площадь соседнего Суринама больше всего лишь в два раза.

-3

Если сравнивать заморскую территорию Франции с некоторыми европейскими странами, то окажется, что она ого-го какая большая на их фоне. На территории Гвианы могли бы поместиться Ирландия, Чехия, или почти вся Сербия и Австрия. В общем, у Гвианы довольно солидные размеры.

Заморская территория находится в субэкваториальной части Южной Америки. Поэтому не трудно догадаться, что климат здесь жаркий, влажный, зимы нет в принципе. Температура варьируется от 25 до 28 °C.

Почва очень плодородная. Этот случай, когда палку воткни, и из неё вырастет виноград. Французский эксклав омывают тёплые воды Атлантики. Поэтому Гвиана не испытывает проблем с морепродуктами. Да и пляжи здесь тоже ничего. Не Мальдивы, но сойдёт.

Солнце, песок, пальмы и шаи-хулуд – всё как полагается.
Солнце, песок, пальмы и шаи-хулуд – всё как полагается.

Ну прям настоящий рай на земле! Может и рай, но местные жители так не считают. Если посмотреть на плотность населения, то окажется, что Гвиана довольно малолюдная, всего лишь каких-то 2,6 чел./км². Для сравнения: средняя плотность населения России, чья территория по большей части занимает вечная мерзлота, составляет 8,53 чел/км².

-5

Гвианцы жмутся ближе к побережью, предпочитая жить в немногих городах. Остальная же часть заморской территории практически безлюдна.

-6

– Во дураки! – может в сердцах воскликнуть Сидор Матрасыч из Нового Уренгоя. – Тепло, солнце круглый год, свежие фрукты и морепродукты под рукой – как тут не жить?!

Ну это русского человека может прельстить жаркий климат. А вот местный люд не испытывает особого желания жить посреди малярийных болот, кишащих ядовитыми гадами лесов и зловонных речушек-говнюшек.

На этой экономической карте хорошо видно, что большая часть Гвианы никак не освоена.
На этой экономической карте хорошо видно, что большая часть Гвианы никак не освоена.

Люди хотят жить с комфортом. Чтобы был унитаз, водопровод, доставка еды, высокооплачиваемая работа, возможность посетить культурные мероприятия.

Всё это есть в Кайене – столице департамента.
Всё это есть в Кайене – столице департамента.

Собственно, какой-нибудь сингапурец, живучий в съёмной собачьей будке на 38 этаже, тоже может сокрушаться, почему русские не хотят жить где-нибудь на Таймыре в подаренном государством арктическом гектаре. Чистый воздух, море, тайга, грибы, тишина и уединение – жива да радуйся! Но россияне не хотят жить на Таймыре по тем же причинам, что и гвианцы.

У некоторых читателей может сложиться впечатление, что Гвиана это захудалая дыра. На самом деле нет. Это жемчужина заморских владений Франции. В Гвиане разведаны существенные запасы нефти, золота, алмазов и прочих полезных ископаемых.

Пока их добыча не очень интенсивная. По большей части местная экономика зиждется на лесозаготовке и добыче морепродуктов.

-9

Это может и не самые высокотехнологичные отрасли, но они позволяют безбедно жить почти 300 тысячам местного населения – это средней руки город России вроде Йошкар-Олы.

Другая статья доходов местного бюджета и национальная гордость Франции – космодром Куру. Знатокам отечественной космонавтики это название знакомо. Именно отсюда ещё относительно недавно запускались ракеты серии «Союз».

-10

А как французы смогли сохранить за собой столь обширную и богатую заморскую территорию?

В своё время Париж не стал следовать примеру Лондона или Амстердама, которые решили добровольно расстаться с колониями. Французы решили бороться за свои заморские земли.

Французы не просто сжали яички, но ещё вовремя подсуетились на правовом поле. Когда стало понятно, что джентльмены в пробковых шлемах выходят из моды, они уравняли Гвиану с посконной Францией. Иначе говоря, у рядового гвианца стало столько же прав, что у коренного жителя Марселя, Орлеана или Парижа.

-11

На руку Франции играла малолюдность Гвианы. В середине 20 века, когда прокатилась волна национально-освободительных движений в колониях, здесь народу было ещё меньше. Поэтому потенциальных бузотёров просто не кому было поддерживать.

Это сейчас Гвиана стала жемчужиной. А раньше это была натуральная дыра, куда ссылали преступников, что-то вроде нашей Колымы. Кстати, действие знаменитого романа Анри Шарьера «Мотылёк» происходит именно здесь.

Знаменитый остров Дьявола, где находилась одна из самых известных каторжных тюрем.
Знаменитый остров Дьявола, где находилась одна из самых известных каторжных тюрем.

Так что сильные мира сего не стали зариться на Гвиану. Это ещё одна причина, почему французы смогли сохранить заморскую землю за собой.

Также можно добавить, что Гвиане повезло с соседями. Суринам был голландской колонией, а сами голландцы сделали лапки и добровольно отказались от борьбы за колонии. Бразилии же хватало своих неосвоенных территорий, зачем им ещё Гвиана.

-13

Однако будущее Французской Гвианы не так безоблачно. Население эксклава потихоньку растёт. Но растёт главным образом «цветное» население. Около 70% местных жителей это потомки африканских рабов. На долю белых приходится лишь 12%. Так что в перспективе здесь может зародится свой BLM, который Франции ничего хорошего не сулит.

Читайте также: