Джаз, иностранцы, главные советские звезды и клоун-дебютант — всё это комедия «Девушка с гитарой». Фильм начинался как лёгкая и забавная история, своего рода продолжение прогремевшей «Карнавальной ночи» (1956), а стал провалом и едва ли не проклятьем для создателей.
Сценарий «Девушки с гитарой» писали специально для Людмилы Гурченко.
«Карнавальная ночь», которую снял Эльдар Рязанов, уже полтора года шла в кинотеатрах и всякий раз собирала полные залы, а актриса купалась в популярности и славе. В 1957 году в СССР проводили Фестиваль молодёжи и студентов, во время которого
гостям со всего мира нужно было показать цветущую молодую страну, уже почти преодолевшую послевоенную разруху.
«Девушка с гитарой» замышлялась как эдакий агиплаткат, красивая иллюстрация советской действительности.
Группа была уже сбита, ведь предполагалось, что новым фильмом займутся создатели «Карнавальной ночи». Сценарий поручили написать Борису Ласкину и Владимиру Полякову, музыку — Анатолию Лепину, а режиссёром назначили Эльдара Рязанова. Плюс любимица миллионов зрителей Людмила Гурченко.
Гурченко рвалась работать, мысль о новых съёмках зводила и подстёгивала её. Отчасти она стремилась доказать миру кино, что её зря игнорировали поначалу, ведь ещё в 1956 году её сняли с роли в драме «Человек родился». Тогдашний супруг актрисы, режиссёр Василий Ордынский, который и делал этот фильм, мечтал, чтобы жена сыграла там главную роль. Но худсовет выбрал Ольгу Бган. Ордынский же всё-таки сумел ввести Гурченко в картину, доверив ей озвучание героини Бган. Но
Гурченко затаила обиду и на мужа, и на кинематографистов и потом годами доказывала, что они были неправы.
Когда первый вариант сценария был готов, начались проблемы. Первым отказался о работы Рязанов. Сама затея ему была не по вкусу, да и с Гурченко он сотрудничать не хотел. Ходили слухи, что он отказывался утверждать её и в «Карнавальную ночь», но на съёмках тогда настоял Иван Пырьев, директор «Мосфильма». Несмотря на успех ленты, у Рязанова не было желания повторять этот опыт, поэтому он занялся другой картиной (об этом — ниже). Следом за Рязановым ушёл и композитор Анатолий Лепин, и это стало ударом, ведь
«Девушка с гитарой» задумывалась как музыкальный фильм, без песен танцев он развалился бы.
Замену нужно было найти незамедлительно.
На помощь пришёл режиссёр Александр Файнциммер, который, строго говоря, в комедийном жанре силён не был.
В 1955 году Файнциммер выпустил героический фильм «Овод», сделавший его имя известным, но «Овода» никак нельзя было назвать беззаботной картиной для поднятия настроения.
Кстати, через двадцать лет Александр Файнциммер создаст ещё один кинохит — «Трактир на Пятницкой», но пока до этого очень далеко.
Когда зашла речь о композиторе,
Александр Файнциммер осторожно подкинул идею и введение в фильм джазовых мотивов.
В пятидесятые джаз понемногу входил в советскую жизнь, к нему относились пока с предубеждением, но уж точно без ненависти, что что режиссёр рискнул поэкспериментировать. Предложение Файнциммера неожиданно приняли. Так на площадке оказался Юрий Саульский. Прежде он в кино не работал, зато серьёзно увлекался джазом и был на хорошем счету.
В пару ему, дебютанту, дали более опытного коллегу Андрея Эшпая. Работа вновь закипела. Правда, самого Эшпая это не обрадовало:
он считал себя композитором серьёзным, а здесь нужно было писать незамысловатые песенки для мюзикла. Так что через некоторое время он с картины ушёл. Съёмки в очередной раз оказались под угрозой, поскольку молодой и неопытный Саульский в одиночку справиться с музыкой не мог. Тогда он позвал товарища, композитора Аркадия Островского. Этот тандем сложился, и всё наконец пошло как по маслу. Кстати, Юрий Саульский и Аркадий Островский на несколько секунд попали в кадр: они изобразили пианистов.
Главную мужскую роль, начинающего композитора и поклонника героини Людмилы Гурченко, сыграл Владимир Гусев, актёр, в которого были влюблены многие кинозрительницы. А вот
Людмила Гурченко испытывала к Владимиру неприязнь. И виноват в это был всё тот же фильм «Человек родился», воспоминания о котором так досаждали артистке.
Гусев сыграл там главную роль, после которой и стал популярным, и Гурченко это раздражало. Гусев же экранной возлюбленной симпатизировал и в жизни, но не понимал причин её враждебности. Коллеги после рассказывали, что
он постоянно донимал её вопросами, и благодаря этому появился чуть ли не главный хит «Девушки с гитарой» — нелепо пафосная, на грани фарса песня «Люся-Люся, я боюся».
Ну а ещё «Девушка с гитарой» открыла дорогу в кино Юрию Никулину. Он появился здесь в крошечной комичной роли пиротехника-неудачника (и впервые встретился с Людмилой Гурченко). Но актёр, уже известный в цирковой среде, запомнился и киноманам, и после этого его стали приглашать сниматься постоянно. Кстати, именно этот образ чудика приглянулся Леониду Гайдаю, который потом сделал Никулина одним из первых актёров СССР. И в очередной раз сошлюсь на автобиографическую книгу Никулина «Почти серьёзно». В ней он несколько страниц посвятил своему дебюту в кино и рассказал, что
фирменное словечко пиротехника придумал сам. Это было слово «джикнет», которым он случайно заменил написанное в сценарии «взорвётся» и которое так и вошло в ленту.
В прокате «Девушка с гитарой» была успешна, хотя и собрала куда меньше зрителей, чем «Карнавальная ночь». Но киноначальство фильм раскритиковало за легкомысленность, поверхность и безыдейность. К тому же джаз вновь становился нежелательным, и это сыграло против картины. Режиссёра Александра Файнциммера зачислили в неблагонадёжные и остранили от работы. Людмилу Гурченко заклеймили как бездарность, прицепили ярлык «певички из кабаре» и лишили ролей. Юрий Саульский попал в опалу, а джазовый ансамблю, которым он руководил, разогнали. И хоть формально «Девушку с гитарой» не запретили, из проката её вывели быстро, а повторять не захотели.
Удивительно, но в какой-то степени пострадал и Эльдар Рязанов, отказавшийся снимать «Девушку с гитарой».
Вместо этого он взялся за музыкальную комедию «Девушка без адреса», которую делал параллельно на том же «Мосфильме». У симпатичной и доброй «Девушки без адреса» тоже потом нашлось немало противников, а сам режиссёр записал её в число своих неудач.
А чем «Девушка с гитарой» запомнилась вам?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):