Чем выше и чем шире здание, чем у́же переулок, в котором оно стоит, тем сложнее рассмотреть его во всей красе. А уж запечатлеть на фото и вовсе задача максимально трудноисполнимая. Но я все же попытаюсь показать дом №10 в Большом Гнездниковском переулке. Со всей смелостью заявляю: он замечателен во многих отношениях.
Во-первых, это еще один доходный дом, который был спроектирован архитектором для собственных целей, полностью по своему хотению, а не по велению заказчика. Этим архитектором был Эрнест-Ришард Карлович Нирнзее, автор многих московских «тучерезов», родившийся в городе Вязьме Смоленской губернии, а последние два десятка лет жизни проведший в Польше.
Собственно, во-вторых, дом примечателен как раз тем, что...
...Стал первым московским небоскребом, превысившим отметку в 8 этажей
Зодчий выстроил его в 1912-1913 годах, подав в городскую управу прошение о сносе деревянных построек на купленной им земле и возведении вместо них девятиэтажного каменного дома с маленькими, дешевыми квартирами, жилым полуподвалом и водяным отоплением.
Управа дала добро, но градоначальники забеспокоились, что такая огромина будет неустойчивой, и предложили понизить дом на один этаж. Однако архитектор настоял на своем, доказав, что все расчеты верны и сооружение выйдет абсолютно безопасным.
(5 фото)
К слову сказать, раньше на этом месте располагалась дворянская усадьба начала девятнадцатого века, затем переоборудованная в доходное владение. Рассказывают, что одну из её построек в 1912-м планировали реконструировать, но произошел несчастный случай: здание рухнуло, и под его обломками погибли двое рабочих.
В том же году участок купил Нирнзее и затеял собственный проект. Все прежние постройки снесли, а вместо них выстроили девятиэтажный дом – на тот момент самый настоящий небоскреб – целых сорок метров над уровнем тротуара. В наше время такой высоты было бы тринадцатиэтажное здание, из чего можно судить, какие в нем были потолки.
Здание вышло эклектичным, вобрав в себя неоклассицизм, модерн и даже в чем-то предвосхитив грядущее зарождение конструктивизма. Фасад украсили строгие прямоугольные эркеры, идущие с четвертого по девятый этаж, лепные вставки под эркерами и небольшой фриз по центру.
(7 фото)
Сверху доходный дом увенчал фронтон с мозаичным панно с изображением лебедей… но вот его с улицы, к моему большому сожалению, уж точно никак не рассмотреть. Автором мозаики стал художник, график и театральный сценограф Александр Яковлевич Головин.
Квартиры здесь действительно были маленькие, даже без кухонь. Рассказывают, что еду заказывали из соседских трактиров и ресторанов, а доставляли ее жильцам дежурившие на этажах половые.
По первоначальным планам большинство квартир предназначалось для одиноких служащих, за что дом этот прозвали «Домом холостяков».
Конечно же, есть и «в-третьих». Третья причина обратить внимание на это здание в Гнездниковском переулке…
…Это люди и события, связанные с ним
В полуподвальном этаже дома открылся театр-кабаре «Летучая мышь», а в 1915 году на крыше оборудовали кинопавильон товарищества «Киночайка».
Вообще театров здесь было много. В том числе (в разное время и кто дольше, кто меньше) театр пародий «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», Московский театр сатиры, студия Малого театра и театр-студия Федора Николаевича Каверина.
А еще – Учебный театр ГИТИС. Кстати, что удивительно, еще одно здание Учебного корпуса ГИТИСа, расположенное на углу Земляного Вала и Тетеринского переулка, также построено Нирнзее.
И, конечно, люди, что здесь жили и здесь бывали! О них можно написать отдельный том.
К примеру, в доме №10 жил композитор, автор музыки к самым первым советским звуковым фильмам Арсений Михайлович Авраамов, балерина и педагог Елизавета Юльевна Андерсон, один из создателей Военно-воздушного флота и авиапромышленности СССР Петр Иванович Баранов, живописец и график Василий Васильевич Кандинский, поэт Владимир Владимирович Маяковский (в квартире своего друга), поэт, детский писатель и литературный критик Корней Иванович Чуковский… И еще очень и очень много деятелей культуры, искусства, политических фигур и ученых.
В многочисленных театрах, издательствах и редакциях, что здесь располагались, также бывали по делам или работали постоянно многие знаменитости: Михаил Булгаков, Максим Горький, Исаак Дунаевский, Сергей Есенин, Валентин Катаев, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Осип Мандельштам, Юрий Олеша и Татьяна Пельтцер. Арсений Тарковский, Константин Станиславский и Сергей Рахманинов.
Более того! В 1914 году здесь прошло мероприятие с участием английского писателя и публициста Герберта Уэллса, на котором московские литераторы чествовали зарубежного коллегу.
Михаил Афанасьевич Булгаков, работая в редакции газеты «Накануне», познакомился в этом доме со своей будущей женой, Еленой Сергеевной Шиловской, которая, как принято считать, стала прообразом Маргариты.
В начале Великой Отечественной войны на крыше дома установили зенитные орудия, которые отражали налеты фашистских бомбардировщиков.
Послужил дом и киноискусству. Помимо киностудии, что в нем располагалась еще до революции, здесь снимались сцены таких советских кинокартин, как «Место встречи изменить нельзя» и «Служебный роман».
Кстати сказать, существует легенда, которую поддерживали даже некоторые из старых жильцов дома. Они рассказывали, что после революции, разочаровавшись в Советской власти, Эрнест Карлович Нирнзее покончил с собой, в этом самом доме бросившись вниз головой в лестничный колодец. Однако это действительно всего лишь легенда. На самом деле архитектор, имея совсем не русскую фамилию, опасался антинемецких погромов во время Первой мировой войны и был вынужден уехать из России, в 1915 году продав дом банкиру Дмитрию Леоновичу Рубинштейну.
Собственно говоря, выручив за продажу два миллиона сто тысяч рублей, он был надолго обеспечен средствами, прожил в Польше до 1934 год и нашел упокоение на кладбище Старые Повонзки в Варшаве.
И вот с именем нового домовладельца, Дмитрия Леоновича (или Львовича) Рубинштейна…
…Связана четвертая причина взглянуть на этот дом более пристально
Был у Рубинштейна один необычный, можно сказать, особенный приятель. Им являлся сибирский крестьянин родом из Тобольской губернии, личность одиозная и неоднозначная, которую как только ни называли: царский друг, старец, прозорливец, целитель. Каждый решает для себя, брать все эти эпитеты в кавычки или оставить как есть – Григорий Ефимович Распутин.
В следующий раз, если случится побывать в Большом Гнездниковском переулке, вспомните, что вы, возможно, сейчас шагаете след в след с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Татьяной Ивановной Пельтцер, Михаилом Афанасьевичем Булгаковым… или с Гришкой Распутиным.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует