Найти в Дзене
Extreme Sound

Эхо гения: Ричард Райт и его незамеченный вклад в Pink Floyd

История Ричарда Райта — это, по большей части, история успеха. С момента основания Pink Floyd он, как клавишник, участвовал в создании таких рок-классики, как "The Dark Side of The Moon" и "The Wall".

Райта часто вспоминают в связи с Сидом Барреттом, его бывшим соседом по квартире и соучредителем психоделической группы. Райт, пожалуй, лучше всех понимал Барретта и его сложный период, живя с ним во время его экспериментов с ЛСД.

Райта можно назвать самым недооцененным участником группы. Его смерть в 2008 году привлекла внимание к его карьере и вкладу в музыку одной из величайших групп всех времен.

Многие считают Райта ключевой фигурой Pink Floyd, получившей настоящее признание только посмертно. Давайте разберемся, почему.

Ранние годы Pink Floyd

-2

Конец 60-х был временем экспериментов для группы. "Это был процесс обучения. К 70-м годам мы уже понимали, что можем делать: что писать, как играть", — говорил Ричард Райт.

К моменту присоединения к группе Райт уже был опытным музыкантом, освоившим множество инструментов в 12 лет, будучи прикованным к постели из-за перелома ноги.

Он брал частные уроки музыкальной теории, а позже изучал архитектуру, от которой в итоге отказался ради Лондонского музыкального колледжа.

До 1964 года у него не было четкой роли в группе, отчасти из-за его универсальности как мультиинструменталиста. Он играл на пианино, когда оно было в пабе, где они выступали, и экспериментировал с другими инструментами.

Вскоре к группе присоединился Сид Барретт, и у них состоялась первая запись, организованная преимущественно благодаря связям Райта в музыкальном колледже. Барретт дал группе название Pink Floyd , а остальное — уже история.

Роль Ричарда Райта в ранние годы была неопределенной. Будучи самым музыкально образованным, он часто выполнял функции roadie ( (роуди) — это человек, который путешествует с музыкальной группой или другим артистом во время гастролей и отвечает за технические аспекты, такие как настройка оборудования, звук, освещение, инструменты и сценические эффекты. Они также могут заниматься погрузкой и разгрузкой оборудования, организацией транспорта и другими задачами, связанными с обеспечением бесперебойной работы концертов и туров. Роуди — важная часть команды, обеспечивающей успешное проведение выступлений.) и звукорежиссера, настраивал гитары и играл на сцене по мере необходимости. После ухода Барретта его позиция стала более ясной.

-3

Отношения Ричарда Райта с Сидом Барреттом

"Если вы послушаете The Piper At The Gates Of Dawn, вы найдете там необыкновенные песни — это то, что делал Сид. Он был удивительным человеком, и он писал такие песни, которые никто раньше не писал", — вспоминал Ричард Райт.

Райт был известен своими хорошими отношениями с Барреттом. Какое-то время они жили вместе в квартире в Ричмонде.

Пока Барретт был в группе, они были близкими друзьями, но Райт также был свидетелем его психических проблем. Он рассказывал, как однажды Барретт исчез на выходные, а когда вернулся, то уже был совсем другим человеком.

Поведение Барретта ухудшалось, он становился все более замкнутым и погруженным в мир сюрреализма, и группа решила с ним расстаться.

Райт рассказывал, как лгал Барретту, что идет за сигаретами, а сам возвращался через несколько часов после выступления, заставая Барретта в том же кататоническом состоянии, спрашивающего про сигареты.

Райт говорил, что думал уйти из группы после ухода Барретта, так как его роль в Pink Floyd оставалась неопределенной, но в реальности это было непрактично.

Райт, как и другие участники группы, помогал Барретту в работе над его двумя сольными альбомами, скорее из чувства вины и желания помочь, чем из художественных соображений.

Эпоха Pink Floyd после Сида Барретта

-4

Барретт был основным автором песен на первых двух альбомах Pink Floyd. После его ухода обязанности по написанию песен распределились между участниками группы, в основном между Уотерсом и Райтом.

Более эпичные и длинные композиции Pink Floyd появились преимущественно благодаря Райту и его музыкальному мастерству. Яркий пример — "Shine On You Crazy Diamond", посвященная Барретту и его проблемам.

Вклад Райта как композитора особенно заметен на альбоме 1973 года "The Dark Side of The Moon", для которого он написал такие длинные композиции, как "The Great Gig in The Sky" и "Us and Them".

Также стоит отметить его вокал в "Time" и "Breathe", в создании которых он принимал активное участие, как и в других альбомах после ухода Барретта.

На концертах роль Райта как клавишника была неотъемлемой частью успеха их живых выступлений.

Эпоха Роджера Уотерса в Pink Floyd

К выходу альбома "Animals" в 1977 году вклад Райта уменьшился, и Уотерс начал доминировать в процессе написания песен, включая успешный альбом "The Wall". Уотерс был недоволен тем, что другие участники стали меньше вносить вклад, но продолжали получать равные гонорары.

Два вышеупомянутых альбома стали первыми, в которых Райт не был указан в качестве автора песен. После "The Wall" Уотерс хотел подать в суд на Райта за несправедливую долю гонораров, но из-за финансовых проблем группы Райт решил уйти, оставшись сессионным музыкантом.

По иронии судьбы, именно Ричард Райт был единственным, кто получил прибыль от гастролей в начале 80-х. "The Final Cut", тринадцатый альбом группы, — единственный, в котором Райт никак не отмечен.

Разрыв между Роджером Уотерсом и Ричардом Райтом

"Между мной и Роджером был серьезный конфликт личностей, и в конце концов я понял, что не могу работать с этим человеком, поэтому я ушел," — говорил Ричард Райт.

Уотерс покинул группу в 1985 году, оставив Гилмора основным автором песен. Концепция Гилмора для альбома "A Momentary Lapse of Reason" — первого неконцептуального альбома Pink Floyd — заинтересовала Райта. Это был один из немногих альбомов группы с участием сторонних авторов.

Ричард Райт участвовал в записи альбома в качестве сессионного музыканта, как и в последующем туре. Официально Райт вернулся в группу только в 1995 году, когда он стал соавтором и вокалистом нескольких песен для альбома "The Division Bell", а также был указан в качестве исполнителя на двух последующих концертных альбомах.

Смерть Ричарда Райта

В 2005 году все живые участники группы воссоединились для последнего выступления.

-5

Одним из последних музыкальных дел Ричарда Райта перед смертью стала запись недостающей партии фортепиано для трека "Shine On You Crazy Diamond", песни, посвященной Барретту, которую обнаружили при ремикшировании альбома для выпуска на CD.

Райт умер от рака легких в 2008 году в возрасте 65 лет. Он работал над новым сольным альбомом, состоящим в основном из инструментальных пьес его собственного сочинения.

Влияние Ричарда Райта, возможно, так же недооценено, как и влияние Барретта. Они были основателями группы, сформировавшими ее психоделическое и эпическое звучание, сочетая авторский талант Барретта и композиторское мастерство Райта.

Гилмор после смерти Райта заявил, что Pink Floyd без Уотерса и Райта — это уже не Pink Floyd.

Дэвид Мейсон писал, что именно звук Ричарда Райта «связывал все воедино», будь то его голос, игра на клавишных, написание песен или композиторская работа. Райт, безусловно, был недооцененным, но неотъемлемым участником Pink Floyd и посмертно должен быть признан одним из основных и влиятельных участников группы.

Без композиторского таланта Ричарда Райта новаторские концептуальные альбомы и эпические песни Pink Floyd просто не существовали бы.