Найти тему
Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ

История Иерусалима

Иерусалим – город с долгой и легендарной историей. Он является духовным центром трех религий, и борьба за него велась на протяжении тысячелетий, от неолита и до современной эпохи, когда он служит духовной столицей двух стран: Израиля и Палестины.

Листайте:

У Иерусалима было трудное прошлое - город был атакован 52 раза, захвачен и отбит 44 раза, пережил 23 осады и дважды был основательно разрушен.

Хотя происхождение названия Йерушалаим неясно, было предложено несколько лингвистических интерпретаций. Некоторые считают, что это комбинация еврейских слов «йеруша» (наследие) и «шалом» (мир), что означает наследие мира. Другие указывают, что «шалом» является родственным еврейскому имени царя Соломона. Согласно библейской версии название происходит от Йере, имени, которое Авраам дал Храмовой горе, в результате чего получилось Йеру-Шалем, что означает «город Шалем» или «основанный Шалемом». «Шалем» означает «совершенный» или «непорочный». Следовательно, «Йерушалаим» означает «совершенный город» или «город того, кто совершенен». Окончание -им указывает на множественное число в грамматике иврита, а -айим - на двойственность, возможно, ссылка на тот факт, что город расположен на двух холмах. Иевусеи (доеврейское население Иудеи) называли его Иевус (Евус). Город фигурирует в надписях Древнего Египта под названием Рушалимум или Урушалимум, и это первое упоминание об Иерусалиме. Для арабов Иерусалим – это Аль-Кудс («Святой город»).

Иерусалим зародился как поселение у Источника Гихон в середине 4-го тысячелетия до нашей эры. Правда пока не доказано, что первые обитатели этого места жили здесь постоянно.

Холм был вновь заселен в раннем бронзовом веке ок. 3000 г. до н.э. Во время раскопок Паркера в 1909 году были найдены керамические изделия этого периода, прямоугольные дома и первые высеченные в скале гробницы на Масличной горе. Там также была найдена расписная керамика, типичная для городов юга страны, обнаруженной в Гезере и Иерихоне (VI и VII уровни), и черно-красная чаша, возможно, привезенная с Кипра.

Изображение ханаанского храма в Иерусалиме в представлении художника
Изображение ханаанского храма в Иерусалиме в представлении художника

Примерно к 1700 г. до н.э. хананеи-иевусеи (называвшие город «Иевус») построили стены высотой около 8 метров вокруг восточной стороны поселения.

Несколько сотен лет спустя Иерусалим стал вассалом египетского Нового царства. Город хотя и был не большим в этот период, занимая всего 3-4 гектара, все же был политически важным центром, оказывавшем влияние на окружающие города.

В канцелярских табличках фараонов Аменхотепа III и его преемника Эхнатона (ок. 1350 г. до н.э.), обнаруженных в Амарне город упоминается как Урусалим. Иерусалим описывается как небольшой город, управляемый правителем Абди-Хебой, вассалом фараона. В переписке, известной нам по шести дипломатическим письмам, которые Абди-Хеба адресовал фараону Эхнатону, он умолял фараона о военной помощи против его противников. Он позиционирует себя как единственного, кому Египет может по-настоящему доверять и жалуется на то, что египетский гарнизон был переведен из Иерусалима в Газу.

Одна из табличек из Амарна
Одна из табличек из Амарна

Таблички написаны на аккадском языке, что свидетельствует о существовании писцов в Иерусалиме в то время. В своем последнем письме правитель Иерусалима жалуется , что все потеряно - оборона ослаблена и город подвергается постоянным нападениям как со стороны хабиру, так и со стороны его соперников в Ханаане. К сожалению, как сложилась дальнейшая судьба Абди-Хебы мы не знаем. От того времени сохранилось мало археологических свидетельств, если не считать крошечный фрагмент (3 см на 2 см) глиняной таблички, написанной на аккадском языке, датируемой XIV веком до н.э.

Как и другие ханаанские города, Иерусалим подвергался нападению кочевых племен под названием хабиру, которых ряд ученых отождествляют с собственно древними еврейскими племенами.

Упоминания Хабиру в амарнских письмах. Абди-Хеба является автором писем с 285 по 290.
Упоминания Хабиру в амарнских письмах. Абди-Хеба является автором писем с 285 по 290.

В конце 2-го тысячелетия последовала очень заметная фаза упадка во всем регионе - он выходит из под власти египтян из-за вторжения народов моря.

Около 1000 г. до н.э. израильтяне под предводительством царя Давида напали на иевусеев-ханаан и разграбили Иерусалим. После завоевания Давид сделал его столицей Израиля. Так называемый Город Давида расположен на узком горном хребте, проходящем к югу от Храмовой Горы, вне городских стен Иерусалима. В 2005 году при раскопках были открыты стены Большого каменного строения. Была найдена часть стены длиной 79 метров и высотой 6 метров; толщина стен достигает 2-2,5 метров. Это строение интерпретируется некоторыми учеными как остатки дворца царя Давида. Здесь были найдены артефакты второй половины X века до н. э.

Листайте:

Согласно Библии на горе Сион (Храмовой Горе) он построил жертвенник, поместив ковчег завета в скинии. Здесь позднее сын Давида царь Соломон построит знаменитый Храм Соломона. Кроме того Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянную (или частично деревянную) резиденцию.

Через некоторое время после смерти царя Соломона приблизительно в 930 г. до н.э. Иудейское царство отделилось от Израильского царства. Иерусалим стал столицей Иудеи, и оставался ею около 400 лет. Столицей Израиля же стала Самария. Регион стал политически нестабильным, и в течение следующих двух столетий Иерусалим страдал от войн. В 925 году до н. э. в регион вторгся египетский фараон Третьего переходного периода Шешонк I, который захватил и разграбил Иерусалим.

В IX в. до н.э. Иерусалим был разграблен армией филистимлян, арабов и эфиопов. Несколько лет спустя царь Арамейского Дамаска Азаил завоевал и разграбил Иерусалим во время своего похода против Иудеи. Согласно Библии, царь Иоас отдал все сокровища Иерусалима в качестве дани, но Азаил уничтожил «всех князей народа» в городе.

В 701 г. до н.э. царь Езекия приказал прорыть канал от истока реки Гихон до Иерусалима, что обеспечивало снабжение водой в случае осады. В память о техническом подвиге Езекия выгравировал стелу. При нем также были укреплены стены Иерусалима.

Стена Езекии в Старом городе Иерусалима
Стена Езекии в Старом городе Иерусалима

Канал пригодился, когда в том же году царь Ассирии Сеннахирим (Синаххериб) осадил Иерусалим. Согласно Библии, это было чудесное событие, когда ангел убил 185 000 человек из армии Сеннахирима. Согласно рассказу самого Сеннахирима, сохранившемуся в призме Сеннахирима, царь Иудеи, Езекия, был «заперт в городе, как птица в клетке», и в конце концов убедил Сеннахирима уйти, послав ему «30 талантов золота и 800 талантов серебра, а также различные сокровища, богатую и огромную добычу». Езекия не только выплатил огромную дань, но и отдал в плен своих дочерей, а также признал ассирийское владычество, после чего Синаххериб снял осаду с Иерусалима. Иерусалиму еще повезло так как часть других городов Иудеи ассириец передал филистимлянам — союзникам Ассирии (также ассирийским вассалам).

Листайте:

В 722 г. до н.э. ассирийцы захватили северное Израильское царство, и его жители стали переселятся на юг, в Иерусалим, столицу Иудейского царства. Город начал развиваться тогда молниеносно, и его население увеличилось до 12 000 жителей, а площадь - до семьдесяти пяти гектаров. При этом разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Вефиле (Бет Эле) в 732 и 721 годах до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех израильских колен.

К концу VIII века до н.э. присутствуют все археологические признаки централизованного царства - печати, остраконы (глиняные черепки с записями), маркированные гири, стандартизированная керамика.

Чуть более ста лет спустя, в 597 г. до н.э., Иерусалим был осажден и завоеван вавилонянами. Вавилонский царь Навуходоносор посадил Седекию на трон в качестве вассала Вавилона, но вскоре после этого Седекия восстал. Реакция вавилонян была быстрой и жестокой. Навуходоносор заставил Седекию смотреть, как вавилоняне убили всех его детей, а затем они вырвали ему глаза, чтобы это было последнее, что он когда-либо видел. Затем вавилоняне разрушили храм Соломона и городские стены. Огромное количество жителей города вместе с Седекией были взяты в плен и отправлены в Вавилон. Часть оставшегося населения Иудеи, опасаясь мести Навуходоносора, бежала в Египет.

Несколько десятилетий спустя вавилоняне были завоеваны персами Ахеменидами, которые позволили евреям вернуться в Иудею, после чего евреи восстановили храм. Второй храм был завершен в 516 году во время правления персидского царя Дария Великого. По сравнению с поздним периодом Первого Храма, территория Иерусалима в персидский период сократилась. Население города Давида и Храмовой горы составляло около 1500 человек, с прилегающими окрестностями - около 3000 человек.

