Иерусалим – город с долгой и легендарной историей. Он является духовным центром трех религий, и борьба за него велась на протяжении тысячелетий, от неолита и до современной эпохи, когда он служит духовной столицей двух стран: Израиля и Палестины.
Листайте:
У Иерусалима было трудное прошлое - город был атакован 52 раза, захвачен и отбит 44 раза, пережил 23 осады и дважды был основательно разрушен.
Хотя происхождение названия Йерушалаим неясно, было предложено несколько лингвистических интерпретаций. Некоторые считают, что это комбинация еврейских слов «йеруша» (наследие) и «шалом» (мир), что означает наследие мира. Другие указывают, что «шалом» является родственным еврейскому имени царя Соломона. Согласно библейской версии название происходит от Йере, имени, которое Авраам дал Храмовой горе, в результате чего получилось Йеру-Шалем, что означает «город Шалем» или «основанный Шалемом». «Шалем» означает «совершенный» или «непорочный». Следовательно, «Йерушалаим» означает «совершенный город» или «город того, кто совершенен». Окончание -им указывает на множественное число в грамматике иврита, а -айим - на двойственность, возможно, ссылка на тот факт, что город расположен на двух холмах. Иевусеи (доеврейское население Иудеи) называли его Иевус (Евус). Город фигурирует в надписях Древнего Египта под названием Рушалимум или Урушалимум, и это первое упоминание об Иерусалиме. Для арабов Иерусалим – это Аль-Кудс («Святой город»).
Иерусалим зародился как поселение у Источника Гихон в середине 4-го тысячелетия до нашей эры. Правда пока не доказано, что первые обитатели этого места жили здесь постоянно.
Холм был вновь заселен в раннем бронзовом веке ок. 3000 г. до н.э. Во время раскопок Паркера в 1909 году были найдены керамические изделия этого периода, прямоугольные дома и первые высеченные в скале гробницы на Масличной горе. Там также была найдена расписная керамика, типичная для городов юга страны, обнаруженной в Гезере и Иерихоне (VI и VII уровни), и черно-красная чаша, возможно, привезенная с Кипра.
Примерно к 1700 г. до н.э. хананеи-иевусеи (называвшие город «Иевус») построили стены высотой около 8 метров вокруг восточной стороны поселения.
Несколько сотен лет спустя Иерусалим стал вассалом египетского Нового царства. Город хотя и был не большим в этот период, занимая всего 3-4 гектара, все же был политически важным центром, оказывавшем влияние на окружающие города.
В канцелярских табличках фараонов Аменхотепа III и его преемника Эхнатона (ок. 1350 г. до н.э.), обнаруженных в Амарне город упоминается как Урусалим. Иерусалим описывается как небольшой город, управляемый правителем Абди-Хебой, вассалом фараона. В переписке, известной нам по шести дипломатическим письмам, которые Абди-Хеба адресовал фараону Эхнатону, он умолял фараона о военной помощи против его противников. Он позиционирует себя как единственного, кому Египет может по-настоящему доверять и жалуется на то, что египетский гарнизон был переведен из Иерусалима в Газу.
Таблички написаны на аккадском языке, что свидетельствует о существовании писцов в Иерусалиме в то время. В своем последнем письме правитель Иерусалима жалуется , что все потеряно - оборона ослаблена и город подвергается постоянным нападениям как со стороны хабиру, так и со стороны его соперников в Ханаане. К сожалению, как сложилась дальнейшая судьба Абди-Хебы мы не знаем. От того времени сохранилось мало археологических свидетельств, если не считать крошечный фрагмент (3 см на 2 см) глиняной таблички, написанной на аккадском языке, датируемой XIV веком до н.э.
Как и другие ханаанские города, Иерусалим подвергался нападению кочевых племен под названием хабиру, которых ряд ученых отождествляют с собственно древними еврейскими племенами.
В конце 2-го тысячелетия последовала очень заметная фаза упадка во всем регионе - он выходит из под власти египтян из-за вторжения народов моря.
Около 1000 г. до н.э. израильтяне под предводительством царя Давида напали на иевусеев-ханаан и разграбили Иерусалим. После завоевания Давид сделал его столицей Израиля. Так называемый Город Давида расположен на узком горном хребте, проходящем к югу от Храмовой Горы, вне городских стен Иерусалима. В 2005 году при раскопках были открыты стены Большого каменного строения. Была найдена часть стены длиной 79 метров и высотой 6 метров; толщина стен достигает 2-2,5 метров. Это строение интерпретируется некоторыми учеными как остатки дворца царя Давида. Здесь были найдены артефакты второй половины X века до н. э.
Листайте:
Согласно Библии на горе Сион (Храмовой Горе) он построил жертвенник, поместив ковчег завета в скинии. Здесь позднее сын Давида царь Соломон построит знаменитый Храм Соломона. Кроме того Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянную (или частично деревянную) резиденцию.
Через некоторое время после смерти царя Соломона приблизительно в 930 г. до н.э. Иудейское царство отделилось от Израильского царства. Иерусалим стал столицей Иудеи, и оставался ею около 400 лет. Столицей Израиля же стала Самария. Регион стал политически нестабильным, и в течение следующих двух столетий Иерусалим страдал от войн. В 925 году до н. э. в регион вторгся египетский фараон Третьего переходного периода Шешонк I, который захватил и разграбил Иерусалим.
В IX в. до н.э. Иерусалим был разграблен армией филистимлян, арабов и эфиопов. Несколько лет спустя царь Арамейского Дамаска Азаил завоевал и разграбил Иерусалим во время своего похода против Иудеи. Согласно Библии, царь Иоас отдал все сокровища Иерусалима в качестве дани, но Азаил уничтожил «всех князей народа» в городе.
В 701 г. до н.э. царь Езекия приказал прорыть канал от истока реки Гихон до Иерусалима, что обеспечивало снабжение водой в случае осады. В память о техническом подвиге Езекия выгравировал стелу. При нем также были укреплены стены Иерусалима.
Канал пригодился, когда в том же году царь Ассирии Сеннахирим (Синаххериб) осадил Иерусалим. Согласно Библии, это было чудесное событие, когда ангел убил 185 000 человек из армии Сеннахирима. Согласно рассказу самого Сеннахирима, сохранившемуся в призме Сеннахирима, царь Иудеи, Езекия, был «заперт в городе, как птица в клетке», и в конце концов убедил Сеннахирима уйти, послав ему «30 талантов золота и 800 талантов серебра, а также различные сокровища, богатую и огромную добычу». Езекия не только выплатил огромную дань, но и отдал в плен своих дочерей, а также признал ассирийское владычество, после чего Синаххериб снял осаду с Иерусалима. Иерусалиму еще повезло так как часть других городов Иудеи ассириец передал филистимлянам — союзникам Ассирии (также ассирийским вассалам).
Листайте:
В 722 г. до н.э. ассирийцы захватили северное Израильское царство, и его жители стали переселятся на юг, в Иерусалим, столицу Иудейского царства. Город начал развиваться тогда молниеносно, и его население увеличилось до 12 000 жителей, а площадь - до семьдесяти пяти гектаров. При этом разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Вефиле (Бет Эле) в 732 и 721 годах до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех израильских колен.
К концу VIII века до н.э. присутствуют все археологические признаки централизованного царства - печати, остраконы (глиняные черепки с записями), маркированные гири, стандартизированная керамика.
Чуть более ста лет спустя, в 597 г. до н.э., Иерусалим был осажден и завоеван вавилонянами. Вавилонский царь Навуходоносор посадил Седекию на трон в качестве вассала Вавилона, но вскоре после этого Седекия восстал. Реакция вавилонян была быстрой и жестокой. Навуходоносор заставил Седекию смотреть, как вавилоняне убили всех его детей, а затем они вырвали ему глаза, чтобы это было последнее, что он когда-либо видел. Затем вавилоняне разрушили храм Соломона и городские стены. Огромное количество жителей города вместе с Седекией были взяты в плен и отправлены в Вавилон. Часть оставшегося населения Иудеи, опасаясь мести Навуходоносора, бежала в Египет.
Несколько десятилетий спустя вавилоняне были завоеваны персами Ахеменидами, которые позволили евреям вернуться в Иудею, после чего евреи восстановили храм. Второй храм был завершен в 516 году во время правления персидского царя Дария Великого. По сравнению с поздним периодом Первого Храма, территория Иерусалима в персидский период сократилась. Население города Давида и Храмовой горы составляло около 1500 человек, с прилегающими окрестностями - около 3000 человек.
До эллинского вторжения Александра Македонского в IV веке до нашей эры Иерусалим управлялся как часть Персидской империи, которая была известна своим уважительным отношением к различным культурам и религиям. Иерусалим, переживал относительный мир и стабильность в течение почти двух столетий и спокойно жил под персидским правлением.
Во второй половине IV века до н.э. Персидская империя была завоевана Александром Македонским, а Иерусалим и земли Леванта попали под контроль греков. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. его империя распалась на государства-преемники. Иерусалим попал под юрисдикцию сначала Птолемеев, затем - Селевкидов.
В течение следующих нескольких десятилетий эллинизация Иерусалима вызвала восстание Маккавеев (в честь Иуды Маккавея). В то время иудейские обычаи подавлялись, и многие евреи перешли на сторону повстанцев. В 164 г. до н.э. повстанцы захватили Иерусалим и восстановили храмовое поклонение. Это событие отмечается сегодня в виде еврейского праздника Ханука.
Восстание привело к образованию независимого Иудейского государства, известного как государство Хасмонеев, которое просуществовало более века. В 37 г. до н.э. Ирод Великий осадил город, захватив его через 40 дней, что положило конец правлению более или менее независимых Хасмонеев и положило начало правлению Ирода как вассала Римской империи - он правил провинцией Иудея в качестве правителя римской провинции.
При правлении Ирода Иерусалим расширился, и торговля процветала. Ирод перестроил Второй Храм, более чем удвоив размеры окружающего его комплекса и увеличил чеканку монет. Храмовая гора стала крупнейшим религиозным святилищем в древнем мире. Плиний Старший, описывая достижения Ирода, назвал Иерусалим «самым известным из восточных городов, и не только городов Иудеи». А Тацит писал, что «Иерусалим – столица иудеев. В нем был храм, обладающий несметными богатствами».
Ирод также построил Кесарию Приморскую, которая заменила Иерусалим в качестве столицы римской провинции. В 6 г. н.э., через 2 года после смерти Ирода, Иудея и город Иерусалим перешли под прямое римское правление через римских префектов, прокураторов и легатов. К концу периода Второго Храма размеры и население Иерусалима достигли пика, который не был побит до XX века. В то время, по приблизительным оценкам, в городе проживало от 70 000 до 100 000 человек.
В течение первых десятилетий нового тысячелетия росла напряженность между римлянами и их еврейскими подданными. Эта напряженность достигла апогея в 70 г. н.э., когда еврейские жители Иерусалима возглавили крупное восстание против римского владычества. Под предводительством будущего римского императора Тита римляне осаждали город в течение пяти месяцев, прежде чем Иерусалим пал. Тит разрушил большую часть города, сжег Храм, от которого все, что осталось - это участок стены, известный сегодня как Стена Плача. В Риме был проведен триумф в честь падения Иерусалима, и в память об этом были построены две триумфальные арки, в том числе знаменитая арка Тита. Сокровища, награбленные из Храма, были выставлены на всеобщее обозрение.
Листайте:
Иерусалим восстал из пепла как римский город Элия Капитолина. Евреям было запрещено входить в этот город, что стало одной из причин восстания Симона Бар-Кохбы в 132 году нашей эры. Несмотря на то, что восстание поначалу было успешным - Бар-Кохбе удалось установить контроль над большей частью Иудеи на несколько лет - нет доказательств того, что им удалось взять под контроль Элию Капитолину. Восстание было подавлено императором Адрианом, и около полумиллиона евреев были убиты.
Элия Капитолина позднеримского периода была римской колонией, со всеми типичными учреждениями и символами – форумом и храмами римских богов. Адриан поместил главный форум города на пересечении главных улиц города - Кардо и Декуманус. Он также построил большой храм Юпитера Капитолийского, который позже стал местом Храма Гроба Господня. Город не имел стен и был защищен легким гарнизоном Десятого легиона. Гробница римских легионеров в Манахате, остатки римских вилл в Эйн-Яэль и Рамат-Рахель, а также печи Десятого легиона, найденные недалеко от Гиват-Рама, все в границах современного Иерусалима, являются признаками процесса романизации, когда римские граждане и римские ветераны поселились здесь в поздний римский период. Евреям по-прежнему было запрещено посещать город в течение оставшегося времени его пребывания в качестве римской провинции. В течение следующих двух столетий город оставался относительно незначительным языческим римским городом.
В начале IV века Византия, которая владела Ближним Востоком, обратился в христианство, и Иерусалим стал главным духовным центром империи. Храм Гроба Господня был построен на месте, где был распят Иисус Христос в 335 году н.э по инициативе Св. Елены, матери Константина Великого. Город процветал, но нет никаких доказательств того, что в его стенах к евреям относились лучше, и позволяли ли евреям вообще входить в него. Захоронения византийского периода являются исключительно христианскими, что позволяет предположить, что население Иерусалима в византийские времена, вероятно, состояло только из христиан.
После наступления Сасанидов Хосрова II в начале VII века на Сирию его полководцы Шахрбараз и Шахин напали на Иерусалим при поддержке евреев Палестины Примы, восставших против византийцев. Во время осады Иерусалима в 614 году, после 21 дня беспощадной осадной войны, Иерусалим был взят. Византийские хроники сообщают, что Сасаниды и евреи убили десятки тысяч христиан в городе и разрушили христианские памятники и церкви, в том числе Храм Гроба Господня. Завоеванный город оставался в руках Сасанидов около пятнадцати лет, пока византийский император Ираклий не отвоевал его в 629 году.
В 638 году н.э. Арабский халифат снова отвоевал Иерусалим. Согласно арабским историкам того времени, халиф Рашидун Умар ибн аль-Хаттаб лично отправился в город, чтобы его покорить, а затем помолиться на Храмовой горе. Умар ибн аль-Хаттаб позволил евреям вернуться жить в город и исповедовать свою религию после столетий изгнания римлянами и византийцами.
Во времена династии Омейядов (650–750) на Храмовой горе был построен Купол Скалы (691–692 гг. н.э.). Это не мечеть, а святыня, в которой хранится краеугольный камень. Мечеть Аль-Акса также была построена при правлении Омейядов в конце VII или начале VIII века в южной части комплекса и была связана с местом с тем же названием, упомянутым в Коране как место, которое посетил Мухаммед во время своего ночного путешествия.
Под властью Фатимидского халифата (конец X—XI век) население города сократилось с примерно двухсот до менее ста тысяч. В начале XI века египетский фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Аллах приказал разрушить все христианские церкви. В 1033 году произошло еще одно землетрясение, сильно повредившее мечеть Аль-Акса. Фатимидский халиф Али аз-Захир перестроил и полностью отремонтировал мечеть между 1034 и 1036 годами.
При захвате города крестоносцы в 1099 году перебили большую часть его арабского и еврейского населения, после чего Иерусалим стал столицей Иерусалимского королевства. Готфрид Бульонский был избран королем Иерусалима 22 июля 1099 года, но не принял королевскую корону и умер год спустя. Бароны предложили корону Иерусалима брату Годфри Балдуину, графу Эдессы, который и был коронован патриархом Даймбертом на Рождество 1100 года в базилике Вифлеема.
Христианские переселенцы с Запада приступили к восстановлению главных святынь, связанных с жизнью Христа. Храм Гроба Господня был перестроен в крупную романскую церковь, а мусульманские святыни на Храмовой горе (Купол Скалы и мечеть Аль-Акса) были преобразованы под христианские цели. Именно в этот период был основан военный орден рыцарей-тамплиеров и был преобразован в военный орден - орден госпитальеров из-за необходимости защищать и заботиться о большом потоке паломников, направлявшихся в Иерусалим в XII веке.
В 1244 году город отвоевали хорезмские тюрки, а население вновь было истреблено — в живых осталось менее 2000 человек. После этого город оставался второстепенным населенным пунктом, и лишь в XVI веке его население вновь превысило 10 000 человек. Он переходил из рук в руки различных мусульманских фракций, пока в 1517 году не был окончательно завоёван османами, которые сохраняли за собой контроль над городом вплоть до 1917 года.
Хотя никакую территорию в Святой земле европейцы более не контролировали, христианское, в том числе европейское, присутствие в Иерусалиме сохранялось. При османах это присутствие усиливалось, по мере того как греки, — под патронажем турецкого султана, — восстанавливали, реконструировали или вновь основывали православные церкви, больницы и общины. В середине XIX века, с упадком Османской империи, город был захолустьем, с населением, которое не превышало 8000 человек. Тем не менее, даже тогда он был крайне неоднородным городом из-за его значимости для иудаизма, христианства и ислама. Население было разделено на четыре основные общины – иудейскую, христианскую, мусульманскую и армянскую – и первые три из них могли быть разделены на бесчисленные подгруппы, основанные на особенностях религиозной принадлежности или стране происхождения. Храм Гроба Господня был разделен между греко-православной, католической, армянской, коптской и эфиопской церквями. Напряженность между группами была настолько глубокой, что ключи от святыни и ее дверей были отданы «нейтральной» мусульманской семье, у которой находятся и поныне.
Мусульманская община окружала Храмовую гору (северо-восток), христиане жили в основном в окрестностях Храма Гроба Господня (северо-запад), иудеи жили в основном на склоне над Стеной Плача (юго-восток), а армяне жили возле Сионских ворот (юго-запад). Это деление легло в основу четырех кварталов во время британского мандата (1917–1948).
К 1860-м годам город, площадью всего в один квадратный километр, уже был перенаселен. Строительство Нового города за пределами городских стен в нескольких сотнях метров от Яффских ворот начала Русская православная церковь, построив комплекс, ныне известный как Русское подворье. Затем был построен евреями первый небольшой комплекс на холме с видом на Сионские ворота, через долину Еннома. Со временем, по мере того, как общины росли и соединялись географически, это место стало известно как Новый город.
Во время Первой мировой войны британцы нанесли османам поражение на Ближнем Востоке. Одержав победу в Палестине, Британская армия в 1917 году после битвы за Иерусалим захватила город.
В 1922 году Лига Наций на Лозаннской конференции поручила Соединенному Королевству официально управлять Палестиной, соседней Трансиорданией и Ираком. С 1922 по 1948 год общая численность населения города выросла с 52 000 до 165 000 человек, из которых 2/3 составляли евреи и 1/3 арабы (мусульмане и христиане). При британцах были построены новые пригороды-сады в западной и северной частях города и были основаны высшие учебные заведения, такие как Еврейский университет. Два важных новых учреждения, медицинский центр «Хадасса» и Еврейский университет, были основаны на горе Скопус в Иерусалиме. Тем не менее отношения между арабскими христианами и мусульманами и растущим еврейским населением в Иерусалиме ухудшились, что привело к повторяющимся беспорядкам. Уровень насилия продолжал расти на протяжении 1930-х и 1940-х годов. В июле 1946 года члены подпольной сионистской группировки «Иргун» взорвали часть гостиницы «Царь Давид», где временно находились британские войска, что привело к гибели 91 человека.
29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций под давлением СССР одобрила план, согласно которому подмандатная Палестина должна была быть разделена на два государства: еврейское и арабское. Каждое государство должно было состоять из трех основных частей, соединенных экстерриториальными перекрестками, а также арабского анклава в Яффе. Иерусалим должен был быть передан под международное управление, что придало бы ему особый статус из-за его общей важности для авраамических религий. Однако план раздела не был реализован.
В результате арабо-израильской войны 1948 года Иерусалим был разделен между Израилем (Западный Иерусалим) и Иорданией (Восточный Иерусалим). Многие исторические и религиозно значимые здания в этот период в Восточном Иерусалиме были разрушены и заменены современными постройками, не смотря на осуждение мировой общественности.
Восточный Иерусалим был захвачен Армией обороны Израиля 7 июня 1967 года во время Шестидневной войны. 11 июня Израиль снес семивековой марокканский квартал. В нем он разрушил 14 культовых сооружений, в том числе 2 мечети и 135 домов, в которых проживали 650 человек. После чего на его месте была построена общественная площадь, примыкающая к Западной стене. До сих пор статус Восточного Иерусалима остается спорным вопросом. Международное сообщество не признает аннексию восточной части города, и большинство стран сохраняют свои посольства в Тель-Авиве.