К 40-летию победы в Великой Отечественной войне советские кинематографисты сняли несколько картин. Одна из них – «Батальоны просят огня» по одноимённой повести Юрия Бондарева. Сам роман вышел ещё в 1957 году, и в нём Юрий Бондарев, сам воевавший, с почти документальной точностью зафиксировал события 1943 года. Бондарева киношники любили, его произведения экранизировались и раньше, и даже «Батальоны просят огня» частично перенесли на экран в 1969 году, когда режиссёр Юрий Озеров снимал эпопею «Освобождение». Но тогда это был скорее фильм по мотивам повести, чем её экранизация.
Снимать картину к юбилею победы доверили режиссёру Александру Боголюбову. Боголюбов числился в начинающих, в семидесятые он снял мультфильмы про Незнайку, но громких фильмов у него не было. Съёмки начались, но, как выяснилось, у режиссёра было особое видение фильма. Он хотел, чтобы в нём была лирическая нота.
Боголюбову виделись в ленте некие минуты тишины, мелодраматические эпизоды, в которых можно было бы показать, что происходит в душах людей, которые могут умереть прямо сейчас.
Но такой подход не пришёлся по душе Юрию Бондареву. Кроме того, у Боголюбова совсем не получались батальные сцены. Всё это заставило руководство «Мосфильма» заменить режиссёра. Срочно был вызван режиссёр Владимир Чеботарёв, более опытный, взрослый, авторитетный и, что немаловажно, сам прошедший через фронт. Ему была поставлена задача завершить съёмки в срок, обозначенный ещё для Боголюбова.
Чеботарёв согласился. Он давно мечтал снять фильм по прозе Юрия Бондарева, и когда предоставилась возможность, не просто ухватился за неё, а вложил всего себя. «Батальоны просят огня» стали для него главным фильмом и делом жизни.
Правда, режиссёр заявил, что намерен заменить часть актёров и переснять некоторые эпизоды. В первом составе главную роль, капитана Ермакова, играл Юрий Демич, но Чеботарёву он категорически не нравился. По его настоянию пригласили Александра Збруева, которого режиссёр счёл более фактурным. Также Владимир Чеботарёв добился, чтобы ленту сократили до четырёх серий (по замыслу Боголюбова она должна была состоять из восьми-десяти серий).
Как бывший фронтовик, сам проживший окопную жизнь,
Чеботарёв стремился очень достоверно воспроизвести на экране подробности и войны, и быта.
От этого не на шутку страдали артисты: их закидывали грязью, заливали водой, заставляли находиться в холоде. Кроме того, никакой компьютерной графики в те годы и в помине не было, дорисовать на экране красочные спецэффекты было невозможно, поэтому все боевые эпизоды снимали по-настоящему: на площадке стреляли орудия, грохотали пулемёты, гремели взрывы. Из-за этого некоторые исполнители даже завершили съёмки с лёгкими контузиями. Но во время съёмок атмосфера на площадке царила вполне дружеская, артисты помогали друг другу и практически не конфликтовали.
Изначально планировали снимать ленту на побережье Днепра, где и происходят действия по сюжету. Но
Чеботарёв выяснил, что приднепровский грунт жёсткий, поэтому при взрывах будет ранить актёров.
После изучения соседних областей выяснилось, что более мягкая почва окружает Десну, так что было принято решение отправиться туда. Выбор пал на Черниговскую область, где находились полигоны Министерства обороны. Туда «Мосфильм» прислал имевшуюся на студии технику и кавалерийский полк и командировал команду пиротехников с запасами тротила и каскадёрскую группу.
Владимир Чеботарёв собрал в фильме цвет советского кино: даже небольшие роли играли артисты именитые. Единственной женщиной на площадке была актриса Елена Попова, которой приходилось сниматься и жить в полевых условиях наравне с коллегами-мужчинами. Но все усилия группы оправдались.
«Батальоны просят огня» оценили зрители, но самым важным для участников съёмок и режиссёра стало одобрение ветеранов, которые сами принимали участие в Днепровской операции.
В восьмидесятые их было ещё много, и бывшие солдаты отмечали убедительность картины и достоверность сцен. И несмотря на то, что с момента премьеры прошло уже 35 лет, «Батальоны просят огня» по-прежнему смотрятся. Как честная, неприукрашенная, подлинная история о людях, очень разных людях, на войне.
А как вы считаете, картина выиграла бы, если была бы длиннее, как задумывалось изначально?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296