Найти в Дзене
Infinita Book

Ян Вермеер: быт и вечность + 18 картин

Фрагмент картины "Сводница", на которой, предположительно, Ян Вермеер изобразил себя
Фрагмент картины "Сводница", на которой, предположительно, Ян Вермеер изобразил себя

Ставший знаменитым благодаря поразительно точным изображениям повседневных сцен и необычайно яркому, мягкому свету в своих удивительно реалистичных композициях, Ян Вермеер (1632-1675) заслуженно признан одним из выдающихся мастеров Золотого века голландской живописи.

"Диана со спутницами", ок. 1653-1654 гг., Маурицхёйс, Гаага
"Диана со спутницами", ок. 1653-1654 гг., Маурицхёйс, Гаага

Ранний период жизни и становление Вермеера как художника окутаны тайной. Его имя неоднократно встречается в документах Делфта, но они почти ничего не раскрывают о его характере, убеждениях или процессе создания его шедевров. На протяжении жизни Вермеер не пользовался широкой известностью, что, вероятно, связано с тем, что он создавал свои работы для узкого круга меценатов. На протяжении двух столетий его творчество оставалось в забвении, пока в XIX веке оно не было вновь открыто.

"Христос в доме Марфы и Марии", ок. 1654-1656 гг., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
"Христос в доме Марфы и Марии", ок. 1654-1656 гг., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Йоханнес (или Ян) Вермеер появился на свет в Делфте и был крещён 31 октября 1632 года. Он стал вторым ребенком в семье Рейнера Янса, который позднее взял фамилию Вермеер, и Дигны Балтенс. Рейнер начал свою карьеру как шелковый ткач, а затем стал хозяином постоялого двора, совмещая это занятие с торговлей картинами, что приносило дополнительный доход. Успех в делах позволил ему в 1641 году приобрести крупный постоялый двор на центральной площади Делфта.

"Сводница", 1656 г., Галерея старых мастеров, Дрезден
"Сводница", 1656 г., Галерея старых мастеров, Дрезден

В XVII веке небольшой город Делфт был процветающим центром торговли, культуры и ремёсел. Здесь создавались роскошные гобелены, изысканные серебряные изделия и знаменитая сине-белая керамика, ставшая визитной карточкой города. Делфт привлекал множество талантливых художников, таких как Питер де Хох, Карел Фабрициус и Николас Мас, которые состояли в одной гильдии.

"Спящая девушка", ок. 1656-1657 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Спящая девушка", ок. 1656-1657 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Художники не только были знакомы друг с другом, но, вероятно, и вдохновлялись работами коллег. Мастера делфтской школы выделялись своими произведениями на бытовые темы, а также городскими видами и пейзажами, которые и по сей день остаются символом Золотого века голландской живописи.

"Улочка в Делфте", 1657 г., Рейксмузеум, Амстердам
"Улочка в Делфте", 1657 г., Рейксмузеум, Амстердам

Интерес Вермеера к искусству, вероятно, был подкреплён отцовской связью с миром торговли картинами, однако детали его художественного обучения остаются загадкой и основываются лишь на догадках.

"Вид Делфта", 1660-1661 гг., Маурицхёйс, Гаага
"Вид Делфта", 1660-1661 гг., Маурицхёйс, Гаага

Считается, что на становление Вермеера могли повлиять Карел Фабрициус, талантливый художник и ученик Рембрандта, или Леонард Брамер, друг семьи Вермееров, известный своими многочисленными работами и графикой.

"Девушка, читающая письмо у открытого окна", 1657-1659 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден
"Девушка, читающая письмо у открытого окна", 1657-1659 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден

После смерти Рейнера в 1652 году Ян унаследовал семейное дело. Как художник, Вермеер не оставил большого количества работ: до наших дней сохранилось всего 36 картин, и исследователи предполагают, что общее число завершённых произведений вряд ли было значительно больше.

"Молочница", 1660 г., Рейксмузеум, Амстердам
"Молочница", 1660 г., Рейксмузеум, Амстердам

Считается, что Вермеер уделял каждой своей картине невероятное количество времени, кропотливо прорабатывая мельчайшие детали. Однако живопись, вероятно, не была его единственным источником дохода. С ростом его семьи, в которой насчитывалось пятнадцать детей, ему требовалась дополнительная поддержка. Предполагается, что Вермеер продолжил заниматься торговлей картинами, как и его отец.

"Молодая женщина с кувшином воды", 1662-1664 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Молодая женщина с кувшином воды", 1662-1664 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Существуют записи, свидетельствующие о том, что он выступал консультантом по оценке произведений искусства. В 1672 году он отправился в Гаагу, чтобы оценить картины, которые приписывались таким мастерам, как Рафаэль, Гольбейн, Тициан и Джорджоне.

"Концерт", ок. 1663-1666 гг., картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарден, Бостон
"Концерт", ок. 1663-1666 гг., картина украдена из Музея Изабеллы Стюарт Гарден, Бостон

Точные методы работы Вермеера неизвестны, но исследования указывают на то, что он использовал камеру-обскуру — оптическое устройство, позволяющее проецировать изображение на поверхность, чтобы затем обвести его контуры.