До эллинского вторжения Александра Македонского в IV веке до нашей эры Иерусалим управлялся как часть Персидской империи, которая была известна своим уважительным отношением к различным культурам и религиям. Иерусалим, переживал относительный мир и стабильность в течение почти двух столетий и спокойно жил под персидским правлением.

Во второй половине IV века до н.э. Персидская империя была завоевана Александром Македонским, а Иерусалим и земли Леванта попали под контроль греков. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. его империя распалась на государства-преемники. Иерусалим попал под юрисдикцию сначала Птолемеев, затем - Селевкидов.

В течение следующих нескольких десятилетий эллинизация Иерусалима вызвала восстание Маккавеев (в честь Иуды Маккавея). В то время иудейские обычаи подавлялись, и многие евреи перешли на сторону повстанцев. В 164 г. до н.э. повстанцы захватили Иерусалим и восстановили храмовое поклонение. Это событие отмечается сегодня в виде еврейского праздника Ханука.

Восстание привело к образованию независимого Иудейского государства, известного как государство Хасмонеев, которое просуществовало более века. В 37 г. до н.э. Ирод Великий осадил город, захватив его через 40 дней, что положило конец правлению более или менее независимых Хасмонеев и положило начало правлению Ирода как вассала Римской империи - он правил провинцией Иудея в качестве правителя римской провинции.

При правлении Ирода Иерусалим расширился, и торговля процветала. Ирод перестроил Второй Храм, более чем удвоив размеры окружающего его комплекса и увеличил чеканку монет. Храмовая гора стала крупнейшим религиозным святилищем в древнем мире. Плиний Старший, описывая достижения Ирода, назвал Иерусалим «самым известным из восточных городов, и не только городов Иудеи». А Тацит писал, что «Иерусалим – столица иудеев. В нем был храм, обладающий несметными богатствами».

Храмовая гора (реконструкция)
Храмовая гора (реконструкция)

Ирод также построил Кесарию Приморскую, которая заменила Иерусалим в качестве столицы римской провинции. В 6 г. н.э., через 2 года после смерти Ирода, Иудея и город Иерусалим перешли под прямое римское правление через римских префектов, прокураторов и легатов. К концу периода Второго Храма размеры и население Иерусалима достигли пика, который не был побит до XX века. В то время, по приблизительным оценкам, в городе проживало от 70 000 до 100 000 человек.

В течение первых десятилетий нового тысячелетия росла напряженность между римлянами и их еврейскими подданными. Эта напряженность достигла апогея в 70 г. н.э., когда еврейские жители Иерусалима возглавили крупное восстание против римского владычества. Под предводительством будущего римского императора Тита римляне осаждали город в течение пяти месяцев, прежде чем Иерусалим пал. Тит разрушил большую часть города, сжег Храм, от которого все, что осталось - это участок стены, известный сегодня как Стена Плача. В Риме был проведен триумф в честь падения Иерусалима, и в память об этом были построены две триумфальные арки, в том числе знаменитая арка Тита. Сокровища, награбленные из Храма, были выставлены на всеобщее обозрение.

Листайте:

Иерусалим восстал из пепла как римский город Элия Капитолина. Евреям было запрещено входить в этот город, что стало одной из причин восстания Симона Бар-Кохбы в 132 году нашей эры. Несмотря на то, что восстание поначалу было успешным - Бар-Кохбе удалось установить контроль над большей частью Иудеи на несколько лет - нет доказательств того, что им удалось взять под контроль Элию Капитолину. Восстание было подавлено императором Адрианом, и около полумиллиона евреев были убиты.

Серебряный шекель/тетрадрахм Бар-Кохбы с фасадом еврейского храма и восходящей звездой. На реверсе изображен росток пальмовой ветви и слова «За свободу Иерусалима».
Серебряный шекель/тетрадрахм Бар-Кохбы с фасадом еврейского храма и восходящей звездой. На реверсе изображен росток пальмовой ветви и слова «За свободу Иерусалима».

Элия Капитолина позднеримского периода была римской колонией, со всеми типичными учреждениями и символами – форумом и храмами римских богов. Адриан поместил главный форум города на пересечении главных улиц города - Кардо и Декуманус. Он также построил большой храм Юпитера Капитолийского, который позже стал местом Храма Гроба Господня. Город не имел стен и был защищен легким гарнизоном Десятого легиона. Гробница римских легионеров в Манахате, остатки римских вилл в Эйн-Яэль и Рамат-Рахель, а также печи Десятого легиона, найденные недалеко от Гиват-Рама, все в границах современного Иерусалима, являются признаками процесса романизации, когда римские граждане и римские ветераны поселились здесь в поздний римский период. Евреям по-прежнему было запрещено посещать город в течение оставшегося времени его пребывания в качестве римской провинции. В течение следующих двух столетий город оставался относительно незначительным языческим римским городом.

В начале IV века Византия, которая владела Ближним Востоком, обратился в христианство, и Иерусалим стал главным духовным центром империи. Храм Гроба Господня был построен на месте, где был распят Иисус Христос в 335 году н.э по инициативе Св. Елены, матери Константина Великого. Город процветал, но нет никаких доказательств того, что в его стенах к евреям относились лучше, и позволяли ли евреям вообще входить в него. Захоронения византийского периода являются исключительно христианскими, что позволяет предположить, что население Иерусалима в византийские времена, вероятно, состояло только из христиан.

После наступления Сасанидов Хосрова II в начале VII века на Сирию его полководцы Шахрбараз и Шахин напали на Иерусалим при поддержке евреев Палестины Примы, восставших против византийцев. Во время осады Иерусалима в 614 году, после 21 дня беспощадной осадной войны, Иерусалим был взят. Византийские хроники сообщают, что Сасаниды и евреи убили десятки тысяч христиан в городе и разрушили христианские памятники и церкви, в том числе Храм Гроба Господня. Завоеванный город оставался в руках Сасанидов около пятнадцати лет, пока византийский император Ираклий не отвоевал его в 629 году.

В 638 году н.э. Арабский халифат снова отвоевал Иерусалим. Согласно арабским историкам того времени, халиф Рашидун Умар ибн аль-Хаттаб лично отправился в город, чтобы его покорить, а затем помолиться на Храмовой горе. Умар ибн аль-Хаттаб позволил евреям вернуться жить в город и исповедовать свою религию после столетий изгнания римлянами и византийцами.

Во времена династии Омейядов (650–750) на Храмовой горе был построен Купол Скалы (691–692 гг. н.э.). Это не мечеть, а святыня, в которой хранится краеугольный камень. Мечеть Аль-Акса также была построена при правлении Омейядов в конце VII или начале VIII века в южной части комплекса и была связана с местом с тем же названием, упомянутым в Коране как место, которое посетил Мухаммед во время своего ночного путешествия.

-11

Под властью Фатимидского халифата (конец X—XI век) население города сократилось с примерно двухсот до менее ста тысяч. В начале XI века египетский фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Аллах приказал разрушить все христианские церкви. В 1033 году произошло еще одно землетрясение, сильно повредившее мечеть Аль-Акса. Фатимидский халиф Али аз-Захир перестроил и полностью отремонтировал мечеть между 1034 и 1036 годами.

При захвате города крестоносцы в 1099 году перебили большую часть его арабского и еврейского населения, после чего Иерусалим стал столицей Иерусалимского королевства. Готфрид Бульонский был избран королем Иерусалима 22 июля 1099 года, но не принял королевскую корону и умер год спустя. Бароны предложили корону Иерусалима брату Годфри Балдуину, графу Эдессы, который и был коронован патриархом Даймбертом на Рождество 1100 года в базилике Вифлеема.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году глазами художника
Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году глазами художника

Христианские переселенцы с Запада приступили к восстановлению главных святынь, связанных с жизнью Христа. Храм Гроба Господня был перестроен в крупную романскую церковь, а мусульманские святыни на Храмовой горе (Купол Скалы и мечеть Аль-Акса) были преобразованы под христианские цели. Именно в этот период был основан военный орден рыцарей-тамплиеров и был преобразован в военный орден - орден госпитальеров из-за необходимости защищать и заботиться о большом потоке паломников, направлявшихся в Иерусалим в XII веке.

В 1244 году город отвоевали хорезмские тюрки, а население вновь было истреблено — в живых осталось менее 2000 человек. После этого город оставался второстепенным населенным пунктом, и лишь в XVI веке его население вновь превысило 10 000 человек. Он переходил из рук в руки различных мусульманских фракций, пока в 1517 году не был окончательно завоёван османами, которые сохраняли за собой контроль над городом вплоть до 1917 года.

