Найти в Дзене
Московские истории

Гуляю по городу в шляпке с вуалью, румынках из каталога "Мюр и Мерилиз" и с кружевным зонтиком

Оглавление

Анна Кузнецова никогда не носила брюк и мини-юбок, у нее совсем другой стиль. Она говорит про себя: "Я не модница, я историк. Считается, что профессия накладывает отпечаток на личность, если ее любишь и ею увлечен. Так со мной и случилось".

Из каталога Мюр и Мерелиз 1913 года.
Из каталога Мюр и Мерелиз 1913 года.

Семейная предыстория

Может быть, все началось раньше, в дошкольном детстве, когда меня воспитывала прабабушка по матери, про которую при СССР сказали бы - «из бывших». Но она была мое самое близкое и родное настоящее, единственный авторитет на всю жизнь. Такой же, только моложе, была бабушка по отцу. У нее в родовом доме сохранялась старинная, ещё дедовская, обстановка, семейные фотоальбомы и интересные воспоминания. А бабушка по матери была дамой изящной, стильной и служила в ставке ГСВГ, в Вюнсдорфе, в больших чинах, что обязывало и сильно отражалось на ее облике и костюме. Так что насмотренностью определенного плана, как сейчас говорят, я была обеспечена весьма. И с ранней поры чувствовала, что есть понятие мода, а есть понятие стиль. И это далеко не одно и то же. Мода - это то, что мелькает с экранных показов и в передаче «Голубой огонек», и далеко не всегда и не на всех органично выглядит, а стиль - это отражение твоей сути, индивидуального мировоззрения и особенностей образа жизни.

В правилах всегда есть исключения, и моя молодая мама, напротив, всегда очень следила за модными тенденциями и следовала им буквально: «бабетта» модна - значит, из волос сооружаем ее; платья футляр и крутое мини- значит, носим их; лаковые французские сапоги-чулки- самый писк? Значит, непременно должны быть, и неважно, что в них холодно. Она была из поколения шестидесятников и страдала всеми его заморочками.

«Купи себе что-нибудь, порадуй меня!»

Я минимализму 60-х рьяно сопротивлялась с самого начала. Не по душе он мне был. И нынешний ренессанс минимализма тоже пережила равнодушно. Я максималист: люблю миди и макси, кружева, оборочки и воланы и разные подобные архитектурные излишества.

До старшего юношеского возраста вообще мало думала об одежде, да и времена были непростые - начало 80-х, как говорится, носите, что «выбросили» на прилавки, и радуйтесь. Я училась и не думала ни о чем, кроме своей науки, а потом работы. Но бабушку, ту, что служила в ГДР, весьма волновал мой внешний вид - чтобы я была «чудо, как хороша».

Помню ее вечную фразу: «Купи себе что-нибудь, порадуй меня!» Ну как я могла отказать? Приходилось шить у портнихи. В универмаге, в отделе женской одежды, был размерный ряд бесформенных, а потому подходящих на любую фигуру, а на деле уродующих платьев. Но был телевизор, и его тогда еще смотрели каждый день. И были фильмы. Например, «Дни Турбиных», в котором Елена Прекрасная елочку наряжает в мятежном Киеве, а на ней такое платьице:

Кадр из фильма "Дни Турбиных".
Кадр из фильма "Дни Турбиных".

Бабушка тут же набрасывала фасончик, говоря: «Смотри - это тебе пойдет!». И шили, и шло. Потом она снова придумывала что-то этакое, покупалась ткань, отделка, и снова визиты к портнихе.

Поиски своего стиля

Родители в это время были в загранке. Там входили в моду разные штаны - джинсы вареные, тертые, бананы; бейсболки, а также кроссовки, ветровки и прочие такого плана вещи. Меня это все не интересовало. Брюк никогда не носила принципиально, и даже школьную форму мне шили длинную, хорошо за колено. Я такая была одна из всего класса - как гимназистка, тогда, в 70-е, девочки носили исключительно мини. В один из приездов в отпуск мама все это заграничное на меня вывалила разом, я померила и поняла: не мое. Я себя в таком не принимаю. И тогда я поняла, что такое – свой стиль. Маме очень хотелось, чтобы я была «как все». Но номер не прошел.

Свой стиль я нашла очень быстро. Он оказался приближенным к моде раннего модерна: очерченная и хорошо поставленная талия, длинная юбка, английский приталенный пиджак (жакет) и обязательно шляпка. Шляпки я вообще носила лет с 7, сначала детские, а с 16 - классические модели. Но интересную летнюю соломенную шляпку, особенно в стиле раннего модерна, в магазинах найти непросто. Поэтому декорирую их сама:

Фото автора.
Фото автора.

Раньше знали толк в удобной жизни

Постепенно пришло понимание, что очень удобна накидка - прекрасно регулируется теплообмен, не мнется одежда, а главное - это очень красиво! А еще существуют зонтики-парасоли, веера, ридикюли, крупные броши, которые особенно хороши с камеями, тросточки с милыми головками собачек на рукоятке… И мне все это решительно нравится. Раньше знали толк в удобной жизни и эстетике.

Вот, например, нижняя юбка. Кто носит платья по фигуре и приталенную одежду, знают, как она необходима. Посадка платья сразу становится идеальной. Только вот купить достойную в наше время невозможно, исчез из продажи такой вид дамского белья. Старинные юбки эпохи модерна - произведения искусства, достойные музея. Когда я собралась шить себе подобное, изучала образцы на фото и технологию их пошива по книгам конца XIX века.

Если подойти к решению проблемы творчески, может получиться шедевр. Например, вот такой: вискоза, кружево, вживленное в вискозу, девять клиньев с кружевными вставками-медальонами:

Фото автора.
Фото автора.

Так я пришла к пошиву одежды по моде 1900-х годов

Так, неуклонно и верно, я пришла к занятию исторической реконструкцией - пошиву одежды по моде 1900 - 1910 годов. Эта тема органично вписалась в спектр моих разнообразных связанных с историей хобби. А когда я окончательно стала домохозяйкой, то попробовала шить и более сложные вещи. Потому что ни одна портниха в городе не сможет понять, что именно мне надо, даже если я принесу ей модный журнал 1905 года, бархат, кружева, различную тесьму и прочую театральную фурнитуру.

Начинала я с накидок, причем довольно непростых в декоре, изощряясь в отделке и форме воротников. Они отлично украшают и согревают, не сминая платья. Теперь у меня собралась коллекция - в дополнение к разным платьям.

Фото автора.
Фото автора.

Наконец, дошла и до пошива пальто-тальмы:

-6

Вот что получилось:

Фото автора.
Фото автора.

Обувь в стиле

Обувь я сама не сошью при всем желании, и тут мне повезло. Потомственный сапожник-кимряк из московского модельного дома Алены Ахмадуллиной меня понял и воплощает разные идеи со страниц каталога Мюра и Мерилиза - сапожки-румынки и туфли:

Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Пусть смотрят!

Совсем я отошла от современных тенденций. Гуляю по городу в манто или тальме, шляпках с вуалью или полями, в румынках и под кружевным зонтиком, когда солнце. Кайф!

Фото из архива автора.
Фото из архива автора.

Да, во всем этом я хожу по улицам, ношу дома, и это очень удобно. А, главное, я ощущаю, что именно это мой стиль.

Недавно, слушая очередную лекцию историка искусства Александра Васильева, порадовалась, что в Европе набирает силу (а значит, и к нам придет рано или поздно) стилевое правление в моде, именуемое «Анна Каренина»: русские меха, бархат, кружева, вышивки - все то, что было на женщинах в последнюю четверть XIX века и первое десятилетие XX (то есть викторианский и эдвардианский периоды). Героиня романа Анна Каренина - не образец для подражания в моем понимании картины мира, но я порадовалась, что наконец-то я со своим стилем впишусь в общемировую модную струю. Хотя, в принципе, мне все равно. Мне главное носить не то, что носит большинство, что рекомендуют модные журналы и блогеры, а то, в чем мне максимально подходит во всех отношениях.

Фото автора.
Фото автора.

К моему облику жители нашего подмосковного городка давно привыкли, а молодежь искренне комплименты делает. И вот тогда я радуюсь. Не тому, что получила похвалу - я весьма самодостаточна, а тому, что им это нравится. Они видят, что можно носить не только штаны, худи и кроссовки. Я таким образом хоть немного, но вношу свою лепту в разнообразие их насмотренности.

Другие истории автора - мастерицы на все руки: