Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Что если бы Наполеон – победил?

Есть мнение, что и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с. Это мнение Смердякова. Некоторые его разделяют, большинство осуждает, но есть смысл попробовать оставить за скобками моральные аспекты данного мнения, рассмотрев лишь его интеллектуальную составляющую. А что если бы Наполеон в 1812 году действительно победил?

И это – не праздный вопрос, как в случае с возможностью и последствиями победы Гитлера. Все аналитики, – диванные и штабные, советские, российские, американские, немецкие сходятся на том, что план «Барбаросса» не мог сработать. Там-то в основе замысла лежали могучий тевтонский «авось» (младший брат японского авося), непоколебимая вера в гений Фюрера и безграничное презрение к унтерменшам. У французов же всё было по-взрослому.

-3

Вторжение Наполеона в Россию готовилось в течение пяти лет, план был продуман до мелочей, буквально до охапки соломы, абсолютно реалистичен, – даже минималистичен по ставящимся целям, а главное, обладал многократным запасом прочности. Он учитывал как стратегические замыслы противника, так и возможные последствия неудач. Достаточно сказать что не собираясь заходить восточнее Витебска, Наполеон рассчитывал запасы и чертил карты, исходя из того, что идти придётся на Москву. Разница более чем в три раза.

...Почему на Москву, а не на Петербург – вопрос отдельный, уже рассмотренный, но в данном случае и неважный. Важно же, что план Наполеона был настолько хорош, что просто не мог не сработать. Император учёл всё и располагал всем необходимым для успеха... Кутузов переиграл противника психологически.

Почему Бородинская битва — один из величайших обманов в истории
Цитадель адеквата7 февраля 2022

А если б нет?

Вопрос на удивление простой. Что было бы, если б план Наполеона сработал, известно совершенно точно и в мелочах. Для начала, Бонапарт бы собственному плану последовал. А именно, догнав и разгромив в генеральном сражении русскую армию в западной Белоруссии, французы к концу октября, – то есть, не только до морозов, но и до распутицы, – отошли бы к магазинам на Висле. С Россией же, – под угрозой похода на Москву, отсекающего Петербург от «хлебных» губерний, – был бы заключён мир. На не слишком обременительных условиях, в отличие от «союзнических» договоров с Пруссией и Австрией даже не подразумевавших (скорее всего) территориальных потерь.

Формально, требования Наполеона ограничивались присоединением России к континентальной блокаде. Однако, учитывая что это именно англичане блокировали подконтрольные французам порты, а также учитывая, что торговли между Англией и Россией в тот момент не велось (торговое судоходство через датские проливы прекратилось)… Наполеону лишь требовалось Россию нейтрализовать, отбив охоту к участию в антифранцузских коалициях. Что, по идее, достигалось даже без каких-либо договоров, а просто эффективной демонстрацией силы.

Практический союз с Россией Франции был не нужен. Требовалось лишь, чтобы Россия не мешала… И, следовательно, о последствиях для России.

В России же события начинают развиваться с опережением, сравнительно с историей реальной. Во-первых, Наполеон уходит за границы Империи не в декабре, а уже в октябре. Во-вторых же, император Александр I, проследовав по стопам отца и деда, умирает не в 1825, а в 1813 году. Поражения под Аустерлицем и заключения предыдущего ещё оскорбительного Тильзитского мира с Наполеоном высшее общество императору не простило, – вообще. Даже для Пушкина он оставался «правителем слабым и лукавым». Следующий косяк уже однозначно подразумевал бы импичмент… И, Александр, кстати, это знал. Разговоры такие при дворе ходили, достигая даже его ушей. Так что, встречающиеся иногда замечания, что император «боялся Кутузова»… нужно понимать буквально. Правильно делал. После того, как генералы принудили его к участию в заговоре против отца. Кутузов же был человеком авторитетным.

...Следовательно, русского императора с 1813 года зовут Константин I. Поскольку другом брату Александра I – Николаю Павловичу – ещё только 17 лет. Хорошо ли это или плохо, трудно сказать. Можно, однако, предположить, что в таких условиях и восстание декабристов происходит досрочно, – допустим, в том же 1813 году. Однако, восстание терпит поражение, поскольку, как известно, «страшно далеки они были от народа», а ещё дальше от реальности. И просто – клоуны.

Если что, то крепостное право в России не отменяют по причинам объективным. Ещё не назрели предпосылки в виде потребности сгонять крестьян с земли, обеспечивая растущую промышленность рабочей силой, как не чувствуется ещё в начале XIX столетия и аграрное перенаселение. Крепостное право на данном этапе сохраняется, поскольку ещё продолжает приносить пользу.

...Теперь о Европе. Где тоже всё весьма предсказуемо. Из Польши, прихватив гвардию, Наполеон отправляется в Испанию, где Веллингтон даёт прикурить без нужды многочисленным, но не лучшим французским войскам под командой не лучших полководцев. С прибытием императора ситуация меняется, и после нескольких поражений, англичане эвакуируются. Чтобы высадиться в Дании или на берегах Адриатики. Сколько лет ещё борьба продолжается в таком духе, – ни одна из сторон не может нанести решительное поражение другой, – вопрос. Но рано или поздно бесперспективная война должна завершиться перемирием…

Не миром. Франция стремится к мировому господству, но Англия лечь под неё не согласна, а принудить к этому островитян, остающихся под защитой непобедимого флота, – нельзя. Наполеон может пытаться строить свой флот (безуспешно, у англичан лучше с ресурсами, – они же обложили и держат Францию в осаде, и Британия производит вдвое больше пушек, чем континент)… Главное же, он – не успевает. В 1821 году Наполеон I умирает от рака желудка.

После чего, – и это крайний строк, – Французская империя рассыпается. Она стоит поперёк горла не только англичанам, но и русским, испанцам, голландцам, итальянцам, плюс немцам во всём их дивном разнообразии. Многие вассальные или союзные государства имеют свои армии. Армии других, возглавляемых королями из числа родственников Бонапарта, – не благонадёжны. Империя нужна только французам, да и то… Если война продлится ещё девять лет?

-4

В реальной истории к 1815 году французам уже казалось, что ужасный конец лучше, чем ужас без конца.

...То есть, 1821 год – крайний срок. Скорее, новая коалиция против Наполеона (с участием России, конечно, – у нас абонемент) складывается раньше. Так что, император и тут заканчивает дни на острове Святой Елены.

Почему?

Наполеоновские войны в значительной мере расчистили Европу от политического наследия феодальной эпохи. Но в наступающую эру национальных государств империя Бонапартов подавно не вписывалась.