Карта Иерусалима 1650 года
Карта Иерусалима 1650 года

Хотя никакую территорию в Святой земле европейцы более не контролировали, христианское, в том числе европейское, присутствие в Иерусалиме сохранялось. При османах это присутствие усиливалось, по мере того как греки, — под патронажем турецкого султана, — восстанавливали, реконструировали или вновь основывали православные церкви, больницы и общины. В середине XIX века, с упадком Османской империи, город был захолустьем, с населением, которое не превышало 8000 человек. Тем не менее, даже тогда он был крайне неоднородным городом из-за его значимости для иудаизма, христианства и ислама. Население было разделено на четыре основные общины – иудейскую, христианскую, мусульманскую и армянскую – и первые три из них могли быть разделены на бесчисленные подгруппы, основанные на особенностях религиозной принадлежности или стране происхождения. Храм Гроба Господня был разделен между греко-православной, католической, армянской, коптской и эфиопской церквями. Напряженность между группами была настолько глубокой, что ключи от святыни и ее дверей были отданы «нейтральной» мусульманской семье, у которой находятся и поныне.

Мусульманская община окружала Храмовую гору (северо-восток), христиане жили в основном в окрестностях Храма Гроба Господня (северо-запад), иудеи жили в основном на склоне над Стеной Плача (юго-восток), а армяне жили возле Сионских ворот (юго-запад). Это деление легло в основу четырех кварталов во время британского мандата (1917–1948).

Карта Иерусалима 1883 года
Карта Иерусалима 1883 года

К 1860-м годам город, площадью всего в один квадратный километр, уже был перенаселен. Строительство Нового города за пределами городских стен в нескольких сотнях метров от Яффских ворот начала Русская православная церковь, построив комплекс, ныне известный как Русское подворье. Затем был построен евреями первый небольшой комплекс на холме с видом на Сионские ворота, через долину Еннома. Со временем, по мере того, как общины росли и соединялись географически, это место стало известно как Новый город.

Панорама Иерусалима, начало 20 века
Панорама Иерусалима, начало 20 века

Во время Первой мировой войны британцы нанесли османам поражение на Ближнем Востоке. Одержав победу в Палестине, Британская армия в 1917 году после битвы за Иерусалим захватила город.

Сдача Османской империей Иерусалима англичанам, 9 декабря 1917 г.
Сдача Османской империей Иерусалима англичанам, 9 декабря 1917 г.

В 1922 году Лига Наций на Лозаннской конференции поручила Соединенному Королевству официально управлять Палестиной, соседней Трансиорданией и Ираком. С 1922 по 1948 год общая численность населения города выросла с 52 000 до 165 000 человек, из которых 2/3 составляли евреи и 1/3 арабы (мусульмане и христиане). При британцах были построены новые пригороды-сады в западной и северной частях города и были основаны высшие учебные заведения, такие как Еврейский университет. Два важных новых учреждения, медицинский центр «Хадасса» и Еврейский университет, были основаны на горе Скопус в Иерусалиме. Тем не менее отношения между арабскими христианами и мусульманами и растущим еврейским населением в Иерусалиме ухудшились, что привело к повторяющимся беспорядкам. Уровень насилия продолжал расти на протяжении 1930-х и 1940-х годов. В июле 1946 года члены подпольной сионистской группировки «Иргун» взорвали часть гостиницы «Царь Давид», где временно находились британские войска, что привело к гибели 91 человека.

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций под давлением СССР одобрила план, согласно которому подмандатная Палестина должна была быть разделена на два государства: еврейское и арабское. Каждое государство должно было состоять из трех основных частей, соединенных экстерриториальными перекрестками, а также арабского анклава в Яффе. Иерусалим должен был быть передан под международное управление, что придало бы ему особый статус из-за его общей важности для авраамических религий. Однако план раздела не был реализован.

В результате арабо-израильской войны 1948 года Иерусалим был разделен между Израилем (Западный Иерусалим) и Иорданией (Восточный Иерусалим). Многие исторические и религиозно значимые здания в этот период в Восточном Иерусалиме были разрушены и заменены современными постройками, не смотря на осуждение мировой общественности.

Карта Иерусалима
Карта Иерусалима

Восточный Иерусалим был захвачен Армией обороны Израиля 7 июня 1967 года во время Шестидневной войны. 11 июня Израиль снес семивековой марокканский квартал. В нем он разрушил 14 культовых сооружений, в том числе 2 мечети и 135 домов, в которых проживали 650 человек. После чего на его месте была построена общественная площадь, примыкающая к Западной стене. До сих пор статус Восточного Иерусалима остается спорным вопросом. Международное сообщество не признает аннексию восточной части города, и большинство стран сохраняют свои посольства в Тель-Авиве.

Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня
История | Канал ЗРЮ В КОРЕНЬ | Дзен