Около 325-320 года до нашей эры древний предшественник Конюхова некто грек Пифей, житель колонии Массалия (современный Марсель), оставив солнечную Массалию и отправившись в путешествие, достиг северо-западной Европы. Говоря гекзаметром: был он торговцем и часто читал Одиссею, в путь устремившись далёкий достиг края света, себя не жалея...
Точнее он достиг землю Туле, расположенную в шести днях пути к северу от Британии, и с тех древних времен название Туле буквально обозначало северный край мира, на латыни - ultima Thule. Этимологически это слово может быть связано с протоиндоевропейским *telu 'земля', 'равнина'. На латыни - tellus - земля.
Для древних европейцев земля Туле была самой северной известной точкой мира. Птолемей изобразил её на своей знаменитой карте, а следом за ним и другие картографы.
Пифей описал своё путешествие в произведении «Через Мировой океан», которая до наших дней не дошла и известна только по цитатам из произведений других авторов, в том числе Страбона, Эратосфена, и Плиния Старшего и многих других. Во «Всеобщей истории» Полибия также упоминается о путешествии Пифея. И Полибий, и Страбон, правда, обвиняют Пифея в фальсификации, потому что у других авторов, рассказывающих о путешествиях по Британии и Ирландии не упоминается остров Туле, а вместо этого сообщается о множестве небольших островов.
Предполагается что это могли быть какие-нибудь острова неподалёку от побережья Норвегии, Исландии или Фарерских островов. На территории Исландии находят древнеримские монеты, но присутствие на острове людей в тот период пока не доказано, также как и на Фаррерских островах. Недавние исследования геодезистов и историков предполагают, что землёй Пифея, вероятнее всего, является остров Смёла у норвежского побережья.
Как бы то ни было Пифей был первым греком, описавшим полярный день, полярную ночь, полярное сияние и вечные льды: «Нет здесь более земли, моря или воздуха, а вместо них смесь всего этого, похожая на морские лёгкие». «Морские легкие» (pleumōn thalassios) - название медузы в Средиземном море, которое было интерпретировано как метафорическое описание тумана, студенистой воды и дрейфующего льда. Вероятно Пифий никогда до этого не видел льда в своей Мессалии - он жил в самый теплый период за последние два с половиной тысячелетия - римский оптимум, пик которого пришёлся на середину III века до н.э..
Неизвестно, проплыл ли Пифей через Гибралтарский пролив или путешествовал до севера современной Франции по суше и рекам. Но известно что на Британских островах он наблюдал, как добывали, выплавляли и ковали в слитки олово, которые затем перевозили на остров Иктис для продажи иностранным торговцам. Остров Иктис как и остров Туле не идентифицирован, скорее всего какой-то остров у южного побережья Корнуолла.
Совершив плавание вокруг Альбиона Пифей измерил длину береговой линии, которую он не верно вычислил как 42 500 стадий (около 7 800 километров). Зато он относительно точно определил расстояние от северной оконечности Шотландии до своего родного порта Массалия с помощью разной длины тени своих солнечных часов - 1700 километров (на самом деле: 1815 километров, что довольно близко), что говорит о его широких для своего времени познаниях в географии и астрономии. Из Шотландии он поплыл дальше на север к «самой дальней из всех земель» — мифической Туле. Через шесть дней пути на север он заметил, что летние дни становятся длиннее, пока не стало круглые сутки светло. Пифей также сообщил о встрече с жителями Туле, которых, со своей древнегреческой цивилизационной колокольни он описал как дикарей и бедных земледельцев со светлой кожей и светло-русыми волосами. Страбон, рассказывая о Туле, цитирует Пифея: «люди [Туле] питаются просом и другими травами, а также фруктами и кореньями; а там, где есть зерно и мед, народ получает свой напиток также и из них [то есть делает медовуху]. Что же касается зерна, то он говорит, что, поскольку у них нет чистого солнечного света, они молотят его в больших зернохранилищах, предварительно собрав там колосья; потому что не возможно молотить на гумне из-за недостатка солнечного света и из-за дождей». А вот поэт Вергилий лишь раз упоминает остров: «Станешь ли богом морей беспредельных и чтить мореходы, Будут тебя одного, покоришь ли ты крайнюю Туле…»
Из Туле Пифей отплыл на юг и достиг устья под названием Метуонис, который простирался на 6000 стадий (около 1100 км) и был населен племенем Гионес. В дне езды находился остров Абалон (или Абалус), на берегах которого вымывается янтарь, который Пифей первым описал как смолу ископаемого дерева. Метуонис и Абалон можно было бы интерпретировать как Датский пролив, Ютландское янтарное побережье или побережье Балтийского моря, хотя они и не на расстоянии «одного дня пути».
И если Пифей скорее всего судя по описанию всё-таки достиг побережья или островов у побережья современной Норвегии, то в Средние века под Туле вероятнее всего подразумевали более отдаленную Исландию. А ирландский монах Дикуил в своей работе Liber De Mensura Orbis Terrae, написанной около 825 года, описывает Туле так: «Прошло уже тридцать лет с тех пор, как священнослужители, жившие на острове с первого февраля по первое августа, сказали мне, что не только в день летнего солнцестояния, но и в ближайшие дни, вечернее солнце прячется, как бы за небольшим холмом, так что в этот очень короткий промежуток времени не было темноты, и человек мог делать все, что угодно, как будто солнце было там, даже удалять вшей со своей рубашки, и если бы они были на вершине горы, может быть, солнце никогда бы не скрылось от них... Но однажды в пути к северу от этого места они обнаружили, что море замерзло. К северу от Британии в океане есть много других островов, до которых можно добраться с северных островов Британии в прямом путешествии продолжительностью два дня и ночи с парусами, наполненными постоянно попутным ветром... Есть еще одна группа небольших островов, почти все разделенных узкими полосами воды; в них уже почти сто лет живут отшельники, приплывающие из нашей страны, Ирландии. Но точно так же, как они всегда были покинуты от начала мира, так и теперь из-за пиратов-северян они отшельники их покинули и они наполнились бесчисленными овцами [имеется ввиду одичавшими домашними овцами] и множеством разнообразных морских птиц. Я никогда не находил упоминаний об этих островах в органах власти». Кстати на шотландском гэльском языке Исландия называется Innis Tile, то есть «Остров Туле». А еще позднее это название "перешло" к Гренландии. Название там закрепилось за городом Туле ( современный Каанаак) и народом Туле - предку современных инуитов.
Ранее название Туле было дано самой северной базе ВВС США на северо-западе Гренландии (сейчас переименована).
Тема острова Туле постоянно привлекала внимание многих других средневековых, классических и современных авторов, например Прокопия Кесарийского, Мавро Орбини, Гёте, Эдгара Аллана По, Брюсова, Пастернака, Набокова. Когда Роберт Пири открыл крайнюю северную точку Гренландии (мыс Моррис Джесуп) в 1900 году он сказал: «Я чувствую, что мой взгляд наконец остановился на Последней Туле Арктики». В честь Туле назван астероид (279) Туле, открытый в 1888 году, и химический элемент тулий, а в честь Пифея кратер на видимой стороне Луны. Вообще претендентов на идентификацию с Туле много - от Гренландии и Шпицбергена до эстонского острова Сааремаа (этот остров согласуется с расположением Янтарного побережья на расстоянии одного дня пути).
Существовало также нацистское ультраправое Общество Туле, провозгласившее Туле скандинавским эквивалентом Атлантиды и колыбелью арийской расы. Это политическое тайное общество, основанное авантюристом, масоном и розенкрейцером Рудольфом фон Зеботтендорфом в Мюнхене в августе 1918 года в конце Первой мировой войны, являлось по сути парамасонской ложей. Здесь с энтузиазмом фантазировали на тему того, что Туле являлось древнейшей в истории человечества германской культурой. По мнению этих фантазёров Туле - это сохранившийся фрагмент от ныне исчезнувшего континента Гиперборея, который был колыбелью исчезнувшей нордической цивилизации, обладавшей развитой наукой, чьи тайны будут храниться «неизвестными правителями», а его астрономические записи послужили источником для создания рун. Следы этой культуры якобы находят по всей Евразии, в том числе в Палестине (до того, как туда пришли евреи). Даже в Библии и, что ещё более удивительно, Талмуде Общество Туле усматривало намеки на немецкую «расу господ».
Поэтому неудивительно что это правоэкстремистскоt общество не только вдохновило самого Гитлера, но и спонсировало Немецкую рабочую партию, позже преобразованную Адольфом в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Общество боролось с коммунистами и евреями - оно требовало от всех потенциальных членов клясться, что в их жилах или жилах их жен не течет еврейская кровь. В целом оно вдохновлялось эзотерическими и мистическими идеями, почерпнутыми из ариософии Гвидо фон Листа, Йорга Ланца фон Либенфельса, самого Рудольфа фон Зеботтендорфа, Елены Блаватской, Артура де Гобино и ариоцентристских теорий некоторых немецких археологов. Как и последующая Аненербе, это общество было нацелено на уничтожение христианства и установление новой религии в Германии (тем более удивительно сотрудничество Ватикана с фашистскими диктатурами Европы, но это тема для другого раза).
Антиреспубликанское ультраправое Общество Туле находилось в оппозиции к кратковременной Баварской Советской Республике. Членам Общества Туле удалось 21 февраля 1919 года убить первого министра-председателя Народного государства Бавария (предшественник Баварской Социалистической Республики) Курта Эйснера. "Тулекцы" обвинили в смерти своих коллег Зеботтендорфа так как правительство Республики 30 апреля 1919 конфисковало у него списки членов общества, после чего несколько членов из этих списков были арестованы и убиты. После этого Зеботтендорф был вынужден покинуть Германию и уехать в Турцию.
В 1933 году национал-социалисты захватили власть и он вернулся в Германию, где надеялся вновь открыть Общество Туле. В том же году он опубликовал книгу «До прихода Гитлера», в которой значительно преувеличил собственную роль и влияние Общества Туле в первые дни национал-социалистического движения, изображая из себя чуть ли не предшественника Третьего рейха. Однако книга была запрещена так как Адику явно не понравились эти преувеличения. Посидев на дорожку в тюрьме в феврале 1934 года Зеботтендорф был депортирован из Германии, после чего он вернулся в Турцию где, страдая от безденежья, работал как на немецкий абвер, так и на британскую секретную службу, каждодневно опасаясь мести Алоизыча. В итоге в день капитуляции Германии 8 мая 1945 года в прессе появилась информация что Зеботтендорф утонул в Босфоре. Однако его смерть могла быть инсценирована им самим, так как 20 лет спустя, утром 10 декабря 1965 года было найдено тело старика очень похожее на Зеботтендорфа, лежащее на скамейке в парке Доганджылар в турецком Ускюдаре. Подтвердить или опровергнуть идентификацию старика как Зеботтендорфа в наше время крайне сложно.
И всё же остров Туле существует на географической карте, но не в Северном, а в Южном полушарии в архипелаге Южных Сандвичевых островов, рядом с островами Кука и Беллинсгаузена. Этот необитаемый остров открыл Джеймс Кук, проплывая мимо него на корабле «Резолюшн» 31 января 1775 года в попытке найти южный континент. Китобой Бенджамин Моррелл прибыл на остров в конце февраля 1823 года и поэтому второе название остров получил в честь него - остров Моррела, однако окончательно всё-таки закрепилось название в честь легендарного острова на краю земли.
С 1982 года остров находится под управлением Великобритании как часть британской заморской территории Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, на которые также претендует Республика Аргентина.