Столкновения между индуистами и мусульманами случались на Индийском субконтиненте задолго до прибытия британцев, но именно британское колониальное правительство подтолкнуло к разделу единую Британскую Индию.
При этом провинция Бенгалия была разделена по административным причинам ещё в июле 1905 года. Вице-король Индии лорд Керзон объявил о делении этой крупнейшей провинции Британской Индии с населением 78,5 миллионов человек в основном по религиозной причине.
Однако разделом осталась не довольна бенгальская индуистская элита, протестовавшая против включения в новую провинцию Западная Бенгалия небенгалоязычных провинций на севере и юге что сделало их меньшинством в своей собственной провинции. Индуисты были недовольны тем, что британцам было плевать на их мнение, и это подстегнуло вспышки насилия против них. Раздел Бенгалии продлился шесть лет, в течение которых британское правительство не смогло подавить политические волнения.
В свою очередь мусульмане Бенгалии первоначально в значительной степени выступая против раздела Бенгалии, со временем начали больше участвовать в местной политике и даже начали требовать создания независимого мусульманского государства. В 1906 году была основана Всеиндийская мусульманская лига в Дакке, где был сосредоточен центр образовательной, административной и профессиональной жизни мусульманского большинства Восточной Бенгалии.
Лидер Мусульманской лиги и движения за независимость Индии Мухаммед Али Джинна первоначально выступал за единство мусульман и индусов. Но из-за того что в Конгрессе преобладали индуисты, а Лига мусульман во главе с Джинной получала плохие результаты на выборах в местные органы власти он начал приходить к идее независимого мусульманского государства.
Кроме того Джинна был "западником" - он получил юридическое образование в Англии и находился под влиянием британского либерализма XIX века, как впрочем и многие другие будущие лидеры независимости Индии.
Таким образом Мухаммед Али Джинна стал сторонником теории двух наций, согласно которой основной идентичностью мусульман была на субконтиненте религия, а не язык или этническая принадлежность.
Согласно этой теории, индуисты и мусульмане не могли существовать в одном государстве, не доминируя и не дискриминируя друг друга. Теория двух наций также утверждала, что между двумя группами всегда будет постоянный конфликт. Несколько индуистских националистических организаций также были сторонниками теории двух наций. Эту теорию использовали британцы, стараясь сталкивать между собой сторонников индуизма и мусульман, включая в индийское избирательное законодательство нормы, из-за которых между представителями различных конфессий возникали политические противоречия. Мусульман британцы использовали также как позднее украинцев против русских - в качестве политического противовеса. Мусульманам внушались идеи что с ними будут обращаться несправедливо в независимой Индии, поощряя сепаратистские тенденции.
Само создание термина «Пакистан» приписывают Чоудри Рахмату Али, который ещё в 1933 году впервые в своей работе упоминул это слово как аббревиатуру регионов: П/Пенджаб, А/Афгания, К/Кашмир, И/Иран, С/Синд, ТАН - от Белуджистана (есть вторая версия - от перевода с урду пак-чистая, стан - земля).
В начале Второй мировой войны британский вице-король Индии объявил войну от имени Индии, не посоветовавшись с индийскими лидерами. В знак протеста министерства Индийского национального конгресса подали в отставку. Однако Мусульманская лига поддержала Великобританию в военных действиях. Когда вице-король встретился с лидерами индийских националистов вскоре после начала войны, он предоставил Мухаммеду Али Джинне такой же статус, как и Махатме Ганди. Махатма Ганди кстати категорически возражал против раздела.
В 1940 году на конференции в Лахоре Джинна предложил одобренное Мусульманской лигой создание отдельной мусульманской нации в районах с преобладающим мусульманским населением на северо-западе и востоке Индийского субконтинента, но Индийский национальный конгресс отклонил это предложение, поскольку считал себя представителем всех индийцев всех вероисповеданий.
В 1942 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль направил лидера Палаты общин сэра Стаффорда Криппса в Индию, чтобы предложить стране статус доминиона в конце войны, если Индийский национальный конгресс поддержит военные усилия. Однако Мусульманская лига отклонила это предложение, поскольку к этому времени мусульмане уже нацелились на образование Пакистана.
Все это время велась подпольная национально-освободительная борьба индийцев против британского господства.
После окончания войны, в начале 1946 года, в вооруженных силах произошло несколько мятежей, в том числе среди военнослужащих Королевских ВВС, разочарованных задержкой репатриации в Великобританию и среди моряков Королевского флота Индии.
В Великобритании премьер-министром становится Клемент Эттли, который многие годы поддерживал идею независимости Индии.
В том же 1946 году в Индии прошли новые выборы. Индийский национальный конгресс получил 91% голосов в немусульманских округах и большинство в Центральном законодательном органе. Для большинства индуистов Конгресс теперь стал законным преемником британского правительства. Мусульманская лига получила большинство мест в провинциальных ассамблеях, а также все мусульманские места в Центральной ассамблее.
При таких убедительных результатах выборов Мусульманская лига могла, наконец, заявить, что она в целом и Джинна в частности представляют мусульман Индии. Когда члены британского кабинета министров посетили Индию в июле 1946 года, они встретились с Джинной. Британский кабинет министров предложил план, который сохранил бы единую Индию в рамках федеральной структуры, в которой две из трех провинций состояли бы в основном из мусульман. Провинции были бы автономны, но оборона, иностранные дела и коммуникации управлялись бы центром. Мусульманская лига приняла это предложение, хотя оно и не предлагало независимый Пакистан.
Однако Индийский национальный конгресс отклонил план кабинета министров после чего Джинна объявил 16 августа 1946 года Днем прямых действий. Целью Дня прямых действий было требование создания мусульманской территории в Британской Индии. Несмотря на изначально заявленную мирную цель, день закончился насилием со стороны мусульман в отношении индуистов. На следующий день индуисты дали отпор, и за три дня было убито около 5000 индуистов и мусульман. На женщин и детей нападали, а дома вторгались и разрушали их. Эти события встревожили как правительство Индии, так и Индийский национальный конгресс. В сентябре было создано временное правительство под руководством Индийского национального конгресса, а Джавахарлал Неру был избран премьер-министром объединенной Индии.
Премьер-министр Эттли назначил лорда Маунтбеттена последним вице-королем Индии. Его задачей было сделать так чтобы британцы могли уйти с как можно меньшим позором для чего ему были предоставлены гибкие полномочия.
Валлабхаи Патель был лидером Индийского национального конгресса и одним из первых, кто поддерживал идею раздела Индии. Хотя он категорически не одобрял действия Мусульманской лиги, он понимал что открытый конфликт между ним и Джинной может перерасти в гражданскую войну между индуистами и мусульманами.
С декабря 1946 г. по январь 1947 г. он работал с индийским государственным служащим В. П. Меноном над разработкой идеи отдельного доминиона Пакистана. Он настаивал на разделе провинций Пенджаб и Бенгалия, чтобы частично включить их в состав нового Пакистана. Патель завоевал поддержку среди индийской общественности, но среди его критиков были Ганди, Неру и светские мусульмане.
Маунтбеттен официально предложил план раздела 3 июня 1947 года на пресс-конференции, где он также заявил, что Индия станет независимой страной 15 августа 1947 года. План Маунтбеттена содержал пять элементов: первый заключался в том, что многоконфессиональные законодательные собрания Пенджаба и Бенгалии смогут проголосовать за раздел простым большинством голосов. Провинциям Синд и Белуджистан (современный Пакистан) было разрешено принимать собственные решения. Третий пункт заключался в том, что референдум решит судьбу Северо-Западной пограничной провинции и района Силхет в Ассаме. Последним элементом было то, что в случае раздела будет создана пограничная комиссия. Когда Маунтбеттена спросили, что он будет делать в случае жестоких беспорядков, он ответил :
«Я позабочусь о том, чтобы не было кровопролития и беспорядков. Я солдат, а не гражданский. Как только раздел будет в принципе принят, я издам приказ следить за тем, чтобы в стране не было общественных беспорядков. Если возникнет малейшее волнение, я приму самые суровые меры, чтобы пресечь беду в зародыше. Я не буду использовать даже вооруженную полицию. Я прикажу армии и авиации действовать и буду использовать танки и самолеты, чтобы подавить любого, кто захочет создать проблемы».
Вероятно ни Маунтбеттен, тем более никакой другой индийский лидер не предвидели размера насилия, которое произойдет в результате раздела Индии. Патель одобрил план и убедил Неру и других лидеров Конгресса поддержать его. Индийский национальный конгресс одобрил этот план, хотя Ганди был против него. Позже в том же месяце лидеры индийских националистов, представлявшие индуистов, мусульман, сикхов и неприкасаемых, согласились разделить страну по религиозному признаку. Ганди еще раз выразил свое несогласие. Долгие годы он безуспешно боролся за то, чтобы удержать мусульман в Индийском национальном конгрессе, который они массово покинули в 1930-е года. Миротворческая деятельность раздражала как индийских активистов, так и мусульманских националистов. В итоге Ганди был убит во время вечерней молитвы праворадикальным индусом Н. Годзе всего через пол года после раздела и обретения независимости Индии.
18 июля 1947 года британский парламент принял Закон о независимости Индии, который завершил процедуру раздела.
Для определения того, какие территории войдут в состав какого государства, были созданы две комиссии для Пенджаба и для Бенгалии (современного Бангладеш) во главе с Сирилом Рэдклиффом. Уложится Рэдклифф, до этого никогда не посещавший Индии, должен был в 5 недель. При этом ему нужно было учесть естественные границы, дороги, источники воды и ирригационную систему, а также социально-политические факторы. Это было физически невозможно в такой срок и линия, созданная без учёта всех этих факторов была опубликована 17 августа 1947 года.
Доминион Пакистан, первым генерал-губернатором которого стал Джинна, возник 14 августа, а на следующий день Индия стала независимой страной с Неру в качестве первого премьер-министра.
625 княжествам недалеко от линии Рэдклиффа была дана возможность сделать выбор, к какой из двух стран присоединиться, но религиозные меньшинства, жившие здесь после публикации линии Рэдклиффа запаниковали. Насилие, уже имевшее место ранее, обострилось - происходили похищения индуистских и сикхских девочек пакистанскими мусульманами, практиковались убийства индуистов и сикхов, отправлявшихся в Индию.
За исключением провинции Пенджаб, никто не ожидал, что раздел Индии приведет к массовому переселению населения. Пенджаб был исключением, поскольку он уже переживал насилие по религиозному признаку. Власти ожидали, что религиозные меньшинства продолжат проживать в новых государствах, в которых они оказались.
До раздела население Индии составляло около 390 миллионов человек. После раздела - около 330 миллионов в Индии, около 30 миллионов в Западном Пакистане и около 30 миллионов в Восточном Пакистане. После установления границ примерно 14,5 миллионов человек пересекли границы в обе стороны, чтобы оказаться в составе религиозного большинства.
Тем не менее власти не ожидали таких огромных цифр и тем более того, что переселение будет сопровождаться настолько ужасающим насилием. Оценки смертности только в Пенджабе варьируются от 200 000 до 2 миллионов человек. За не большими исключениями, в Западном Пенджабе почти не осталось индуистов или сикхов, а в Восточном Пенджабе выжило очень мало мусульман. При этом Пенджаб не был единственной провинцией, пережившей подобное.
Выжившие рассказывали о похищениях, изнасилованиях и убийствах. Дома и особняки были сожжены и разграблены, а детей убивали на глазах у их братьев и сестер. Поезда с беженцами между двумя новыми странами прибыли полными трупов. Некоторые женщины предпочитали покончить жизнь самоубийством, чтобы защитить честь своей семьи.
Согласно переписи населения Индии в 1951 году, 2% населения Индии составляли беженцы, из них 1,3% прибыли из Западного Пакистана и 0,7% - из Восточного Пакистана. Большинство сикхских и индуистских пенджабских беженцев из Западного Пенджаба поселились в Дели и Восточном Пенджабе. Население города Дели выросло с менее чем одного миллиона в 1941 году до чуть менее двух миллионов в 1951 году. Многие оказались в лагерях беженцев. Индусы, бежавшие из Восточного Пакистана, поселились в восточной, центральной и северо-восточной Индии. Самое значительное количество беженцев в Пакистан прибыло из Восточного Пенджаба, примерно 80% от общего числа беженцев в Пакистане.
В одном только Пенджабе, согласно данным переписи населения с 1931 по 1951 год, около 1,3 миллиона мусульман покинули западную Индию, но так и не достигли Пакистана. Число индуистов и сикхов, которые направились на восток в тот же регион, но не прибыли, оценивается в 800 000 человек. По данным переписи 1951 года, на всем Индийском субконтиненте пропало без вести 3,4 миллиона человек.
Миграция по причине раздела Индии продолжилась и в 21 веке. Хотя данные переписи 1951 года зафиксировали, что из Восточного Пакистана прибыло 2,5 миллиона беженцев, к 1973 году число мигрантов из этого региона составило 6 миллионов. В 1978 году 55 000 пакистанских индуистов стали гражданами Индии.
Поспешный и халатный раздел привёл к трём полномасштабным войнам и проблема не разрешена до наших дней. До сих пор спорным между Индией и Пакистаном остаётся район Кашмир. К спору в 1960-х годах присоединился Китай, решивший что некоторые земли Кашмира могут быть и не пакистанскими, и не индийскими, а вполне себе китайскими.
В 1992 году мечеть Бабри Масджид в индийском штате Уттар-Прадеш подверглась нападению и разрушению толпой индуистских националистов. В ответ нападению подверглись по меньшей мере 30 индуистских и джайнских храмов по всему Пакистану. Около 70 000 индуистов, проживающих в Пакистане, бежали в Индию из-за этого религиозного насилия.
Даже в 2013 году около 1000 индуистских семей уехали из Пакистана в Индию, а в 2014 году Национальной ассамблее Пакистана сообщили, что около 5000 индуистов мигрируют из Пакистана в Индию каждый год.
Западные историки не решаются использовать слово «геноцид» для описания того, что произошло на Индийском субконтиненте после раздела. Но большАя часть вины за события раздела Индии безусловно лежит на Великобритании. Но британцы указывая на то, что независимость Индии и Пакистана была провозглашена за несколько дней до раздела утверждают что ответственность за поддержание общественного порядка легла в момент провозглашения независимости на новые правительства этих стран.
Рождение двух стран и последующая независимость Бангладеш в 1971 году несут в себе трагическую историю, которая не закончена до сих пор.