Хотя принципы работы камеры-обскуры были известны ещё с древности, портативные модели, оснащённые линзами, начали активно применять лишь в конце XVI века. Этот инструмент мог значительно помочь художнику в достижении его знаменитой реалистичности и точности деталей.

"Девушка с жемчужной серёжкой", ок. 1665-1667 гг., Маурицхёйс, Гаага
"Девушка с жемчужной серёжкой", ок. 1665-1667 гг., Маурицхёйс, Гаага

В апреле 1653 года Ян Вермеер вступил в брак с Катариной Больнес, дочерью Марии Тинс — состоятельной католички. Примерно в то же время художник принял католическую веру, что, возможно, сыграло роль в его отношениях с семьёй жены. Однако Мария изначально не одобряла союз из-за финансовой нестабильности Вермеера. Её сомнения усилились, когда в декабре 1653 года, регистрируясь в гильдии как мастер-художник, он не смог выплатить вступительный взнос в шесть гульденов.

Тем не менее, разногласия с матерью Катарины удалось уладить. В дальнейшем, когда семья сталкивалась с финансовыми трудностями, именно Мария Тинс оказывала им необходимую поддержку.

"Хозяйка и служанка", ок. 1666-1667 гг., Коллекция Фрика, Нью-Йорк
"Хозяйка и служанка", ок. 1666-1667 гг., Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Хронология произведений Яна Вермеера остается предметом споров, поскольку лишь три его картины имеют точные даты. Ранними работами художника считаются библейская сцена "Христос в доме Марфы и Марии" и мифологическая "Диана со спутницами". Эти произведения выделяются сюжетами и итальянским влиянием, заметно отличающимися от зрелых работ мастера. Однако уже к моменту создания первой датированной картины, "Сводницы", Вермеер окончательно сформировал свой уникальный стиль.

"Аллегория Живописи", 1666-1668 гг., Музей истории искусств, Вена
"Аллегория Живописи", 1666-1668 гг., Музей истории искусств, Вена

Большинство его последующих произведений посвящено сценам из повседневной жизни, чаще всего изображающим домашний интерьер. Такой жанр, известный как бытовая живопись, в других странах Европы долгое время считался второстепенным и недостойным высокой художественной оценки.

"Астроном", 1668 г., Лувр, Париж
"Астроном", 1668 г., Лувр, Париж

В Голландии ситуация была иной. Эта страна только что обрела независимость от Испании и стала новой республикой, а благодаря Голландской Ост-Индской кампании её торговые связи принесли процветание. В отличие от других стран, где были популярны масштабные картины для церквей и дворцов, в Голландии на такую живопись не было большого спроса.

Большую часть заказов получали художники, работавшие для состоятельных торговцев, которые предпочитали небольшие картины для украшения своих загородных домов. Клиенты часто не интересовались историческими или мифологическими сценами, а отдавали предпочтение скромным изображениям повседневной жизни — пейзажам, натюрмортам, букетам цветов и простым бытовым сюжетам.

"Географ", 1669 г., Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
"Географ", 1669 г., Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

Картины Вермеера отличаются удивительным спокойствием и гармонией. В его работах часто можно увидеть одного или двух персонажей, освещённых мягким светом, проникающим через окно.

Его герои заняты простыми делами — они могут шнуровать одежду или играть на музыкальном инструменте, а другие поглощены размышлениями, как, например, географ, который смотрит вдаль, или девочка, читающая письмо. Каждая деталь помещений выполнена с таким мастерством, что в 1861 году Братья Гонкур, французские критики, назвали Вермеера "единственным мастером, создавшим живой дагерротип" — раннюю форму фотографии.

"Кружевница", ок. 1669-1670 гг., Лувр, Париж
"Кружевница", ок. 1669-1670 гг., Лувр, Париж

Реализм в картинах Вермеера порой может быть обманчивым. В Нидерландах существовала традиция скрытых символов, и даже на изображениях повседневной жизни часто можно было найти детали, которые несут дополнительные смысловые слои.

Например, на картине "Молочница" на полу стоит деревянная коробка, которая на первый взгляд кажется случайным элементом. Это грелка для ног — традиционный символ верности влюбленных. Рядом с ней изображена плитка с фигурой Купидона. Современникам Вермеера было ясно, что девушка на картине мечтает о любви.

"Гитаристка", 1669-1672 гг., Кенвуд-хаус, Лондон
"Гитаристка", 1669-1672 гг., Кенвуд-хаус, Лондон

Рентгенологические исследования подтвердили, что на картинах Вермеера можно найти множество исправлений, что свидетельствует о его стремлении к совершенству. Настоящее мастерство художника заключалось в его умении передавать тонкие изменения света и его влияние на текстуры и материалы.

В отличие от некоторых своих современников, которые часто уделяли внимание микроскопической деталировке объектов, Вермеер достиг реалистичности изображений благодаря тонким переходам тонов. Он использовал крошечные капли светлой краски, чтобы создать блики на различных поверхностях.

"Аллегория веры", ок. 1671-1674 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Аллегория веры", ок. 1671-1674 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Экономические условия, особенно после французского вторжения в 1672 году, привели к финансовым трудностям в семье художника, что, вероятно, поспособствовало его преждевременной смерти. Через несколько месяцев после его ухода вдова Вермеера была признана банкротом.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: