Найти в Дзене

Медаль за город Кёнигсберг

К 80-летию штурма столицы Восточной Пруссии

«Давай, ребята, закурим по одной!» Перекур возле руин Королевского замка
«Давай, ребята, закурим по одной!» Перекур возле руин Королевского замка

В ходе Восточно-Прусской операции, начавшейся 13 января 1945-го, уже через две недели Красная Армия дошла до Кёнигсберга. А 29 января город был даже окружён. Однако этот стремительный 100-километровый бросок дался большой ценой. Особенно обескровлены были советские войска, прорвавшиеся к Фришес Хафф (ныне – Калининградский залив)* и отрезавшие Кёнигсберг с юга. Здесь у противника сложилось явное превосходство. И он не замедлил этим воспользоваться.

* Польская часть былого Фришес Хафф (Фриш-Гаф, Фришес-Хафф) – Вислинский залив.

Красным на карте показан район, где немцам удалось пробить первый коридор вдоль залива. Пунктирными линиями отмечены границы территории, которую противник вернул себе в ходе февральского контрнаступления
Красным на карте показан район, где немцам удалось пробить первый коридор вдоль залива. Пунктирными линиями отмечены границы территории, которую противник вернул себе в ходе февральского контрнаступления

Уже 30 января враг начал мощное контрнаступление, сумев пробить коридор по берегу залива. Коридор, правда, получился совсем узким – шириной всего метров шестьсот. Но вдоль кромки воды неприятель проложил колонный путь и активно пользовался им для связи с главными немецкими силами в Восточной Пруссии – окружённой юго-западнее Кёнигсберга 4-й армией с центром дислокации в Хайлигенбайле (Мамоново).

А 19 февраля (на другой день после гибели Ивана Черняховского – командующего 3-м Белорусским фронтом) началось ещё более масштабное вражеское контрнаступление к западу от Кёнигсберга. И тут немцам тоже удалось прорвать окружение, пробив коридор – на сей раз более солидный – в направлении Пиллау (Балтийск).

Впрочем, всё это уже не могло изменить ситуацию в целом. И, в частности, того, что дни Кёнигсбергской группировки сочтены.

Берег залива Фришес после разгрома 4-й немецкой армии
Берег залива Фришес после разгрома 4-й немецкой армии

Однако прежде чем идти на штурм прусской столицы, требовалось устранить угрозу со стороны пусть и окружённой, но всё ещё внушительной 4-й немецкой армии. Операция по её ликвидации началась 13 марта 1945-го. Бои были чрезвычайно тяжёлыми, тем не менее уже 29 марта в районе Бальги завершилось уничтожение остатков противника, зажатого в котёл на берегу залива и не желавшего сдаваться. Лишь незначительная часть гитлеровцев успела переправиться на Фрише Нерунг (Балтийская коса)*.

* Фрише Нерунг (Фриш-Нерунг, Фрише-Нерунг) была поделена между СССР и Польшей, и свою половину косы поляки назвали Вислинской.

Последний резерв Третьего рейха. Инструктаж членов гитлерюгенда в Кёнигсберге (на территории нынешнего Центрального парка)
Последний резерв Третьего рейха. Инструктаж членов гитлерюгенда в Кёнигсберге (на территории нынешнего Центрального парка)

А тем временем заканчивалась подготовка к штурму Кёнигсберга.

Вечером 5 апреля и ночью 6-го задействованные в операции армии провели разведку боем. Вдруг немец скрытно отошёл с первой линии, не окажется ли бесцельной скорая артподготовка? Как выяснилось, на той стороне не ждали нападения, оставаясь на месте. Попутно были улучшены позиции для наступления, а также уточнены передний край обороны, система огня и группировка сил неприятеля.

К утру 6 апреля штурмовые отряды заняли позиции, с которых они должны были первыми идти в бой. В 9:00 началась артподготовка наступления с юга, в 10:00 – с севера. После того как к полудню артиллерия перенесла огонь в глубину вражеской обороны, пехота и танки пошли в атаку.

К ночи удалось занять два форта, ещё три – блокировать (а всего их было 15). Также враг был выбит из 15 пригородных посёлков и 102 городских кварталов.

В конце марта – начале апреля в районе Кёнигсберга держалась нелётная погода. Вот и в первый день штурма наша авиация лишь эпизодически участвовала в операции. Однако 7 апреля наконец распогодилось, и в середине дня 516 самолётов 18-й воздушной армии в течение часа сбросили на город 3743 бомбы. Сопротивление после этого массированного удара ослабло.

Впрочем, ослабло – не прекратилось. Продолжались тяжёлые бои, нередко доходило до рукопашных. А где-то гитлеровцев приходилось выжигать огнемётами…

Самолёты над Кёнигсбергом
Самолёты над Кёнигсбергом

Второй день штурма считается переломным. Немецкое командование всё более теряло нити управления, оборона становилась всё менее организованной.

-7

8 апреля в ходе ожесточённых боёв в 14:30 передовые части наступавшей с юга 11-й гвардейской армии соединились с передовыми частями продвигавшейся с севера 43-й армии. Встреча произошла в районе, где после войны много лет был кинотеатр с говорящим названием «Победа». Теперь в этом здании супермаркет. Но, несмотря на такие перемены, на фасаде, как и ранее, висит памятная доска в честь той встречи войск 8 апреля 1945-го.

Судя по рекламе фильма на калининградском кинотеатре «Победа», фотография – 1947 года
Судя по рекламе фильма на калининградском кинотеатре «Победа», фотография – 1947 года

Соединение двух армий означало, что в середине того дня кёнигсбергский гарнизон был окружён. Однако занятый район ещё требовалось удержать – на помощь окружённым с запада пробивались войска Земландской группировки. Сдерживать их яростный натиск сухопутным частям помогала авиация. Штурмовики и бомбардировщики до темноты утюжили этот район, мешая противнику сосредоточить силы, перебросить резервы.

Тем не менее именно здесь в ночь с 8 на 9 апреля неприятель попытался прорваться, нанеся удары сразу с двух сторон – из центра города и снаружи. Но советские воины устояли, пробить брешь в кольце окружения не удалось.

9 апреля наши войска продолжили теснить врага по всем направлениям. К середине дня под его контролем осталась лишь центральная часть города. И комендант Кёнигсберга генерал Отто Ляш обратился к советскому командованию с предложением о прекращении огня. После чего в бункер Ляша с ультиматумом о капитуляции были отправлены парламентёры: гвардии подполковник Пётр Яновский, гвардии капитан Александр Федорко и гвардии капитан Владимир Шпитальник:

С падения прусской столицы и началась очередная сводка Совинформбюро:

«Войска 3-го БЕЛОРУССКОГО фронта после упорных уличных боёв завершили разгром Кёнигсбергской группы немецких войск и сегодня, 9 апреля, штурмом овладели крепостью и главным городом Восточной Пруссии КЁНИГСБЕРГ – стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море».
Красное знамя над башней «Дона» (ныне там располагается Музей янтаря) стало символом того, что Кёнигсберг пал
Красное знамя над башней «Дона» (ныне там располагается Музей янтаря) стало символом того, что Кёнигсберг пал

Правда, хоть в оперативной сводке за 9 апреля и сообщалось, что остатки гарнизона сложили оружие, на самом деле последние очаги сопротивления в городе были подавлены только 10 апреля. Кроме того, продолжались бои на западных подступах, там, где ныне располагаются микрорайоны Прегольский и Александра Космодемьянского. Однако, несмотря на это, судьба Кёнигсберга была уже решена. И через три дня Красная Армия начнёт операцию по ликвидации последней прусской группировки с центром дислокации в Пиллау…

«Мы никогда не капитулируем!» Но под натиском Красной Армии крепость, создаваемая на протяжении веков, продержалась всего четыре дня
«Мы никогда не капитулируем!» Но под натиском Красной Армии крепость, создаваемая на протяжении веков, продержалась всего четыре дня

В Кёнигсберге враг обещал «устроить русским немецкий Сталинград». Как известно, немцам город на Волге полностью взять так и не удалось. Хотя это был обычный, не приспособленный к обороне город. Создаваемый же на протяжении веков город-крепость продержался всего четыре дня. Только разве могло быть иначе? Защитники Сталинграда стояли насмерть. А два года спустя советские воины не менее самоотверженно воевали в Кёнигсберге. И этой силе духа могла противостоять лишь такая же сила.

О многом говорит и учреждение медали «За взятие Кёнигсберга». До этого такие награды учреждались только по случаю взятия или освобождения столиц государств. Медаль «За взятие Кёнигсберга» была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945-го. Награждали ею участников боёв за город в период с 23 января по 10 апреля, а также организаторов и руководителей боевых операций при его взятии. В общей сложности этой наградой удостоено около 760 тысяч человек.

27 марта 2025-го на очередном заседании Совета Федерации было предложено сделать 9 апреля днём воинской славы. Судя по всему, так и будет. А между тем с этой датой связана и одна из самых заковыристых историй в калининградской топонимике.

Раньше в Калининграде была улица, название которое совпадало с датой на реверсе медали
Раньше в Калининграде была улица, название которое совпадало с датой на реверсе медали

Убирая в городе ещё в сорок пятом все «коричневые» топонимы, Герингштрассе переименовали в улицу 9 Апреля. Но в 1946 году она стала улицей 10 Апреля. И то была отнюдь не описка. Тем самым название улицы привели к общему знаменателю с медалью «За взятие Кёнигсберга», на которой стоит дата «10 апреля 1945».

Однако, когда в 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос, его имя присвоили… улице 10 Апреля. Многие стали возмущаться: неужели нельзя было это сделать в каком-то другом месте? Ведь в результате Калининград остался без «родовой» улицы! Вот какую позицию озвучил, скажем, совет военно-научного общества:

«В честь исторической даты в городе была улица 10 Апреля. Она неоправданно переименована. Ветераны Великой Отечественной войны высказывают единодушное мнение: восстановить название улицы 10 Апреля как символ завершения штурма Кёнигсберга».

Бились ветераны, бились – и добились. 20 марта 1970-го горисполком постановил: новой магистрали, которая будет проложена параллельно улице Клинической, присвоить наименование «Улица 10 Апреля».

Правда, в итоге она превратилась… в улицу 9 Апреля. Повторимся, 9 апреля советские парламентёры предъявили ультиматум о капитуляции, а Совинформбюро сообщило, что в этот день был взят главный город Восточной Пруссии. И взявшим его войскам Москва салютовала уже в ночь с 9 на 10 апреля. Да и отмечали день взятия Кёнигсберга всегда 9 апреля. Так, в общем, 9 апреля и оттеснило 10-е. Причём «естественным путём» – в архивах документов на сей счёт не нашлось.

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также:

Война и люди | Калининградская Пруссия | Дзен